Заводами резино-технических изделий конвейерные ленты резинотканевые в соответствии с ГОСТ 20-85 «Ленты конвейерные резинотканевые».

В зависимости от условий эксплуатации и назначения ленты изготавливают четырех типов: 1, 2, 3, 4 и следующих видов: общего назначения, морозостойкие, теплостойкие,

трудновоспламеняющиеся (для угольных шахт), трудновоспламеняющиеся морозостойкие и пищевые (таблица 4.4).

Применяемые для изготовления конвейерных лент технические ткани имеют следующие условные обозначения: комбинированные ткани (полиэфир-хлопок) БКНЛ - 65, БКНЛ - 100, БКНЛ - 150; синтетические ткани из полиамидных нитей ТА-100, ТК-100, ТА-150, ТК-150, ТК-200, ТА-300, ТК-300, ТА-400, ТК-400 и др. В обозначение данных тканей входит цифровой индекс, соответствующий прочности при разрыве тканей по основе, Н/мм ширины прокладки.

Тканевые прорезиненные ленты имеют тяговый каркас, состоящий из нескольких слоёв (прокладок) определенных тканей, которые соединены резиной способом вулканизации (рисунок 4.4). С обеих (рабочей и нерабочей) сторон и по бортам лента покрывается слоем резины. Поверхностные слои резины (обкладки) предохраняют тканевые прокладки от влаги, механических повреждений и истирания топливом. С рабочей стороны обкладка ленты обычно более толстая. При работе во влажной атмосфере и при нарушенных защитных покрытиях тканевый каркас подвергается гниению и расслоению, прочность его резко уменьшается, и лента преждевременно выходит из строя.

Тяговая способность лент определяется прочностью ткани прокладок и количеством этих прокладок. Конвейерные ленты с прокладками из синтетических тканей более прочны, чем ленты с хлопчатобумажными прокладками, допускают большее число перегибов, влагоустойчивы и меньше подвержены гниению, гибки в поперечном направлении.

Применение синтетических тканей позволило значительно снизить число прокладок в ленте, уменьшить толщину и массу лент. Значительное вытягивание при эксплуатации лент из некоторых синтетических тканей является их недостатком.

Условное обозначение ленты содержит буквенные и цифровые индексы, обозначающие тип и вид ленты, её ширину в мм, число тканевых прокладок каркаса, сокращенное наименование ткани, толщину резиновых обкладок на рабочей и нерабочей сторонах ленты в мм, класс обкладочной резины и обозначение стандарта.

Например, лента конвейерная типа 1, подтипа 1. 2 общего назначения, шириной 1600 мм, с четырьмя прокладками из ткани ТК- 400, с рабочей обкладкой 6 мм и нерабочей 2 мм, из резины класса А обозначается: Лента 1.2 – 1600 – 4 – ТК – 400- 6 - 2 – А ГОСТ 20-85.

Работоспособность лент общего назначения гарантируется при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 600С; трудновоспламеняющихся – от минус 25 до плюс 600С; морозостойких - от минус 60 до плюс 600С; теплостойких – от минус 25 (или минус 10) до плюс 600С.

Теплостойкие ленты применяются для транспортировки материалов с температурой до

плюс 1000С (ленты 2Т1), до плюс 1500С (ленты 2Т2) и до плюс 2200С (ленты 2Т3).

Типоразмеры отечественных резинотканевых конвейерных лент (по их ширине и числу тяговых прокладок) указаны в таблице 4.5.

 

 

 
 
Рисунок 4. 4 Резинотканевая конвейерная лента (поперечное сечение) а) без защитной прокладки б) с защитной (брекерной) прокладкой 1 – прокладки тканевые; 2 – рабочая резиновая обкладка; 3 – нерабочая резиновая обкладка; 4 – резиновый борт; 5 – защитная (брекерная) прокладка (показана пунктиром).  


Таблица 4.4 – Типы и виды конвейерных лент

 

 

