Подготовка, принятие и порядок изменения основных законов в Российской Федерации
Чиркин
Подготовка Конституции РФ 1993 г. В результате изменений, внесенных в Конституцию РСФСР 1978 г. в конце 1980-х — начале 1090-х гг. (а их было около 500, правда, в большинстве редакционных), основной закон приобрел лоскутный характер, нарушалось согласование статей. Кроме того, сохранялись нормы, препятствующие проведению прогрессивных преобразований, а тенденции к созданию парламентарной республики все более ограничивали возможности Президента РФ.
На I Съезде народных депутатов в июне 1990 г. была создана Конституционная комиссия для подготовки проекта новой конституции. Как говорилось выше, проект был подготовлен и опубликован, но Президент РФ Б.Н. Ельцин возражал против многих его положений; 12 мая 1993 г. он издал указ о созыве особого органа — Конституционного совещания для «завершения подготовки проекта Конституции»1. Президент внес на Конституционное совещание свой проект Конституции, который и стал основой объединенного проекта (правда, в президентский проект было включено более 500 поправок). Окончательный текст Конституции, разработанный Конституционным совещанием, был представлен в июне 1993 г. Президенту РФ.
О событиях, происшедших затем, сказано выше. После сосредоточения всей полноты власти в руках Президента никто и ничто не мешало ему вынести согласованный на Конституционном совещании проект на референдум.
Принятие Конституции РФ. Указами Президента РФ на 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту Конституции, выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, предусмотренные проектом, утверждены положения о выборах, назначена Центральная избирательная комиссия2. В голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, это означало, что новая Конституция была принята. То обстоятельство, что в отдельных субъектах РФ участвовало в голосовании менее половины избирателей, а в нескольких субъектах РФ проект не получил требуемого большинства, не отменяет факта ее принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и международная практика исходит из того, что если федеральная конституция принята без предварительного условия ратификации субъектами федерации, она действует и на территории тех субъектов, избиратели которых отклонили проект. Более того, если конституцию ратифицировало установленное число субъектов федерации, она действует и на территории тех субъектов, которые отказались ее ратифицировать (так было в Германии, США).
Изменение Конституции РФ.Конституция РФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесение поправок, включение названия нового субъекта (субъектов РФ), принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории, изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации, и общий пересмотр Конституции. Первый способ связан с изменением тех или иных положений гл. 3—8, последний — с необходимостью внесения поправок в гл. 1, 2 и 9 (а их вносить нельзя, почему и необходим пересмотр Конституции). Предлагать поправки и пересмотр Конституции РФ могут не все субъекты законодательной инициативы, а только субъекты конституционой законодательной инициативы. Такое право предоставлено Президенту и Правительству РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также группе численностью не менее '/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Порядок внесения поправок в гл. 3—8 регулируется ст. 136 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»2. Такие законы имеют особое название: федеральные законы о поправке к Конституции РФ. Они принимаются по процедуре принятия федеральных конституционных законов (Конституция РФ предусматривает принятие таких законов, развивающих сс положения, по 18 вопросам), но существуют дополнительные требования. Помимо одобрения не менее 3/4 членов общего (конституционного) состава Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы (таковы условия для принятия федерального конституционного закона), при принятии поправки к Конституции РФ Председатель Совета Федерации в течение пяти дней должен опубликовать об этом для всеобщего евдения уведомление, включающее закон о поправке (поправках), который рассылается субъектам Федерации для одобрения. Закон о поправке вступает в силу, если он будет одобрен органами законодательной власти не менее 2Д субъектов РФ. Процесс рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ должен завершиться в течение одного года после принятия закона федеральным парламентом. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Его постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Закон не говорит о последствиях, если Верховный Суд признает ошибочным решение Совета Федерации. Несколько поправок обсуждалось в 1999 г. в парламенте России (в Государственной Думе), но ни одна не была принята.
