Билет №3. Источники римского частного права.

1Источникиримскогоправаэтоформызагрезненияивыраженияправовыхнорм,имеющиеобщеобязательноезначение.
Римскому частному праву известны следующиевидыисточников.

2.Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил по­ведения, сложившихся в Древнем Римев результате их неод­нократного использования, санкционированных и защищае­мых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

а;Римские юристы так говорилиоб обычае:

"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нрава­ми" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долгоприменявшийсяобычайследуетсоблюдатькакправоизаконвтехслучаях,когданеимеетсяписаногозакона4 (Д. 1.3.33);

"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";

"Закон есть общее для всех предписание общее обещание госу­дарства" (Д. 1.3.1).

3. Законы представляли собойрешениянародныхсобранийкакого­-либовида(куриатного,трибутного,центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем прини­мался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.

Поструктуре закон можно разделить натричасти',надпись(имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственносодержаниезакона исанкцию (гарантию его исполнения).

На собраниях плебеев принимались постановления(плебисци­ты).Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу за­кона: "Между плебисцитами и законами есть разница в спосо­бе установления, но сила их одинакова" (Д. 1.2.2.8).

4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установ­ляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юристаГая 1.1.4) — далее — Гай.
Сенатусконсулъты приобретают значение источника права со
II в. н.э. "Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенату­ сконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.

5.'Указимператора есть то; что постановил император или дек­ретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было со­мнения в том, что указ императора имеет силу настоящего за­кона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5). Декреты — эторешенияпосудебнымделам.Эдикты -постановленияобщегохарактера.Рескрипты содержали в себеответынаразличныевопросы.Существовали такжемандаты, в которых были
инструкциидолжностнымлицампосудебнымделам.

Указы(конституции) 27.

6.Эдиктымагистратовспециальныеакты,вкоторыхдолжно­стноелицоизлагалопринципысвоейдеятельностиилирешенияпокаким-либовопросам.

Эдикты могли издаватьпреторы,правителипровинций,куруль­ныеэдилы.Эдикты претора развились изпреторскихформул. Первона­чально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адриа­ном вечным и неизменным.
Эдиктпреторасодержалвсебепереченьусловий(обстоятельств),прикоторыхпреторпредоставлялсудебнуюзащиту.Вэдиктебылиособенностииусловияконкретныхисковитиповыеформу­лыисков.

Курульныеэдилычиновники,призванныеобеспечиватьоргани­зациюторговлинарынке. В процессе своей деятельности они могли издавать обязательные для торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.

7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуще­ствляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не по­свящали в свои тайны.
В308 г.дон.э.ГнейФлавийсделалобщеизвестнымиисковыеформулы.С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
консультирование:

составление иоформление письменных документов;

• руководство процессуальными действиями сторон. Ответыюристовпредставляли собоймненияихпотомуилиино­
мувопросупримененияправа. Данными мнениями часто пользо­вались в судах для подкрепления своих позиций. До времен императора Августа указанные мнения имели част­ный характер. Август жедалправонекоторымюристамдавать толкованиезаконовпозапросам,поступавшимкнему. Эти акты толкованияполучилисилуимператорскихтолкованийибыли обязательныдлясудей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: "Еслимненияэтихлицсходятся,топриобретаетсилузакона то,вчемонисогласны.Еслижемненияюристовнесогласнымежду собой,тосудьепредоставляетсяпра­воследоватьтомумнению, котороеонсчитаетсамымлучшим"
(Гай 1.1.7). В итоге правотворчество юристов получило официальное при­знание и стало одним из источников римского частного права.

8. Большой объем не систематизированного законодательства вы­
явил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать импе­раторские конституции.

В первой половине V в. н.э. была предпринята попыткакоди­фикацииправа императоромФеодосием. Были собраны импе­раторские конституции начиная с Константина. В результате был созданкодексФеодосия. ПриимператореЮстиниане была проведена новая масштабная
и всеобъемлющая кодификация римского частного права. В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониа­на, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состо­явший из императорских конституций;в533 г. были составлены Дигесты(Пандекты),Институции.
Параллельно с кодификационными работами Юстинианраз­решалконкретные споры. Эти решения вошливКодексвторо­гоиздания.

По окончаниикодификационных работ Юстинианом был из­
дан еще ряд законодательных актов,которые затем были объе­динены в сборник под названием"Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовали Corpus iuris civilis.