ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО РУССКОМУ НАРОДНОМУ КОСТЮМУ 13 страница

Исследование подлинников архангельского, вологодского, московского и нижегородского костюмов выявило в них наличие красного сарафана, выполненного как из фабричных покупных тканей (шелковых, кумача), так и из домотканых (в том числе пестряди).

Структурное сходство прослеживается в первую очередь в костюмах северных регионов — Архангельского и Вологодского. Костюмы этих регионов (или в целом Русского Севера) донесли до нас традиционный русский костюм в наибольшей степени в первозданном, не подвергшемся изменениям или влияниям извне наслоениям.

Для женских костюмов южных регионов России характерно повсеместное бытование понев. Постепенное развитие поневы и ступени ее развития характеризуют южновеликорусское население. Древнейший вид поневы очень близок к украинской запаске и представляет собой простой кусок ткани (полотнище), облегающий фигуру сзади в области бедер и оставляющий незакрытой прореху спереди — это распашная понева без прошвы. Появление прошвы, т.е. вставки из другой, как правило, гладкой ткани, в переднюю прореху, характеризует дальнейшую стадию в развитии поневы (это понева с прошвой, или глухая понева) и сближает ее с юбкой. Когда прошва выполнялась одного и того же цвета и из одной и той же ткани, что и понева, получалась юбка, которая и является ни чем иным, как простым развитием поневы. Анализ подлинников показал, что имели место случаи одновременного бытования различного типа понев.

3.2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ И ВОЛОГОДСКИЙ КОСТЮМЫ

Составление композиций женского архангельского и вологодского костюмов на основе музейных подлинных образцов подтвердило свойственную им структуру, описанную собирателями и коллекционерами костюмов сто лет тому назад (Русские национальные костюмы//Мiръ женщины. 188 СПб., 1914, №7. С. 13-18.). В состав архангельского женского костюма входила белая полотняная рубаха, поверх которой был надет шелковый сарафан с орнаментом "букеты", подол обшит золотой бахромой. Талия опоясана шелковым поясом с бахромой. Голова повязана повойником. На ногах чулки и кожаные коты. На шее — две нитки стеклянных бус. По дошедшим до нас сведениям об одежде крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии, в состав женского костюма входили рубаха, сарафан набивник, кабатушка (из холста или штофа) и шубка (безрукавка — на вате или очесах из льна с ситцевым верхом). Сарафаны большей частью изготовлялись из красного ситца и кумача, шелковых и шерстяных здесь не носили. Сарафаны состояли из пяти полотнищ, длиной от верхней линии груди до се редины голени. Вверху у сарафана были заложены складки, обшитые хлопчатобумажной тесьмой. Набивники изготовлялись из набивного холста, состояли из трех полотнищ: два спереди, одно сзади, а по бокам клинья. Отделывался набивной сарафан гарусом, медными круглыми пуговицами и петлицами из шнурка.

Красочные набивные сарафаны — особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Еще в конце 60-х гг. XX в.. в крестьянском быту можно было воочию увидеть красочные набивные домотканые сарафаны (рис. 174). Кабатушки изготовлялись из холста или ситца. На голове архангельские женщины носили повойники из ситца, кумача, шелковых тканей и даже из парчи. Повойники были низкие и высокие, последние из них изготовлялись большей частью из парчи на подкладке и надевались по праздникам. Девушки обычно носили на головах платки, а по праздникам — повязки из двух полос парчовой ткани. Обувью, кроме валенок, были коты (без голенищ); на голени надевали "опушень" (из красного сукна), в него продергивали "плетень", которым коты закрепляли на ногах.

Составными элементами костюма крестьянки Сольвычегодского уезда Вологодской губернии были рубаха из кумача, из такой же ткани сарафан, обшитый золотым галуном и подпоясанный алым шнурком, шерстяные пестрые чулки, башмаки с подковками. На голове носили кокошник (шамшура), вышитый золотом, а поверх него повязывали шелковый платок. Встречался и такой перечень элементов женского сольвычегодского костюма — рубаха, сарафан, пониток, казакин, полушубок, шубка. Рубаха изготовлялась с длинными рукавами из холста, ситца, шерстяной или шелковой ткани. У нарядных праздничных рубах встречались ластовицы, вышитые золотом и обшитые бахромой. Юбки изготовлялись из синего с набивным узором холста. Характерным признаком вологодского костюма ряда мест, своего рода композиционным акцентом, являлись полосатые цветные шерстяные юбки. Такие юбки по праздникам носили вологодские женщины в тех местах, где сохранился традиционный костюм, вплоть до 70-х ГГ. XX в. (рис. 175).