Включение в ст. 65 названия нового субъекта РФ, принятого в ее состав, связано с предварительным заключением международного договора о добровольном территориальном присоединении другого государства, его части с ратификацией такого договора, а включению названия вновь образованного субъекта РФ предшествуют референдумы на входящей территории и территории РФ. Аналогичным образом (разумеется, без международного договора и иных особенностей) решается вопрос о включении нового названия при объединении субъектов РФ. Оба эти способа урегулированы Федеральным конституционным законом 2001 г. (о нем — ниже). Название нового субъекта вносится в Конституцию (в ч. 1 ст. 65), даже если при этом сокращается перечень субъектов РФ. Хотя в результате «исчезают» субъекты РФ, Закон о поправке к Конституции РФ не принимается, изменения вносятся на основе обычного Федерального конституционного закона (закон о поправке требует дополнительных условий) и «учитываются при переиздании Конституции РФ» (ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона 2001 г.)1. Аналогичные правила лежат в основе федеральных конституционных законов 2004 и 2005 гг. об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Красноярского края и еще двух автономных округов2. Оформление изменения Конституции РФ осуществляется путем ее переиздания. Вряд ли это лучший способ для изменения Конституции, что, по существу, происходит; на деле это поправка к Конституции.
Иначе решается вопрос об изменении названия уже существующего субъекта, что относится к его собственной компетенции. В соответствии с ч. 2 ст. 137 новое название подлежит включению в Конституцию РФ без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Такие факты уже имели место в связи с изменениями названий Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Калмыкии, Чувашии, Ханты-Мансийского автономного округа, хотя Федеральный закон 1997 г. «О наименовании географических объектов»1 устанавливает, что переименование субъектов РФ, а также городов осуществляется федеральными законами (п. 4 ст. 9). Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (постановление от 28 ноября 1995 г.2). Хотя включение в Конституцию РФ нового названия субъекта РФ имеет формальный характер (само название принимается парламентом соответствующего субъекта РФ), вряд ли изменение текста Конституции указом Президента РФ (а это обусловлено безвыходностью положения, порожденной погрешностями конституционных формулировок) заслуживает одобрения.
Внесение поправок (даже редакционных, хотя они иногда желательны) невозможно в гл. 1, 2 и 9 Конституции «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Эти главы могут быть изменены только в порядке общего пересмотра Конституции. Предложения о таком пересмотре могут вносить указанные выше субъекты конституционной законодательной инициативы, но пересмотр может состояться, только если такое предложение поддержало 3Добщего (конституционного) числа голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае созывается Конституционное Собрание (закон, определяющий порядок его созыва, пока не принят). Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать новую Конституцию и принять ее большинством голосов в 2/, общего числа своих членов, либо вынести проект на референдум. Такое регулирование призвано обеспечить особую стабильность конституционных основ, не допустить недостаточно продуманных изменений Конституции.
Вместе с тем слишком широкий круг «неприкосновенных положений» (целые главы) не дает возможности не только вносить необходимые содержательные поправки, но и исправлять в этих главах стилистические погрешности. В зарубежных конституциях запрет изменений обычно распространяется только на некоторые статьи, имеющие принципиальный характер, или запрет имеет содержательную характеристику (например, запрещается изменять республиканскую форму правления, принцип всеобщего избирательного права и др.).
Поскольку поправки к Конституции РФ не принимались, ее развитие осуществляется принятием федеральных конституционных законов по вопросам, предусмотренным Конституцией, принятием обыкновенных федеральных законов (например, многие стороны федеральных отношений, местного самоуправления изменены таким образом), а также путем толкований Конституционного Суда РФ.
Принятие и изменение основных законов субъектов РФ. Основные законы субъектов РФ принимались обычно на сессиях высших представительных органов (например, новая Конституция Татарии 2002 г.), имевших разные названия (Верховный Совет, Государственное Собрание, областная Дума, Хурал и др.), квалифицированным большинством голосов депутатов (обычно 2Д)- В Дагестане Конституция принята специально избранным Конституционным Собранием. В единичных субъектах РФ при принятии основных законов проводились референдумы (Ингушетия, Тыва, Чечня и др.). Принятию новой конституции Башкирии предшествовал созыв конституционного совещания в этом субъекте РФ. В Мордовии предусмотрен соединенный порядок принятия новой конституции: принятие законодательным собранием и последующее одобрение на референдуме. Обычно изменения основных законов субъектов РФ производятся квалифицированным большинством не менее 2/з общего состава законодательного, представительного органа (при двухпалатном законодательном органе — в обеих палатах), иногда — путем референдума (в Удмуртии в 2000 г.). Главы 1, 2 и 10 Конституции Дагестана могут быть изменены только по предложению 3/5 депутатов Народного Собрания специально созываемым Конституционным Собранием, а остальные главы изменяются не менее чем 2/3 голосов депутатов Народного Собрания. В 2000—2002 гг. некоторые основные законы субъектов РФ (например, Чувашии) приняты в новой редакции их парламентами или на референдуме.