Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
(Иакова 3:17-18)
9) будет иметь чувство, что он стоит ближе к Богу, чем другие, или же его жизнь и служение больше угодны Ему. Это симптом глубокого заблуждения, состоящего в том, что мы становимся ближе к Богу благодаря нашим заслугам, а не через Иисуса.
10) будет наслаждаться своей духовной зрелостью и дисциплиной, особенно когда дело касается сравнения себя с другими. Истинная духовная зрелость предполагает возрастание во Христе. Когда мы начинаем сравнивать себя с другими, то это очевидный признак того, что потеряна из виду истинная цель — Иисус.
11) будет убежден, что он находится в эпицентре того, что делает Бог. Это также дает основание думать, что мы вовлечены в главнейшее из всех дел, совершаемых Богом.
12) будет иметь механическую молитвенную жизнь. Когда мы начинаем чувствовать облегчение из-за того, что наше молитвенное время истекло, или что уже обо всем помолились по молитвенному списку, — в таком случае нам следует задуматься о нашем состоянии. Вы никогда не почувствуете облегчение по окончании беседы с тем, кого вы любите.
13) будет делать дела для того, чтобы быть замеченным людьми. Это симптом идолослужения — боязнь людей больше, чем Бога, что приводит к религии, которая служит людям вместо Бога.
14) будет полностью отвергать эмоциональность. Когда человек, подчиненный религиозному духу, сталкивается с истинной Божьей жизнью, то она обычно кажется ему неумеренной, эмоциональной и плотской. Истинная страсть к Богу — эмоциональна и экспансивна. Примером этому служит Давид во время внесения ковчега Божьего в Иерусалим.
15) будет использовать эмоциональность как заменитель действия Духа Святого. Может показаться противоречащим с предыдущим пунктом, но религиозный дух часто занимает противоречивые позиции с целью самосохранения и выделения. Подобное использование эмоциональности будет включать в себя такие вещи, как необходимость в рыдании и плаче, как признак истинного покаяния, или «падении под действием силы», как доказательство того, что этот человек был затронут Богом. То и другое действительно может быть признаком истинной работы Святого Духа, но когда мы ищем эти проявления, то начинаем двигаться в ином духе.
Во времена первого великого пробуждения, на служениях Джонатана Эдвардса самые грубые, бунтарские по натуре люди часто падали на пол и лежали по 24 часа. Они поднимались совершенно другими, и такие странные проявления Духа Святого бесчисленно наполняли великие пробуждения. Эдварде даже утверждал, что копирование или подделка проявлений, по его мнению, гораздо больше содействуют концу великого пробуждения, чем отъявленные противники пробуждения.
16) будет вдохновляем, когда его служение выглядит лучше других. Сюда мы можем отнести чувство горечи от того, что нам кажется, что другие выглядят лучше или возрастают быстрее, чем мы.
17) будет превозносить то, что Бог сделал в прошлом, а не то, что Он делает в настоящем. Бог не изменился; Он — Тот же вчера, сегодня и во веки веков. Завеса убрана; мы можем быть сегодня настолько близко к Богу, насколько мог быть любой другой человек в прошлые времена. Религиозный дух всегда пытается сфокусировать наше внимание на делах и сравнениях, а не просто на нашем приближении к Господу.
18) будет склонен к подозрениям и оппозиции в отношении новых движений, церквей и т. д. Это — очевидный симптом зависти, главный плод религиозного духа или гордости, утверждающей, что Бог не стал бы делать ничего нового, минуя нас. Естественно, люди такого склада ума очень редко используются Господом для зарождения новых дел.
19) будет склонен отвергать духовные проявления, которые он не понимает. Это симптом гордости и высокомерия, что полагает: наши взгляды такие же, как Божьи. Истинное смирение позволяет нам учиться и быть открытыми, терпеливо ожидая плода, прежде чем делать окончательные выводы. Истинное распознание делает нас способными ожидать и надеяться на лучшее, а не на худшее. По этой причине мы имеем наставление: «Все испытывайте, хорошего [а не плохого] держитесь» (1 Фес. 5:21).
20) будет чересчур реагировать на плотское поведение в церкви. Правда, возможно, и состоит в том, что в церкви намного больше плотского и гораздо меньше от Святого Духа, чем усматривают даже самые яростные критики. Важно, чтобы мы учились отличать одно от другого, чтобы освободиться от всего плотского и возрастать в подчинении Духу Святому. Но критически настроенное лицо будет отвергать, вместо того чтобы помочь продвигаться дальше, тех, кто может быть все еще на 60% плотские, но в сравнении с прошлым годом, быв на 95% такими, сейчас делают успехи.
21) будет чрезмерно реагировать на незрелое состояние в церкви. Существует определенная мера незрелости, которая приемлема Господу. Мой двухлетний ребенок незрел в сравнении с моим вторым ребенком, которому десять лет. Но это допустимо, так как ему только два года. Фактически, он может быть очень даже зрелым для своих двух лет. Идеалистический религиозный дух видит только незрелость, не принимая во внимание другие важные факторы.
22) будет решительно пытаться основывать доказательство Божьего одобрения, ссылаясь на проявления. Это просто очередная форма подсчета очков и сравнения себя с другими. Иисус совершил некоторые из Его величайших чудес, к примеру, хождение по воде, когда это видели всего лишь несколько человек. Он делал Свои дела, чтобы прославить Отца, а не Себя. Те, кто используют наличие чудес в целях подтверждения и построения своего собственного служения и репутации, серьезно уклонились от пути жизни.
23) будет не способен присоединиться к чему-либо, что, по его мнению, не является совершенным или близким к совершенству. Господь соединился с падшей человеческой расой и даже отдал Свою жизнь за нее. Такова же природа тех, кто пребывает в Нем.
24) будет чрезмерно захвачен манией преследования религиозного духа, быстро распознавая его у других, но только не у себя. Мы не освобождаемся от религиозного духа, в страхе избегая его, но побеждая верой во Христе Иисусе.
25) будет склонен превозносить все, что угодно, но только не крест Иисуса, и не то, что Он совершил и Кем является. Если мы созидаем свою жизнь, служение, церковь на чем-нибудь другом, кроме Иисуса, то строим на зыбком фундаменте, который не устоит.
Итог
Как уже говорилось, мы все, пожалуй, в той или иной степени подвергаемся религиозному духу. Павел увещевает нас: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» (2 Коринфянам 13:5). Обратите внимание, что он не говорит нам «испытывайте своего ближнего» или «испытывайте своего пастора», но «испытывайте самих себя». Измерение других по этим пунктам может стать явным показателем существования у нас серьезной проблемы. Если вышеизложенная глава открыла вам глаза на какое-нибудь служение, производящее серьезные проблемы, обязательно используйте это в Святом Духе. Давайте примем во внимание предостережение к Галатам:
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Галатам 6:1)