Вставка 2. Подготовка и реализация решений в Правительстве РФ

Один из самых ярких примеров подготовки и выполнения правительственных решений, заканчивающихся подготовкой невостребованных в дальнейшем документов, это то, как на правительственном уровне решали вопрос по стимулированию инновационной деятельности. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 17 апреля 1995 года проекты нормативных документов по введению контрактной системы в сфере исследований и разработок должны были быть готовы во П квартале 1995 года. Далее, спустя два года, уже в соответствии с Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1996 года сроком представления документов стал П квартал 1997 года. Наконец, спустя еще год правительственный План действий по реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998–2000 гг., обязывал Миннауки России представить нормативные документы по контрактной системе в сфере исследований и разработок в IV квартале 1998 года. В итоге этой многолетней работы по представлению невостребованных проектов документов, так на практике ничего сделано не было, оказалось, что проблемы нет, действующее законодательство вполне позволяет организовывать научно-исследовательскую работу по контрактам. Однако, по меньшей мере, три раза, представляя проекты заведомо ненужных документов или обосновывая необходимость отсрочки исполнения, министерства-исполнители отчитались о выполнении пунктов планов.

 

Общепринятой является практика, когда министерства стараются переложить решения трудных вопросов на создаваемые правительственные (межведомственные) комиссии. Сдругой стороны, министерства и ведомства вынуждены инициировать создание подобных комиссий потому, что их «коллеги» зачастую не считают возможным работать «под кем-то изравных себе». Создаваемые же правительственные комиссии (а все хотят во главе их видетьПредседателя Правительства Российской Федерации) ввиду объективных обстоятельств (невозможность первым лицам Правительства заниматься всеми вопросами, существование ротации правительственных чиновников) далеко не всегда демонстрируют эффективную работу.

Процедуры согласования

Согласование – совершенно необходимый этап в подготовке решений Правительства Российской Федерации. Выполнение этих решений затрагивает интересы нескольких федеральных органов исполнительной власти, поэтому нормальным является требование о том, чтобы решения были согласованы в максимально возможной степени.

Действующий порядок допускает возможность внесения проектов документов в Правительство Российской Федерации с разногласиями. В этом случае предусмотрены процедуры согласования у курирующих заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

Если и после этой процедуры разногласия остаются, то точки над «i» должен расставить премьер. Однако надеяться на то, что в своей принципиальности можно легко дойти до премьера, не стоит. Такое бывает исключительно редко. Объясняется это тем, что работники Аппарата Правительства Российской Федерации – кураторы по тем или иным «ПП» («Правительственные поручения») фактически заставляют вносить проекты правительственных решений согласованными. Их можно понять, с них тоже требуют пресловутую согласованность.