Рис. 174. Вологодские костюмы с набивным сарафаном в быту (материалы экспедиции автора на Вологодчину, 1966 г.):

а — женский костюм, Тарногский район, дер. Тырлынская; б — Вологодский женский костюм с шугаем и набивным сарафаном (музей МТИ)

В Архангельской и Вологодской губерниях распространенной верхней одеждой был пониток — различной длины, часто укороченный, сзади со сборками. Изготовлялся он из сукманины и серого сукна, отделывался кантом, шнурами часто контрастного (темного) цвета. Понитки носили девушки и молодые женщины, казакины (Праздничная одежда, облегающая фигуру, длиной до коленей; изготовляли из сукна, китайки, молескина.) — пожилые женщины (рис. 176). Незаменимой зимней одеждой женщин и мужчин были овчинные полушубки, шубы, тулупы (см. рис. 135,136).

Головными уборами крестьянок Русского Севера были повязки, кокошники, повойники, шамшуры, конуры, платки. Повязка — это полоса ткани, шитая золотом; завязывалась сзади, верхние части концов закрывались бантом, вышитым золотом. Кокошник и шамшура изготовлялись одинаково. Разница была только в том, что передняя часть кокошника обшивалась позументом, а шамшура выстегивалась из кумача и пакли. Конура формой напоминала верхнюю часть митры. Конуру надевали невесты поверх повязки. Поверх головных уборов надевали ситце вые, кашемировые, шелковые, шерстяные платки и шали (см. рис. 110,122).

Женской обувью, кроме лаптей, служили коты, башмаки, полусапожки, зимой — катанки. Перчатки и рукавицы для зимних работ вязались из овечьей шерсти, праздничные — вышивались по сукну шерстью, серебром и золотом. В праздники крестьянки надевали серебряные серьги, а на руках носили множество колец и перстней местной работы.

В результате системного изучения и структурного анализа обширного подлинного материала музейных коллекций автором созданы композиции комплексов, содержащие образную характеристику костюма исследуемых регионов. Это костюмы-образы, выявляющие архитектонику русского народного костюма. Как известно, в эстетическом аспекте художественный образ представляется целесообразным жизнеспособным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически внесенного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Все эти качества с особой силой присущи русскому народному костюму.

Рис. 175. Вологодский костюм с полосатой юбкой. Музейный подлинник (Тотьма)

Рис. 176. Вологодский женский костюм с верхней одеждой — казакином — в быту (материал экспедиции автора на Вологодчину, 1966 г.)

 

Выразительный образ произведений пространственных искусств (в том числе народного костюма) достигается использованием зрительно-формальных элементов, которые способствуют созданию определенной духовной атмосферы, настроения, выявлению идейного смысла произведения. Русский народный костюм является произведением искусства в силу своей выразительности, сочетания в себе полезного и красивого. Народный костюм наделен его создателем — народом — образным, идейно-эмоциональным, поэтическим смыслом. Внешне костюм (и его элементы) выступает как пространственная структура. Границей, определяющей эту структуру относительно внешней среды, служит форма. Под структурой формы понимается определенная пространственная система геометрических элементов формы, обусловленная образным, функциональным и техническим решением.

3.2.1. АННОТАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКИХ КОСТЮМОВ

Костюм с душегреей (рис. 177) включает рубаху, сарафан, душегрею, кокошник, платок, обувь.

Рубаха выполнена из малинового штофа, юбка — из холста, самый, низ рубахи отделан узорным ткачеством. Оплечье, вырез горловины и нагрудный разрез декорированы вышивкой золотой и серебряной нитью, блестками, черным бисером, по краю проложены шерстяные цветные "пушки".