Тип ленты Основные характеристики ленты Условия эксплуа- тации Вид ленты Обозна чение ленты Тип тканей каркаса с прочностью по основе, Н/мм
1             Многопрокладочная, с двухсторонней резиновой обкладкой и защитной или брекерной прокладкой под резиновой обкладкой рабочей поверхности и резиновыми бортами   Многопрокладочная, с двухсторонней резиновой обкладкой и резиновыми бортами     Многопрокладочная, с односторонней резиновой обкладкой и нарезными бортами   Одно и двухпрокладоч- ная с двухсторонней резиновой обкладкой и нарезными бортами Очень тяжелые   Общего назначения   Морозостойкая 1.1   1.1М Синтетические,
  Тяжелые   Средние     Легкие     Легкие     Легкие Общего назначения   Морозостойкая 1.2   1,2М Синтетические, 200-400
Трудновоспламе- няющаяся Трудновоспламе- няющаяся морозостойкая 1.2Ш   1.2ШМ Синтетические (полиамидные), 200-400
Общего назначения   Морозостойкая 2.1 2.2 2М   Синтетические, 100-300 или комбинированные (поли-эфир-хлопок), 55
Трудновоспламе- няющиеся Трудновоспламе- няющаяся морозостойкая 2Ш   2ШМ Синтетические (полиамидные), 100-300
Теплостойкая   2Т1 2Т2   2Т3 Синтетические (полиамидные), 100-200 Синтетические, 100-300
Общего назначения   Пищевая 2Л   2ПЛ Синтетические, 100-200 или комбинированные (полиэфир-хлопок), 55
Общего назначения   Пищевая     Общего назначения   Пищевая   3П     4П Синтетические, 100 или комбини- рованные (поли- эфир-хлопок), 55   Синтетические, 100 или комбини- рованные (поли- эфир-хлопок), 55

 

 

Таблица 4.5 - Типоразмеры конвейерных лент

 

  Ширина ленты, мм Количество тяговых прокладок для лент типа
Номинальная прочность тяговых прокладок, Н/мм.
500, (600) - - - - 2 - 5 2 - 5 2 - 5
650, (700) - - - - 2 - 6 2 - 5 2 - 6
(750), 800 - 3 - 6 3 - 6 3 - 6 2 - 6 2 - 6 3 - 6
(900), 1000 3 - 6 3 - 6 3 - 6 3 - 6 3 - 6 3 - 6 3 - 6
(1100), 1200 3 - 6 4 - 6 4 - 6 3 - 6 3 - 6 3 - 6 3 - 6
3 - 6 4 - 6 4 - 6 4 - 6 4 - 6 4 - 6 3 - 6
3 - 8 4 - 8 5 - 6 3 - 8 3 - 6 4 - 6 3 - 6
(1800), 2000 4 - 8 4 - 8 5 - 6 3 - 8 5 - 6 4 - 6 3 - 6
                 

 

 

Ленты, ширина которых в таблице 4.5 указана в скобках, не должны применяться при проектировании новых конвейеров.

Все конвейерные ленты имеют маркировку на ярлыках, а ленты типов 1, 2 и 3 шириной более 500 мм должны иметь также и рельефную маркировку в определенных местах их поверхности по длине и ширине. Рельефная маркировка содержит: товарный знак или товарный знак и наименование предприятия – изготовителя; тип и вид ленты; тип ткани; ширину и количество прокладок; толщину резиновых обкладок и класс резины; номер ленты; год изготовления. На ярлыках (на концах лент) кроме этого дополнительно должно указываться: длина ленты; марка прослоечной и обкладочной резин, марка клея, рекомендуемых для стыковки методом горячей вулканизации; марка клея, рекомендуемого для стыковки методом холодной вулканизации; штамп технического контроля предприятия- изготовителя.

При расчете ленточных конвейеров топливоподач электростанций в соответствии с методикой, применяемой институтом «Теплоэлектропроект», ширина ленты конвейера ориентировочно выбирается в зависимости от его объёмной (м3/ч) производительности (таблица 4.6). Роликоопоры на конвейерах при этом имеют боковые ролики с углом наклона 300.

 

Таблица 4.6 – Ширина ленты конвейеров в зависимости от их производительности

 

 

Производительность, м3 до 450 до 700 до 1000 до 1400 до 1800 свыше 1800
Ширина ленты, мм

 

Необходимо при этом отметить, что указанные в таблице величины объёмной производительности являются для лент небольшой ширины (800-1200 мм) завышенными при рекомендуемых выше скоростях, что может приводить к значительному просыпанию топлива с конвейеров на пол помещений.

Ширина ленты конвейера, кроме его производительности, определяется также скоростью ленты и насыпной массой топлива и может быть определена из выражения (4-1)


 

 

Прочность ленты зависит от числа прокладок. Необходимое их количество в ленте определяется по формуле:

 
 

где S нб – натяжение набегающей ветви ленты, кГс ( смотри приложение Б);

n0– запас прочности ленты на растяжение (таблица 4.7 );

b - ширина ленты;

кр- предел прочности на разрыв одной прокладки, кГс/см ширины прокладки.

