Билет №3. Источники римского частного права.
1 •Источникиримскогоправа —этоформызагрезненияивыраженияправовыхнорм,имеющиеобщеобязательноезначение.
Римскому частному праву известны следующиевидыисточников.
2.Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Римев результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
а;Римские юристы так говорилиоб обычае:
"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долгоприменявшийсяобычайследуетсоблюдатькакправоизаконвтехслучаях,когданеимеетсяписаногозакона4 (Д. 1.3.33);
"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
"Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
3. Законы представляли собойрешениянародныхсобранийкакого-либовида(куриатного,трибутного,центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
Поструктуре закон можно разделить натричасти',надпись(имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственносодержаниезакона исанкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления(плебисциты).Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д. 1.2.2.8).
4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юристаГая 1.1.4) — далее — Гай.
Сенатусконсулъты приобретают значение источника права со
II в. н.э. "Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенату сконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
5.'Указимператора есть то; что постановил император или декретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5). Декреты — эторешенияпосудебнымделам.Эдикты -постановленияобщегохарактера.Рескрипты содержали в себеответынаразличныевопросы.Существовали такжемандаты, в которых были
инструкциидолжностнымлицампосудебнымделам.
Указы(конституции) 27.
6.Эдиктымагистратов—специальныеакты,вкоторыхдолжностноелицоизлагалопринципысвоейдеятельностиилирешенияпокаким-либовопросам.
Эдикты могли издаватьпреторы,правителипровинций,курульныеэдилы.Эдикты претора развились изпреторскихформул. Первоначально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адрианом вечным и неизменным.
Эдиктпреторасодержалвсебепереченьусловий(обстоятельств),прикоторыхпреторпредоставлялсудебнуюзащиту.Вэдиктебылиособенностииусловияконкретныхисковитиповыеформулыисков.
Курульныеэдилы—чиновники,призванныеобеспечиватьорганизациюторговлинарынке. В процессе своей деятельности они могли издавать обязательные для торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуществляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не посвящали в свои тайны.
В308 г.дон.э.ГнейФлавийсделалобщеизвестнымиисковыеформулы.С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
консультирование:
составление иоформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон. Ответыюристовпредставляли собоймненияихпотомуилиино
мувопросупримененияправа. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций. До времен императора Августа указанные мнения имели частный характер. Август жедалправонекоторымюристамдавать толкованиезаконовпозапросам,поступавшимкнему. Эти акты толкованияполучилисилуимператорскихтолкованийибыли обязательныдлясудей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: "Еслимненияэтихлицсходятся,топриобретаетсилузакона то,вчемонисогласны.Еслижемненияюристовнесогласнымежду собой,тосудьепредоставляетсяправоследоватьтомумнению, котороеонсчитаетсамымлучшим"
(Гай 1.1.7). В итоге правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права.
8. Большой объем не систематизированного законодательства вы
явил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.
В первой половине V в. н.э. была предпринята попыткакодификацииправа императоромФеодосием. Были собраны императорские конституции начиная с Константина. В результате был созданкодексФеодосия. ПриимператореЮстиниане была проведена новая масштабная
и всеобъемлющая кодификация римского частного права. В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониана, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состоявший из императорских конституций;в533 г. были составлены Дигесты(Пандекты),Институции.
Параллельно с кодификационными работами Юстинианразрешалконкретные споры. Эти решения вошливКодексвторогоиздания.
По окончаниикодификационных работ Юстинианом был из
дан еще ряд законодательных актов,которые затем были объединены в сборник под названием"Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовали Corpus iuris civilis.