Ширина вдвое сложенного низа рубахи (подола) 79 см. Стан состоит из переднего и заднего полотнищ, по бокам вставлено по два клина; ширина полотнища 34 см, ширина двух клиньев (вместе) вверху 45 см. Общая длина рубахи 129 см (из них 4 см — воротник-стойка, 17 см — лиф из штофа и 108 см — стан холщовый). Рубаха с прямыми поляками. Общая длина рукавов (от "стойки") 81,5 см (из них 13 см — полики, 9 см — декоративное оплечье и 62,5 см рукав).

Сарафан, выполненный из малинового штофа, распашной, вдоль линии застежки — отделка парчой и металлическими пуговицами. Общая длина (по спинке) 108 см. Ширина вдвое сложенного сарафана; вверху 47 см, внизу 216 см. Ширина декоративных полос вдоль застежки (галуны) 7 см.

Душегрея из атласа, в музейной описи обозначенная как коротенька, изготовлена на вате. Конструктивно спинка решена в частую сборку типа трубчатых складок (31 складка). Подкладка из ситца в мелкую крапинку. Длина по спинке 42 см. Ширина по низу 138 см. Длина бретелей 40,5 см.

Кокошник: по основе из кумача выполнено золотое шитье; отделка — стеклярус, золотые ленты, позумент, сплошной застил вышивкой.

Платок размером 115,5 х 122 см отделан золотым шитьем. Ширина бахромы 8,5 см. Основа платка — белая бязь; изнанка платка выполнена без шитья.

Обувь — кожаные ботинки на каблуках с удлиненными берцами.

Костюм с пестрядинным сарафаном (рис. 178) включает рубаху, сарафан, передник, верхнюю одежду, девичью повязку, платок, обувь.

Рубаха из белого холста с отделкой кружевами по низу рукавов. Общая длина 102 см. Ширина вдвое сложенной рубахи по низу 85 см. Стан состоит из полотнищ, расположенных по центру (спереди и сзади) и по бокам, с боковыми клиньями. Ширина полотнища 34,5 см. Ширина клина 15,5 см, длина 48 см.

Сарафан пестрядинный, в красно-черно-белую клетку. Ширина вдвое сложенного сарафана вверху 42 см. Общая длина по спинке 120 см (из них 4 см — лиф, 116 см — стан). Ширина вдвое сложенного сарафана по низу 130 см. Вверху (спереди и сзади) сарафан заложен в складки. Стан состоит из пяти полотнищ.

Передник из пестряди. На расстоянии 8 см от низа выполнен тканый орнамент шириной 19 см по льняному фону (красному с черными узкими полосками). Передник крепится на фигуре на линии талии притачным пояском. По верхнему срезу передника заложены односторонние складки. Ширина пояска 3,5 см. Длина передника 86 см, ширина по низу 107 см.

Верхняя одежда — куртка. Изготовлена из белой полусуконной домотканины. По подолу проходит широкая орнаментальная полоса с выразительным ритмом полос. Горловина оторочена пестрядью.

Длина куртки по спинке 82 см, спереди 70 см + 13 см (орнаментальная полоса). Длина плеча 18 см, рукава 61 см. Ширина рукава вверху 21 см, по низу 14,5 см.

Спинка, отрезная по линии талии, конструктивно выполнена на лифе со средним швом и с боковыми фигурными (овальными) рельефными швами. Юбка сзади по линии пришива к лифу — в сборку. Длина лифа 37 см. Ширина спинки (на уровне втачивания рукавов) 20 см. Линии горловины и борта оторочены тесьмой. Застежка — на металлические крючки и петли.

Девичья повязка из шелка алого цвета расшита серебряной нитью. Спереди — полосы позумента. Край обшит лиловым шелком. Подкладка — холст. Сзади — парчовый бант, кисточки, мишура. Головка повязки у линии соединения с налобником собрана в мягкую сборку ("поголове").

Платок из фабричного ситца, орнамент расположен по краям ("бордюр"), мотив — "огурцы" — по темно-синему полю. Размер платка 105 х 95 см.

Обувь — кожаные ботинки на шнуровке, на каблуках, с удлиненными берцами.

3.2.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ АРХАНГЕЛЬСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с душегреей (каргопольский комплекс, см. рис. 177). Форма костюма строится исходя из головного, плечевого и грудного опорных (конструктивных) поясов. На головном опорном поясе крепится кокошник и головной платок, по колориту созвучный кокошнику. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепятся сарафан и душегрея. Карго польский костюм, касающийся фигуры в основном в плечевом опорном поясе, как бы скрывает ее строение и создает этим самым впечатление монументальности, величия.

