Детализация губ часто задаёт тон выражению лица
- Полные губы в мужской фигуре – показатель феминности, женственности.
- Изображение губ в форме лука – озабоченность сексуальной сферой
Подбородок
- В профильных изображениях подбородок часто вздёрнут, напряжён или заметно выступает – может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности
- В сочетании с нажимом всего лицевого профиля, в противоположность лёгким линиям во всех остальных местах – стремление к превосходству и социальной значимости.
Как правило, зависимые мужчины часто отображают проекцию большей силы, приписываемой женщине, не только рисуя женскую фигуру большего размера, чем мужскую, но также наделяя её гораздо более сильно выступающим подбородком.
Ухо:
Ухо, как правило, выделяется специально для обозначения какого-либо конфликта.
Отсутствие ушей на рисунке имеет меньшее значение, чем пропуск испытуемым более активной части тела.
Ухо выделяется своим размером, формой, местоположением, либо оттопырено или выступает сквозь волосы, - это предрасположенность от лёгкой реактивности на критику до активных слуховых галлюцинаций.
Степень деформации уха часто коррелирует с интенсивностью слухового опыта.
Поэтому особое внимание к рисованию уха может быть связано с глухотой.
Часто выделяют ухо подозрительные и недоверчивые параноики, но их рисунок смягчён по сравнению с рисунками людей, страдающих слуховыми галлюцинациями.
Усиленное выделение ушей могут демонстрировать также индивиды, которые легко обижаются и сопротивляются авторитетам.
Волосы:
Символическая значимость: волосы – индикатор сексуальной зрелости.
- Выделение волос на голове, на груди, в виде бороды или усов – в целом интерпретируется как стремление подчеркнуть мужественность.
- Беспорядочной женской причёске часто придаётся смысл сексуальной распущенности
Различное отношение к волосам у мужской и женской фигуры в основном наблюдается у психосексуально незрелых мужчин, которые сами по себе склонны к нарциссизму и с опаской относятся к женщинам.
- Акцент на волнистых, ниспадающих очаровательным каскадом волосах в женских рисунках – свидетельство вктивности сексуальных фантазий.
- Энергичная растушёвка волос в рисунках мужчин наряду со слабо выраженной формой причёски часто является конфликтом мужественности, перерастающего в отклоняющееся сексуальное поведение.
Шея
Шея часто подчёркивается с помощью графического выделения теми индивидами, которые обеспокоены несогласованностью своих импульсов и функций сознательного контроля. Для их личности характерно осознание некой раздвоенности. Предполагается наличие конфликта, относящегося к силе Супер-Эго.
Структурно шея является связующим звеном между телом (импульсивной жизнью) и головой (интеллектуальным, рациональным контролем). Таким образом, шея - это их координационный признак.
Шея позже всего включается в детский рисунок.
Опускание шеи встречается в рисунках индивидов, которым действительно недостаёт способности произвольно регулировать свои побуждения.
Длинная тонкая шея – сильный рациональный контроль.
Толстая короткая шея – слабость контроля над телесными импульсами, импульсивность.
Адамово яблоковстречается в рисунках сравнительно редко. На бессознательном уровне оно олицетворяет собой маскулинность.
Особая заинтересованность в адамовом яблоке наблюдалась у сексуально слабых индивидов, испытывавших затруднения в различии между мужскими и женскими характеристиками и чувство неуверенности в своей собственной роли.
Изображение адамова яблока у женщины – приписывание ей маскулинных черт.
Руки и кисти:
В функциональном отношении руки и кисти соотносятся с психологическими смыслами, относящимися к развитию Эго и социальной адаптации.
Наиболее часто пропускаемая черта – кисти рук: может означать ощущаемый индивидом недостаток в социальных контактах, сильную потребность в общении.
Кисти имеют расплывчатые очертания или затемнены – недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность.
Руки за спиной – боязнь межличностных контактов, возможно, отказ от общения.
Рука помещена в карман – антисоциальные тенденции или выражение скрытности.
Руки прямые, разведены в стороны под прямыми углами к линии тела – экстравертность индивида, поверхностные и не глубокие межличностные контакты.
Большие руки как выражение силы – могут быть следствием желанной компенсации физической слабости.
Очень длинные руки – стремление к достижению илиприобретению, в зависимости от других аспектов рисунка.
Руки хрупкие или истощённые – могут означать слабость как физическую реальность или как психическую реакцию.
В целом, направление и гибкость линий руки соотносятся со степенью и спонтанностью активного взаимодействия со средой.
Пропуск рук никогда не может считаться случайной оплошностью, это является некой патологией..
В случаях глубокой депрессии могут быть пропущены руки вследствие ощущения тяжёлой вины.
Пальцы
- Рисование пальцев без изображения рук – признак инфантильной агрессии.
- Пальцы, напоминающие по виду лепестки или виноградины, короткие и округлые, - в рисунках детей являются нормой, а в рисунках взрослых – признак бедности мануальных навыков и инфантильности.
- Сильно заштрихованные или подчёркнутые пальцы – индикаторы чувства вины
- Копьевидные или похожие на копья пальцы – избыточная агрессивность
- Сжатый кулак, вынесенный далеко от тела – антисоциальные тенденции
- Кулак тесно прижат к телу – подавленная внутренняя тенденция к бунту
- Рука с тщательно выделенными пальцами, но обведенными одной линией, как и изображение руки и пальцев в виде перчатки – подавленная агрессия
- Ненормально длинные пальцы, бросающиеся в глаза, - примитивные типы личностного развития у взрослых
- Рисование более пяти пальцев на руки – амбициозность или агрессивность