I. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения.

 

Инструктивным письмом департамента образования г. Москвы №2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» от 9.08 2003, определен перечень документов, которые являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации. Список документов, указанных в первой части данного письма, является обязательным и предъявляются по требованию администрации и контролирующих органов.

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. Годовой (перспективный) план работы составляется в виде таблицы, в которой указаны в общем виде цели, задачи, виды деятельности и сроки проведения работ, планируемых в текущем учебном году, а так же предполагаемые результаты.

Так как годовой план является именным, то колонку «ответственный исполнитель» можно не использовать (если, конечно, это не совместный план работников социально-психологической службы, в этом случае ответственным исполнителем назначается работник, непосредственно отвечающий за данный вид работ). Предполагаемые результаты указываются в колонке «Примечание». Пример рабочего годового плана работы.

2. Журнал учета проведенной работы. Включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).

Дата, часы работы Содержание работы По чьей инициативе проведена работа Участники Примечания
10.09.2008 12:00 – 12:45 Классный час. Диспут «О психологах и психологии» Классный руководитель 7А Ученики 7А класса  
10.09.2008 13:00-13:30 Включенное наблюдение за учениками на уроке литературы Учитель литературы Ученики 10Б класса  
  • При заполнении данного журнала, школьный психолог должен понимать, что практика «снятия» детей с уроков не приветствуется школьной администрацией и контролирующими органами, равно как и проведение различного рода тестирований на переменах. Другими словами, консультативная, коррекционная и прочая подобная деятельность с учениками, возможна только во внеучебное время.
  • Во избежание недоразумений в отношениях с контролирующими органами, необходимо следить за тем, чтобы сумма рабочих часов в журнале строго соответствовала утвержденному графику работы психолога.
  • Стоит отметить еще один нюанс. Согласно этическому кодексу психолога, по запросу третьих лиц, информация о клиенте может быть предоставлена только в фор­ме, исключающей идентификацию лич­ности клиента. Поэтому в случае регистрации в журнале работы с конкретным лицом, стоит воспользоваться системой кодирования информации. В случае использования системы шифров, необходимо исключить возможность утечки персональной информации о клиентах (журнал с расшифровкой кодов хранится в месте, недоступном для посторонних).

Если процесс оформления журнала учета проведенной работы отнимает много рабочего времени, то мы можем порекомендовать альтернативный вариант журнала, описанный в книге [Семаго Н.Я, Семаго М.М. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» М.: АРКТИ, 2000. стр. 201].

  1. График работы на неделю представляет собой недельную циклограмму деятельности педагога-психолога. Он составляется в соответствии с расписанием школьных занятий. В случае изменений в расписании, меняется и циклограмма.

При составлении недельной циклограммы необходимо следить за тем, чтобы количество рабочих часов за день и за неделю соответствовало нагрузке (ставка – 36 часов, ½ ставки – 18 и т.д.). Варианты недельных циклограмм:

График работы на неделю;

График работы на неделю педагога- психолога ОУ;

4. Используемые в работе программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:

· цели и направления программы

· адресата

· авторство

· краткое содержание

5. По итогам работы в конце учебного года, составляется аналитический отчет о проведенной работе за год.Пишется в свободной форме, включает в себя:

• количественные данные о проведенной в течение года работе

• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы

• обеспеченность их решения научными, методическимисредствами

• основные проблемы и трудности в работе

• перспективные направления работы.