Грудной пояс лишь акцентируется верхним краем полотнищ (передних и заднего) сарафана и душегреи и орнаментальной полосой, которая вступает в созвучие с вертикальной (вдоль линии борта душегреи и вдоль всей длины сарафана), создавая симметричную композицию костюма. Положение костюма определяется тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими ярко выраженную динамическую направленность костюма снизу вверх.

Конструктивные линии формы являются местами средоточия декора — горловина и нагрудный разрез рубахи, линия плечевого пояса рубахи, верхний край душегреи (спереди и сзади), линия борта душегреи и сарафана. Орнаментальные мотивы на костюме условны, стилизованы и схематичны, при этом они связаны между собой в единое целое по правилам орнаментального ритма и симметрии. Величественный вид, динамику костюму придают здесь вертикальные и наклонные линии душегреи и сарафана. Особое значение анализируемого костюма достигается посредством красного цвета и его оттенков.

Эмоциональный настрой костюму придает наряду с линиями формы также цвето-фактурное и декоративное решение. В результате взаимосвязей и сочетаний линий, цветов, фактур создан праздничный костюм: поэтизирована прозаическая бытовая вещь.

Геометрический вид формы — трапеция, в профильном силуэтном изображении — треугольник. Величина формы — большая: длина сарафана до линии щиколоток. Костюм построен на сочетании красных и золотисто-серебристых цветов. Целостная композиция костюма отражает логику и органичность связи конструкции рубахи, сарафана и душегреи с решением костюма в целом. Элементы формы согласованы в костюме по принципу нюанса — контраста: форма сарафана переходит в форму душегреи в сочетании с платком или в форму душегреи с малой формой головного убора (кокошника). Композиционные центры (головной убор, линия выреза горловины, плечевой пояс и линия груди) смещены вверх, согласованы между собой и составляют единое целое.

Весь костюм-образ построен на богатстве и сочетании фактур фабричных (покупных) тканей.

Костюм с пестрядинным сарафаном (поморский комплекс, см. рис. 178). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов. В поморском комплексе подобно первому костюму-образу на головном опорном поясе крепятся кокошник и платок. На плечевом опорном поясе строится рубаха, объемная форма которой создается присбориванием полотнищ по вырезу горловины и в местах соединения рукавов с основными полотнищами рубахи (станом). На плечевом поясе крепятся сарафан и верхняя одежда с рукавами. Грудной пояс акцентируется верхним краем полотнищ сарафана. Акцент по линии талии создается перехватом фигуры передником и прилегающей формой верхней одежды. Положение костюма в пространстве определяется тремя силуэтными изображениями (спереди, сбоку и сзади), выявляя этим самым образное пластическое состояние костюма-образа. Динамика формы достигнута благодаря контрастному соотношению нижней и верхней частей костюма. В сочетании с верхней одеждой соотношения частей композиции приближаются к нюансу, а тонально-светлотный контраст усиливает динамику костюма. Местами средоточия декора в композиции костюма являются конструктивные линии, которые как бы замыкают форму (низ сарафана, верхней одежды, рукавов).

Орнаментально-цветовым аккордом является головной убор. Орнаментальные мотивы в элементах костюма условны, просты, в основном представлены в виде полос и клеток, взаимосвязанных между собой по правилам орнаментального ритма и сим метрии. Здесь, как и в предыдущем костюме, специфическое звучание придают красный цвет и его оттенки. Спокойный, сдержанный, тактичный фон костюма озвучен декоративными линиями (полоса ми) и красочностью головного убора. Это наглядный пример цвето-фактурного и светлотного решения русского северного народного костюма, олицетворяющего достоинства русского народного костюма в целом.

Геометрический вид формы костюма — трапеция, в профильном изображении — треугольник. Величина формы — большая. Костюм построен на сочетании красных, белого, с незначительным вкраплением золотисто-серебристых и синего цветов. Целостность композиции достигнута не только цветовым и фактурным сочетаниями, но и органичностью связи конструктивного решения рубахи, сарафана, передника, головного убора и верхней одежды.

