Пояснительная записка

Рисунок

Рисунок является основой изобразительного искусства, без него не может существовать ни один вид изображения. Занятие рисунком формируют у студентов умение реалистически отображать окружающую действительность изобразительными средствами. Учебно-методический комплекс дисциплины «Рисунок» разработан для направления подготовки среднего профессионального образования: 071302.04 - «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (специализация – декоративно - прикладное творчество). ГОС СПО 2002 г.

Цель курса рисунка – научить реалистически грамотно отображать окружающую действительность графическими средствами, создавать выразительное художественной изображение на картинной плоскости.

Задачи курса:

- формирование мировоззрения художника-педагога, на основе изучения реалистического рисунка отечественной школы изобразительного искусства;

- приобретение графических навыков и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

- усвоении метода построения объемной формы на плоскости, приобретении опыта изображения на основе индивидуального восприятия, анализа окружающей действительности и знания научных основ реалистического рисунка.

Содержание и построение курса соответствует ГОС СПО. Итоговым контролем знаний и умений студентов является проведение экзаменационных просмотров.

Требования к знаниям студентов:

- знать закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;

- методы построения пространства на плоскости, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени;

- знать виды, техники, средства и закономерности рисунка.

Требования к умениям студентов:

- уметь анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы графическими материалами), добиваться образной передачи действительности;

- умения и навыки, полученные на рисунке, использовать на других учебных предметах специального цикла.

Студенты должны овладеть методом реалистического изображения, глубоко изучить классическое художественное наследие. Все это будет необходимо будущему художнику – педагогу в практической работ с учащимися. Чтобы успешно вести педагогическую и творческую работу, учителю изобразительного и декоративно - прикладного искусства следует, помимо усвоения практических навыков рисования, изучить теоретические основы реалистического рисунка. С этой целью на 1-4 курсах в программу включены беседы по теории рисунка. Теория должна быть тесно связана с практикой. На практических занятиях следует продолжать изучение закономерностей реалистического рисунка. Беседы следует сопровождать демонстрацией учебных работ из методического фонда, репродукций произведений мастеров изобразительного искусства, фотографий.

Знание теоретических основ рисунка, в особенности при подготовке художника – педагога, крайне необходимо. Педагог должен не только уметь показать построение формы и исправить работу ученика, но и хорошо знать искусствоведческую терминологию, уметь объяснить закономерности строения натуры и последовательность работы над рисунком, знать принципы и методы построения реалистического изображения.

В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры. В процессе работы с натуры у студентов развиваются зрительная память и наблюдательность, они учатся видеть типическое в окружающей действительности. Эти же качества будущим педагогам предстоит развивать у учащихся.

Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практическим изучение перспективы, пластической анатомии и законов распределения светотени на объемной форме. Одновременно рекомендуется изучение классического наследия и методической литературы по рисунку. В учебном рисунке следует добиваться всестороннего решения поставленных задач. Количество часов, отводимых на выполнение того или иного рисунка, определяется сложностью и условиями постановки и степенью подготовленности студентов. Очень важно выработать умение работать над одним рисунком в течение длительного времени – это развивает способность замечать многие качества и особенности изображаемой натуры.

Основной принцип работы над рисунком – последовательное его выполнение от общего к частному и от частного к общему, от простого к сложному. Процесс обучения проводится на основе длительного изучения натуры (многочасовой рисунок). Наряду с этим выполняют кратковременные наброски и зарисовки с натуры и по памяти. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Практические занятия рисунком должны развивать у студентов умение правильно изображать видимые конкретные формы в условиях реальной среды, способность видеть и передавать объемную форму предметов в пространстве на двухмерной плоскости листа бумаги. Обучение рисунку должно дать будущему учителю не только профессиональную грамотность, но и воспитать его художественную культуру, что крайне важно для дальнейшей работы по эстетическому воспитанию школьников.

В программе указано количество часов для каждого задания, но по решению кафедры в некоторых случаях сроки выполнения рисунков могут быть увеличены за счет сокращения учебных работ или за счет самостоятельной работы. Соответствующие решения выносятся в зависимости от степени подготовки студентов на том или ином курсе методической комиссией по рисунку.

В длительных рисунках натуры студенты должны проводить анатомический разбор формы применительно к конкретным условиям каждой постановки, подчиняя затем детали общему тональному решению. Главное внимание при этом следует уделять рисованию мужской модели, так как это дает наибольшие возможности для глубокого изучения анатомического строения тела человека.

Основное место в программе уделено изображению человека - самого сложного и содержательного объекта изобразительного искусства. На младших курсах объектами натурных постановок являются гипсовые модели, натюрморты и т.п., но уже в программу первых курсов включены наброски фигуры человека. Это вызвано необходимостью подготовить студентов к работы над эскизами тематических композиций. Наброски выполняются в различных материалах (карандаш, уголь, кисть, перо, и т.д.) В связи с особой ролью, отводимой наброскам в системе подготовки будущих учителей, студенты должны представлять на каждый семестровый просмотр работы по рисунку, альбомы с самостоятельно выполненными за полугодие набросками. Студентам, не представившим наброски на просмотре не может быть выставлена положительная оценка за семестр.

Важную роль в обеспечении педагогической направленности подготовки будущих учителей по курсу рисунка играют так же систематические занятия набросками на основных и самостоятельных занятиях, проведение тренировок в рисовании по памяти и по представлению. Эти виды работы особенно важны для приобретения профессионального мастерства в педагогическом рисовании, являющимся одним из главных средств наглядного обучения по изобразительному искусству.

Работая над набросками, студенты должны не только выполнять требуемое количество упражнений на заданные темы, но и стремиться при этом к достижению максимально возможного лаконизма, обобщенности, правдивости и выразительности решения, к овладению таким типом наброска, который наиболее соответствует специфике педагогического рисования. Преподаватели должны постоянно следить за работой студентов над набросками и регулярно консультировать их.

На самостоятельную работу выделяется 30 часов, где студенты должны продолжить начатый под руководством педагога учебный рисунок или выполнять задания вынесенные на самостоятельное изучение.

Особое внимание необходимо к учебно – методической стороне обучения рисунку, так как выпускникам, данной специальности предстоит осуществлять педагогическую работу. Студенты должны понимать, что их профессиональное мастерство рисовальщиков, обогащение арсенала изобразительных средств, их творческая индивидуальность, успехи в педагогической и творческой работе могут базироваться только на основательном изучении натуры, закономерностей природы, постижении принципов и методов реалистического изображения объемной формы средствами рисунка.

Успеваемость студентов контролируется путем систематического просмотра и оценки работ, бесед и устного опроса. Для получения оценки на экзамене студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение полугодия.

Во время проведения общекафедральных просмотров обсуждаются научно-методические проблемы, вырабатывается общая точка зрения и требования к учебно-воспитательному процессу. Более того, таким образом укрепляется единство взглядов на методологию искусства и принципы воспитания будущих учителей изобразительного искусства.

Учебным планом и программой предусматривается проведение экзаменов –в 4, 6, 8, семестрах.

Общее количество учебных часов на овладение рисунком – 236, из них на практические занятия в аудитории под руководством преподавателя – 206 часа, на индивидуальную подготовку - 30 часов, на самостоятельную работу 80 часов.