 

 

Таблица 4.7- Запас прочности конвейерных лент на растяжение

 

Тип ленты БКНЛ-65 ТА-100 ТК-100 ТК-200 ТА-300 ТК-400
Z
n0 6 - 8 7 - 9 8 - 10 9 - 12 10 - 12

 

 

Нормальная работа ленточных конвейеров и долговечность ленты в большой степени зависят от правильного выбора типа ленты и количества прокладок в ней. Лента должна соответствовать условиям эксплуатации и принятому механическому оборудованию. На топливоподачах электростанций нередко на конвейерах работают ленты с большим числом прокладок, чем требуется по расчету, что нецелесообразно, так как это, не увеличивая срока службы ленты, повышает их стоимость. При этом нередко путём замены одного типа лент другим при определенной их ширине можно уменьшить количество прокладок, увеличить срок службы и уменьшить стоимость лент, используемых на данном конвейере. Например, ленты из хлопчатобумажной ткани рекомендуется заменять лентами из синтетических тканей.

При выборе и установке лент на конвейере для увеличения их срока службы необходимо обеспечить определенное соотношение между диаметром приводного барабана и числом прокладок в ленте по следующей формуле:

 

 

где a0 - коэффициент, определяемый в зависимости от типа ленты по таблице 4.8;

Z - число прокладок в ленте.

 

 

Таблица 4.8 - Значения коэффициента a0

 

Тип ленты БКНЛ-65 ТА-100 ТК-100 ТК-200 ТА-300 ТК-300 ТК-400
a0

 

Диаметр натяжного барабана принимается в зависимости от диаметра приводного барабана по формуле:

 

 

Правильный выбор диаметров барабанов в значительной мере определяет нормальную работоспособность конвейера. С увеличением диаметров барабанов улучшаются условия работы приводов и ленты, но увеличиваются габариты конвейера.

Завышение числа прокладок ленты увеличивает её жесткость, для нормальной эксплуатации такой ленты требуется увеличение диаметров барабанов. Эксплуатация лент с большим числом прокладок при малых диаметрах барабанов конвейеров резко сокращает срок службы лент.

На долговечность конвейерных лент, кроме их качества и правильного выбора, в значительной степени влияет качество их монтажа и эксплуатации, особенно методы стыковки концов лент и качество её выполнения. Рекомендации по стыковке (соединению) концов резинотканевых конвейерных лент изложены в приложении А.

В соответствии с ГОСТ 20-85 («Ленты конвейерные резинотканевые») средний срок службы конвейерной ленты, без учета вторичного использования, при трехсменной работе равен приведенному в таблице 4.9 при условии соблюдения основных правил эксплуатации и применения конвейерных лент.

 

 

Таблица 4.9 - Средние сроки службы конвейерных лент

 

Вид транспортируемого материала Тип тканей тягового каркаса лент с прочностью по основе, Н/мм Толщина обкладок, мм   Срок службы лент, мес
рабочей не рабочей
Уголь рядовой Синтетические, 100-200 5,0 2,0
Уголь (куски размером до 500 мм) Синтетические, 100-300 4,5 3,5
Антрацит (куски размером до 500 мм) Синтетические, 100-300 4,5 3,5

 

 

Ленты конвейерные хранить необходимо в закрытых помещениях при температуре от минус 5 до плюс 300С, не ближе 1м от отопительных приборов. Ленты должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, кислот, щелочей, масел, бензина, керосина, их паров и других веществ, разрушающих резину и ткань.

При хранении рулоны лент должны находиться в горизонтальном положении, уложенными не более чем в два ряда. Не допускается хранение рулонов лент на боковой поверхности (торце).

После транспортирования при отрицательной температуре ленты перед монтажом должны быть выдержаны при температуре около 200С не менее 24 ч.

Гарантийный срок хранения лент 12 мес со дня изготовления.

Гарантийный срок эксплуатации лент общего назначения, морозостойких и трудновоспламеняющихся – 12 мес со дня ввода лент в эксплуатацию.

На топливоподающих трактах отдельных электростанций ленты на конвейерах успешно работают по 10 лет и более.

На увеличение срока службы конвейерных лент, кроме перечисленного выше, в значительной мере оказывают влияние конструкция и качество монтажа непосредственно самих конвейеров, особенно правильное исполнение и нормальная работа их загрузочных и разгрузочных устройств, очистных устройств, а также устранение часто наблюдающегося схода ленты в ту или иную сторону от её центрального положения на роликоопорах.

При прочих равных условиях срок службы ленты зависит от частоты прохождения ленты через места её загрузки и разгрузки, т. е. длины конвейера и скорости ленты.

Как показывает опыт эксплуатации, основной причиной преждевременного выхода лент из строя в большинстве случаев является не их износ, а различные, часто случайные повреждения:

порезы (особенно продольные на значительную длину), обрывы и др. Случаи износа ленты до тканевых прокладок чрезвычайно редки, даже при транспортировании наиболее абразивного

экибастузского угля. Часто конвейерную ленту вынуждены заменять из-за повреждений её кромок, что обусловлено сходом ленты в сторону и трением о специально устанавливаемые вертикальные ролики (дефлекторные) и другие металлоконструкции конвейера.