Скульптура Древней Греции

Титаны Возрождения: творчество Рафаэля

Более пяти столетий имя Рафаэля (1483 — 1520) окружено орео­лом поклонения и восхищения. Исследователи отмечали «непри­нужденный вкус в выборе прекрасного, способность ума извлекать из многих частностей красоту , живое чувство. Современники, высоко ценившие его талант, называли художника «божественным Рафаэлем».

Эти слова не были преувеличением. Как никто другой из живо­писцев, Рафаэль умел убедить в правдивости созданных им образов и в то же время зародить в душе стремление к поискам прекрасного. Свои творческие искания он воплотил в совершенных образах Ма­донны, в монументальных фресках, алтарных картинах и реалисти­ческих портретах.

Рафаэль умер в самом зените славы, в полном расцвете сил, но за свою недолгую жизнь он создал множество шедевров, составивших гордость мировой культуры. Первые творения Рафаэля («Сон рыца­ря», «Святой Георгий, поражающий дракона») свидетельствовали об огромном даровании начинающего художника. Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты. Он го­ворил: «Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Но ввиду недостатка... в красивых женщинах, я пользуюсь неко­торой идеей, которая приходит мне на ум. Имеет ли она какое-ли­бо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Благородные овалы лиц, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза, чуть тронутые улыбкой губы — таковы его женские образы. Им написано более двадцати Мадонн, среди которых до­стойное место занимает ранняя работа — «Мадонна Конестабиле»

Увлекшись монументальной живописью, выполняя многочис­ленные заказы, художник не расставался с темой материнской кра­соты. С вдохновением и любовью Рафаэль пишет свою непревзой­денную «Сикстинскую мадонну», давно уже вошедшую в наше со­знание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества.

Талант Рафаэля был удивительно разносторонен. Он занимался не только живописью, но и архитектурой, декоративно-прикладным искусством. Им созданы парки с прекрасными растениями и сверкающими бассейнами. Он руководил строительством римского собора Святого Петра.

 

Билет № 5

Скульптура Древней Греции

2. Мегалитическая архитектура эпохи энеолита. (билет №2 1 вопрос)

3.Определить памятник искусства (назовите памятник, его автора, время и регион (страну) создания).

 

1. Греческая скульптура делится на периоды:

Архаика

Классика

Эллинизм

 

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) ранний этап в историческом развитии какого-либо явления

 

Для изготовления своих творений скульпторы обращались к мрамору, белому мрамору. Основной темой в искусстве греков в архаический период становится человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы ('юноши'), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени 'архаическая улыбка', глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами ('девушками') в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

 

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)

 

В эпоху классики излюбленным материалом скульпторов стала бронза. Они изготавливали глиняную модель, покрывали ее воском, а затем наносили еще один слой глины. Бронзовый расплав (смесь меди и олова) заливали в оставленное отверстие равномерно, не спеша, с таким расчетом, чтобы он прошел между двумя слоями глины. Горячий металл съедал воск и занимал его место. Когда бронза остывала, верхнюю глиняную форму отбивали, а глиняный «вкладыш» оставался внутри статуи.

Высшие достижения греческой скульптуры эпохи классики связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия. Их завоеванием было умение передать естественную и непринужденную позу человека. К сожалению, их статуи, прославленные в древности, до наших дней не сохранились. О них можно судить по мраморным копиям, созданным уже римскими мастерами 500 лет спустя после создания оригиналов.

 

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый 'Дискобол', известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

 

Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый 'Дорифор' - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название 'Канон'.

 

Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством.

 

 

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)

 

Искусство более противоречиво, оно изображает человека более сложно и трагично. Скульпторы раскрывают различные грани душевного мира человека, его переживания. Три мастера этого периода – Скопас, Пракситель, Лисипп.

 

Скопас – его творчество погибло почти без остатка. До нас дошли мраморные копии, сделанные римскими мастерами. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - 'Ника Самофракийская'. Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

 

Пракситель изображал идеально прекрасного человека, его герои – люди, способные к радостному наслаждению. Единственное произведение Праксителя, сохранившееся в оригинале до наших дней – статую Гермеса. Мастер использовал мифологический сюжет. Зевс приказал Гермесу отнести на воспитание нимфами своего новорождённого сына Диониса.

  1. Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены. (билет №2)

 

Билет № 6.

1. Основные архитектурные сооружения Древнего Рима.

2. В песне – душа народа.

3. Определить памятник искусства (назовите памятник, его автора, время и регион (страну) создания).

1.Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

 

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)

Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)

Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

 

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

 

1. Римский Форум.

 

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1>

 

Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2> . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

 

2. Инженерные сооружения.

 

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3> .

 

3. Колизей.

 

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4>. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

 

4. Пантеон.

 

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5> – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6>.

 

5. Арка.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка — архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7>.

 

6. Термы.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8>. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.