Евгений
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Медный всадник» (1833)
Жанр — философская поэма |
Художественный метод — реализм |
Подзаголовок — «Петербургская повесть» |
Композиция и сюжет
Предисловие | А. С. Пушкин описывает реальное наводнение 1824 г.: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов» |
Вступление | «На берегу пустынных волн» Петр I запланировал основать город, сковав в гранит Неву. «Прошло сто лет», и молодой Петербург превратился в прекрасную столицу с пышными дворцами, башнями, мостами. Повествователь выражает свою любовь к «Петра творенью» и подготавливает читателей к дальнейшим событиям: «Печаленбудет мой рассказ» |
Часть первая | Автор-повествователь знакомит читателей с Евгением, который «живет в Коломне; где-то служит, // Дичится знатных и не тужит // Ни о почиющей родне, // Ни о забытой старине». Евгений, вернувшись домой, размышляет о своей бедности, мечтает о женитьбе на Параше, о детях, строит планы на будущее: «И станем жить, и так до гроба // Рука с рукой дойдем мы оба, // И внуки нас похоронят...». В это время бушует стихия, воет ветер, льет дождь. Герой засыпает, а на следующий день видит: «и всплыл Петрополь как тритон, // По пояс в воду погружен». В городе разрушения от наводнения. Герой, спасаясь от наводнения, оказывается сидящим на «звере мраморном верхом» — на одном из львов, рядом с памятником Петру. Молодой человек думает не о себе, он с отчаянием смотрит туда, где находится дом Параши |
Часть вторая | Когда вода начинает сходить, Евгений спешит к дому возлюбленной и видит, что все уничтожено. От известия о гибели невесты он сходит с ума. На следующее утро город начинает жить так же, как раньше. Но Евгений не возвращается к старой жизни: он «бродил пешком, // А спал на пристани; питался // В окошко поданным куском». Проходит год. Герой вновь оказывается на Петровой площади, видит мраморных львов и памятник основателю города. Евгений с гневом грозит «державцу полумира» и бросается прочь, слыша, как скачет «с тяжелым топотом» «за ним повсюду Всадник Медный». «Похоронили ради Бога» «безумца» Евгения у занесенного Невой на небольшой остров ветхого дома, возле которого был найден его труп |
Примечания | Автор делает несколько собственных пояснений к тексту |
Главные герои
Петр I
Два лика Петра I |
1) великая личность. Петр во «Вступлении» живой и деятельный. С именем Петра связано начало реформ, преобразований в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царьтруженик, государственный деятель, патриот, мудрый правитель: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн, // И вдаль глядел». Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение «мы», а не «я»), думает о процветании всей империи |
2) деспот-самодержец. Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника — статуи, памятника, неподвижного и окаменелого. Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности, с презрением относящейся к проблемам «маленького» человека. Образ такого Петра появляется в конце первой части: «Стоит с простертою рукою // Кумир на бронзовом коне», и далее развивается во второй, обретая все более эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь» |
А. С. Пушкин не дает однозначной оценки деятельности Петра I |
Евгений