Элементы формы согласованы в костюме по принципу контраста. В сочетании с верхней одеждой соотношение элементов приближается к нюансу. В костюме присутствуют два ярко выраженных композиционных центра: головной плечевой пояс и низ 2 костюма. Оба композиционных центра органично согласованы между собой. Костюм построен на благородном сочетании цветов и фактур тканей домашнего производства.

Рис. 177. Архангельский народный костюм с душегреей — костюм-образ. Музейные подлинники (АОКМ)

3.2.3. АННОТАЦИИ ВОЛОГОДСКИХ КОСТЮМОВ

Вологодский костюм с шелковым сарафаном (рис. 179) включает рубаху "рукава", сарафан, головной убор, платок, верхнюю одежду — кофту, обувь.

Рубаха из белой кисеи — старинный праздничный наряд женщин и девушек. По горловине рубаха присборена; спереди на груди — разрез. Подстава — из белого (отбельного) холста. Рукав вшит в прямую пройму, по длине укороченный, по низу присборен на обтачку. Под мышками у рукавов — небольшая ластовица.

Сарафан шелковый из орнаментированного штофа. Вдоль застежки проходят полоски желтой парчи, застежка выполнена на воздушные петли и металлические пуговицы. Сарафан изготовлен на подкладке из ситца и холста. Общая длина сарафана 124 см, ширина 176 см. Длина бретелей 13 см, ширина сарафана вверху 47 см.

Головной убор — "борушка".

Шаль шелковая, цвет — золотисто-охристый, рисунок — жаккардовый. Размер 156 х 156 см.

Верхняя одежда — кофта из шелковой ткани с крупным золотистым орнаментом, в развернутом виде представляет собой круг. Спинка выложена в трубчатые складки. Длина кофты 60 см, рукавов 67 см, линии плеча 6 см. Ширина горловины 19 см, глубина 10 см.

Обувь — кожаные полусапожки со шнуровкой и на каблуках.

Вологодский костюм с сарафаном из холста с набивным рисунком (рис. 180) включает рубаху, сарафан, пояс, головной убор, платок, шаль, верхнюю одежду — полушубок овчинный, обувь.

Рубаха женская из белого холста. На линии плеч и по низу рубахи — узорное ткачество и отделка вязанием крючком. Стан рубахи состоит из трех с половиной полотнищ. Длина рубахи 116 см, ширина 69 см. Длина плеча 9 см, рукава 51 см. Ширина рукавов по низу 16 см. Вокруг выреза горловины — защипы, собранные на обтачку из красной ткани, спереди на груди — разрез. Рукав прямой формы вшит в прямую пройму. Глубина проймы 25 см, имеется ластовица размером 6 х 6 см.

Сарафан с бретелями из холста с набивным рисунком, фон темно-синий, орнамент в виде розеток, нанесенных набивным способом белой и оранжевой масляной краской. Верхний срез обшит кумачом и пестрядью. Длина 107,5 см, ширина по низу 111 см. Сарафан состоит из пяти полотнищ.

Пояс тканый с кистями, браное ткачество, орнамент в виде гребенчатых ромбов из красного гаруса. Длина пояса 250 см, ширина 5 см.

Головной убор из коллекции вышитых головных уборов, бытовавших в среде крестьян Вологодчины в 94 XVIII-началеXX в.

Рис. 178. Архангельский народный костюм с пестрядинным сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (АОКМ)

Платок из белого домотканого холста с красным орнаментом, края декорированы узорным ткачеством и сборкой.

Шаль шерстяная.

Верхняя одежда — овчинный полушубок с выстроченным орнаментом, цвет темно-зеленый. Орнамент выполнен в характере северных русских овчинных полушубков и расположен по линии борта, груди, низу рукавов, на листочках карманов, по низу, на ремешке, соединяющем лиф с юбкой.

Дополнительная отделка мехом морского котика по краям (низу полушубка и рукавов). Общая длина полушубка по спинке 109,5 см (в том числе 1,5 см — обтачка горловины, 35,5 см — отрезной лиф, 2,5 см — ремешок и 70 см — юбка). Длина линии плеча 15 см, рукава 59 см. Ширина рукавов по низу 16,5 см. Ширина груди 14,5 см плюс 12,5 см (планка). Длина листочки кармана 21 см. Ширина листочки кармана вверху 4 см, внизу 6,5 см. Ширина спинки 37 см. Юбка полушубка состоит из пяти полотнищ, три из них — на спинке.

