I. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения.
Инструктивным письмом департамента образования г. Москвы №2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» от 9.08 2003, определен перечень документов, которые являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации. Список документов, указанных в первой части данного письма, является обязательным и предъявляются по требованию администрации и контролирующих органов.
- Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. Годовой (перспективный) план работы составляется в виде таблицы, в которой указаны в общем виде цели, задачи, виды деятельности и сроки проведения работ, планируемых в текущем учебном году, а так же предполагаемые результаты.
Так как годовой план является именным, то колонку «ответственный исполнитель» можно не использовать (если, конечно, это не совместный план работников социально-психологической службы, в этом случае ответственным исполнителем назначается работник, непосредственно отвечающий за данный вид работ). Предполагаемые результаты указываются в колонке «Примечание». Пример рабочего годового плана работы.
2. Журнал учета проведенной работы. Включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).
Дата, часы работы | Содержание работы | По чьей инициативе проведена работа | Участники | Примечания |
10.09.2008 12:00 – 12:45 | Классный час. Диспут «О психологах и психологии» | Классный руководитель 7А | Ученики 7А класса | |
10.09.2008 13:00-13:30 | Включенное наблюдение за учениками на уроке литературы | Учитель литературы | Ученики 10Б класса |
- При заполнении данного журнала, школьный психолог должен понимать, что практика «снятия» детей с уроков не приветствуется школьной администрацией и контролирующими органами, равно как и проведение различного рода тестирований на переменах. Другими словами, консультативная, коррекционная и прочая подобная деятельность с учениками, возможна только во внеучебное время.
- Во избежание недоразумений в отношениях с контролирующими органами, необходимо следить за тем, чтобы сумма рабочих часов в журнале строго соответствовала утвержденному графику работы психолога.
- Стоит отметить еще один нюанс. Согласно этическому кодексу психолога, по запросу третьих лиц, информация о клиенте может быть предоставлена только в форме, исключающей идентификацию личности клиента. Поэтому в случае регистрации в журнале работы с конкретным лицом, стоит воспользоваться системой кодирования информации. В случае использования системы шифров, необходимо исключить возможность утечки персональной информации о клиентах (журнал с расшифровкой кодов хранится в месте, недоступном для посторонних).
Если процесс оформления журнала учета проведенной работы отнимает много рабочего времени, то мы можем порекомендовать альтернативный вариант журнала, описанный в книге [Семаго Н.Я, Семаго М.М. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» М.: АРКТИ, 2000. стр. 201].
- График работы на неделю представляет собой недельную циклограмму деятельности педагога-психолога. Он составляется в соответствии с расписанием школьных занятий. В случае изменений в расписании, меняется и циклограмма.
При составлении недельной циклограммы необходимо следить за тем, чтобы количество рабочих часов за день и за неделю соответствовало нагрузке (ставка – 36 часов, ½ ставки – 18 и т.д.). Варианты недельных циклограмм:
График работы на неделю;
График работы на неделю педагога- психолога ОУ;
4. Используемые в работе программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:
· цели и направления программы
· адресата
· авторство
· краткое содержание
5. По итогам работы в конце учебного года, составляется аналитический отчет о проведенной работе за год.Пишется в свободной форме, включает в себя:
• количественные данные о проведенной в течение года работе
• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы
• обеспеченность их решения научными, методическимисредствами
• основные проблемы и трудности в работе
• перспективные направления работы.