Вставка 1. Уровень исполнительской дисциплины в РФ
В среднем, как свидетельствуют данные Главного Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, выполняется в срок немногим более половины от общего количества поручений в адрес Правительства Российской Федерации. Эти выводы были обнародованы в сентябре 2002 года после проверки ГКУ исполнительской дисциплины в Минимуществе России, Минфине России, Минэкономразвития России, Минтрансе России и Госстрое России. В 2001 году Президент Российской Федерации дал 891 поручение в адрес указанных органов, из которых было выполнено в изначально установленный срок только 48% от их общего числа. Что касается поручений Правительства в адрес федеральных органов исполнительной власти, то здесь пропорция примерно такая же. Это происходит несмотря на то, что зачастую резолюции Правительства в свой адрес и сроки исполнения министерства и ведомства сами и формулируют, согласовывая их с ответственными работниками Аппарата Правительства Российской Федерации
Коррупция
Предприниматели вовлекаются в коррупцию для того, чтобы решать проблемы своего бизнеса. Сплошь и рядом имеют место случаи, когда законы или иные государственные нормативы препятствуют бизнесу, оказываются экономически нецелесообразными. Тем не менее, такие воздействия на бизнес являются легальными и называются «белой зоной». Преодоление административных барьеров требует от бизнеса издержек и действий, далеко не всегда легальных. В этих случаях может не быть нарушений со стороны государства, к нарушениям подталкивается бизнес.
Прямые издержки бизнес несет при регистрации предприятий, оформлении инвестиционных проектов, получении лицензий и т.п. Косвенные издержки связаны с тем, что барьеры входа на рынок, в частности, уменьшают число рыночных агентов и ослабляют конкуренцию.
Технология работы
Общепринятой является следующая технология работы. Постановления Правительства Российской Федерации по тем или иным важнейшим вопросам зачастую сводятся по существу к «утверждению плана по…». Планы эти, как правило, предусматривают подготовку в определенные сроки соответствующих проектов нормативных документов (а то и вовсе «предложений по…»). Очевидно, что подобное правительственное постановление будет полностью выполнено уже после представления соответствующих проектов документов или «предложений по…».
Далее проекты документов начинают прорабатываться в Аппарате Правительства Российской Федерации. И часто они оказываются настолько неудовлетворительно подготовленными, что процесс по доработке затягивается на долгие месяцы, а то и годы. С другой стороны, и такие случаи тоже были, департаменты Аппарата Правительства начинают «не спешить».