Обувь — кожаные черные ботинки с удлиненными голенищами, на шнуровке, высокий каблук.

3.2.4.СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВОЛОГОДСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с шелковым сарафаном (см. рис. 179). Форма вологодского костюма подобно форме архангельского строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном поясе крепится кокошник и головной платок, созвучные по колориту и фактуре. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепятся сарафан и кофта (типа душегреи с рукавами). Костюм касается фигуры в основном в плечевом опорном поясе и таким образом скрывает строение фигуры, создавая впечатление плавности и величия. Грудной пояс подчеркивается верхним краем полотнищ сарафана с орнаментальной полосой, созвучной с декоративным оформлением сарафана по обеим сторонам линии застежки; тем самым создается симметричная композиция. Силуэтные изображения выражают динамику формы костюма направленностью движения снизу вверх

Декоративное звучание костюму придают орнаментированные ткани (сарафана, душегреи, платка). Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном по центру сарафана спереди, что еще более усиливает динамику костюма. Цветовое звучание костюма достигается сочетанием родственно-контрастных цветов. Здесь большую роль играет также светотеневое состояние костюма благодаря форме его элементов и рельефу поверхности материалов. Величественный вид костюма создается вертикальными и наклонными линиями, направленными кверху и как бы смыкающимися у головного убора

Этот костюм также является образным представлением русского северного народного костюма и 196 русского народного в целом.

Рис. 179. Вологодский народный* костюм с шелковым сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (ВлОКМ)

Пластика и сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.

Геометрический вид формы — трапеция и треугольник (в профильном изображении). Величина формы — большая. Костюм построен на сочетании зелено-синих и желтых цветов в сочетании с золотисто-серебристым и бело-перламутровым цветами. Элементы костюма согласованы между собой по принципу контраста и нюанса. Созданию целостной, органичной композиции здесь способствует также логическая связь конструктивного решения элементов с композицией всего костюма. При всей красочности, декоративности композиционным центром костюма являются головной и плечевой пояса. Костюм построен на богатстве и сочетании фактур и цветов фабричных тканей.

Костюм с сарафаном из холста с набивным рисунком (Никольский комплекс, см. рис. 180). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов. Как и в предыдущих костюмах, на головном поясе крепится кокошник и платок. На плечевом опорном поясе строится рубаха, создается ее объемная форма присбориванием полотнищ, по линии горловины. На плечевом поясе крепятся сарафан и верхняя одежда с рукавами. Грудной пояс подчеркивается верхним краем полотнищ сарафана. Линия талии подчеркивается поясом и прилеганием верхней одежды к фигуре по линии талии.

Рис. 180. Вологодский народный костюм с сарафаном из холста с набивным рисунком — костюм-образ. Музейные подлинники (ВлОКМ)

Пластическое состояние костюма иллюстрируют силуэтные изображения костюма. Динамика формы достигнута контрастным соотношением нижней и верхней частей костюма, а также асимметричным решением полушубка по линии борта спереди. Местами средоточия декора в композиции костюма являются линии, подчеркивающие форму, и конструктивные линии — вырез горловины, линии плеч, низ рукавов рубахи, верхний край сарафана, а также линии борта, низа, кармана и низа рукавов полушубка.

Орнаментально-цветовым акцентом в целостном костюме является красочный платок. Орнаментальные растительные и геометрические мотивы сарафана, рубахи, платка и полушубка просты, лаконичны, взаимосвязаны по правилам орнаментального ритма и симметрии. При асимметричном решении полушубка равновесие достигнуто благодаря организованности формы костюма в целом.

Геометрический вид формы костюма — трапеция, в профильном изображении — треугольник. Величина формы — большая. Костюм построен на сочетании красных, синего, белого и черного цветов. Элементы формы согласованы в костюме по принципу контраста. Красно-белый пояс завершает формирование пластического и колористического решения костюма (его летнего варианта). Костюм воспринимается лаконично, целостно, а обувь в соединении с одеждой и дополнениями корректирует костюм, составляя единую замкнутую систему. Композиционным центром костюм! являются головной и плечевой пояса. Костюм построен на благородном сочетании фактур, цветов и рисунков материалов в основном домашнего производства и являет собой костюм-образ русского неродного северного костюме в целом.

