Тема 4. Агенты и среда публично-государственного решения.

Категория агента (участника) принятия государственных решений. Соотношение понятий «политический агент» и «политический актор». Формальная возможность участия и реальное политическое действие. Концепции политико-управленческих сетей: «сетевые домены» Д. Ноука, «сообщества» Дж. Ричардсона, «подсистемы» П. Сабатьер, «потоки» Дж. Кингдона и др. Основные элементы политических сетей: акторы, их роли, ресурсы, связи и пр. Методология сетевого анализа. Сетевые карты. Кластеры политических акторов. Социальная диспозиция и дистанция. «Зона» публичного решения. Социальные адресаты и объекты регулирования.

Интересы и стратегии политических акторов. Государственные руководители и чиновники, депутаты и лоббисты в политико-управленческих сетях. «Коалиции поддержки» решений. Элита и бюрократия как государственные акторы. Конкурирующие элитные и бюрократические группировки. Природа ведомственных корпораций и аппаратных клиентел в России. Место советников и экспертов. Группы давления и политические партии как негосударственные акторы, продвигающие альтернативные варианты решений. Роль крупного бизнеса и СМК. Международные и зарубежные объединения, транснациональные корпорации и социальные движения. Граждане и государственные акты. Определение «оптимальной формулы» социальных интересов в решениях. Понятие общенародных и национально-государственных интересов.

Внутренняя и международная среда как совокупность контекстуальных факторов принятия решений. Р. Хофферберт о «воронке причинности» в публичной политике. Роль экономических, социальных, духовных и культурных факторов. Международные факторы внутригосударственных решений. Учет влияния факторов внутренней среды при разработке внешнеполитических альтернатив. Дж. Кингдон об «окне возможностей» при принятии публичных решений. Проблемно-целевой блок решения и алгоритм формирования «дерева целей». Цель и задачи в дизайнерешения.

Стратегические и оперативно-тактические цели. Внешнеполитические цели. Проекты мероприятий как средств достижения сформулированных в решении целей. Обоснование целесообразности решения. Выработка формулы интересов и построение дерева целей государственного решения как итоговый продукт коллективного целеполагания.

 

Основная литература

1.Мейер-Саблинг Я.-Х. Методологические схемы для изучения политико- администра

тивных отношений и применения их в условиях посткоммунистических государств //

Политико-административные отношения: Кто стоит у власти? / Под ред. Т. Верхейена.

М., 2001. С. 54-77.

2.Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997. С. 47-70,

77-81.

3.Яновский К.Э. Политическая экономия приватизации (Механизм принятия решений)

// Эффективность осуществления государственного управления (период президентства

Ельцина). М., 2002. C. 141-152.

4. Anderson J. Public Policymaking: An Introduction. Boston, 2003. Р. 46-67 .

5.Hay C. The Tangled Webs We Weave: The Discourse, Strategy and Practice of Networking

// Comparing Policy Networks / Ed. D. Marsh. Buckingham-Philadelphia, 1998. P. 33-51.

6.Lindblom C., Woodhouse E. The Policy-Making Process. Englewood Cliffs, 1993. Р. 73-103.

Дополнительная литература

1.Василенко А.В. Российские нефтяные компании и политика в переходный период.

М., 1997.

2.Колобов О.А. и др. Процесс принятия внешнеполитических решений: Исторический

опыт США, Государства Израиль и стран Западной Европы. Нижний Новгород , 1992.

3.Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997.

4.Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп.

М.,1995.

5.Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве России: 1992–1996 // Pro et contra.

1996. Т. 1. № 1.

6.Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское госу

дарство. М., 1999.

7.Помощник депутата Государственной Думы: Права, обязанности и повседневная дея

тельность. М., 2001.

8.Томас Дж. Участие граждан в принятии решений органами государственного управле

ния // Гражданское общество: Пути становления / Ред. - сост. Г.М. Квашнин.

М., 1999.

9.Якуба В.И. Анализ распределения влияния участников при различных правилах приня

тия решений в cовете министров расширенного Европейского Союза. М., 2003.

10.Alexander J., Degtyarev A., Gelman V. Democratization Challenged: The Role of

the Regional Elites // Fragmented Space in the Russian Federation / Ed. B. Ruble, J. Koehn,

N. Popson. Baltimore-London, 2001.

11.Parsons W. Public Policy: An Introduction to the Theory and Practice of Policy Analysis.

Aldershot. 1995.

12.Peters G. The Politics of Bureaucracy. New York, 1995.

13. Rhodes R. Understanding Governance: Policy Networks, Reflexivity and Accountability,

London, 1997.

14.Smith M., Richards D., Marsh D. Structured Agency and Agents of Structure. London,

2000.

15. Stone D. Policy Paradox: The Art of Political Decision Making. N.Y.; L., 2002. P. 210-231.

16.Waste R. The Ecology of City Policymaking. New York-Oxford, 1989.