3.3. МОСКОВСКИЙ КОСТЮМ

Как уже отмечалось, московский народный костюм принадлежит к северному сарафанному комплексу.

Подтверждением атому являются также дошедшие до нас подлинники, хранящиеся в музеях (ГИМ, МНИ и МОКМ), а также сохранившиеся иллюстрации женских костюмов Московской губернии (например, из библиотеки Русского географического обществе).

3.3.1. АННОТАЦИИ МОСКОВСКИХ КОСТЮМОВ

Рис 181. Московский народный костюм с красным сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (ГИМ)

Костюм с красным сарафаном (рис. 181) включает рубаху, сарафан, головной убор, обувь.

Рубаха холщовая, белая, с красными прямыми поликами. Красной тканью отделаны полики, ластовицы, линия горловины, нагрудный разрез, нив рукавов. Длина рубахи (лифа) 65 см, ширина рубахи по низу 74 см. Длина линии плеча 18 см, глубина горловины 6 см. Ластовица размером 10 х 10 см. Ширина поликов 28 см, длина 18 см. Ширина рукава 68 см, длина 50 см. Длина манжеты 24 см, ширина 5 см.

Сарафан красный, распашной. Декоративная отделка цветной тканью проходит вдоль застежки спереди, по всей длине, по низу сарафана, по верхнему срезу спинки сзади и бретелям сарафана. Ширина полотнищ 32 см. Стан сарафана состоит из центральных полотнищ (двух передних и заднего), боковых (спереди и сзади) и клиньев.

Головной убор — кокошник и платок.

Обувь — лапти.

Костюм с синим сарафаном (рис. 182) включает рубаху, сарафан, передник, головной убор, обувь.

Рубаха красная, с длинными рукавами и с прямыми поликами; декорирована узорным ткачеством, Длина рубахи (лифа) 30 мм, ширина 67 см. Длина рукавов 106 см. Ластовица размером 50 х 22 см. Длина поликов 22 см, ширина 30 см.

Сарафан распашной, с застежкой на пуговицы. Цветные полоски проходят по низу сарафана. Узкой полоской проходит декор по краю бретелей сарафана. Стан сарафана состоит из центральных полотнищ (двух передних и заднего) и боковых клиньев. Ширина полотнищ стана и клиньев 38 см.

Передник с лифом. Вверху у линии соединения с лифом полотнище передника присборено. Вся плоскость передника декорирована, по низу пришита бахрома. Длина передника 80 см, ширина 65 см, размеры лифа: высота 9 см, ширине 18 см.

Головной убор — кокошник.

Обувь — лапти.

3.3.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МОСКОВСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с красным сарафаном (см. рис. 181). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. Костюм закреплен на фигуре и касается ее в основном в плечевом опорном поясе, скрывает строение фигуры, создавая таким образом впечатление монументальности. Грудной пояс акцентируется лишь верхним краем полотнищ сарафана. Симметричность композиции достигается конструктивным и декоративным решением сарафана. Прямые линии формы, конструкции и композиции придают динамичность. Это подтверждается силуэтными изображениями костюма, подчеркивающими направленность движения формы снизу вверх.

Декор в композиции костюма, подчеркивая его форму и конструкцию, расположен на бретелях и вдоль центральной (осевой) линии сарафана спереди, имитируя линию борта распашного сарафана, по низу сарафана, вдоль нагрудного разреза, а также по низу рукавов и линии плечевого пояса на рубахе. Орнаментальные линии костюма взаимосвязаны по правилам орнаментального ритма и симметрии, выразительно подчеркивают архитектонику костюма. Анализируемый костюм отличается лаконичностью решения, созвучен венециановскому представлению об образе женского народного костюма.

Геометрический вид формы — трапеция. Величина формы — большая. Костюм построен на игре красных с вкраплением в отделку золотисто-желтых цветов.

Целостная композиция анализируемого костюма отражает логику и органичность связи конструкции рубахи и сарафана с решением костюма в целом. Элементы формы согласованы в костюме по принципу контраста. Композиционные центры — плечевой пояс и центральная вертикальная линия сарафана — согласованы между собой. Весь костюм построен на благородстве цветов и фактур тканей домашнего производства.