Питание детей 3 – 7 лет.
Особенности развития детей дошкольного возраста.
1. Дальнейший рост и совершенствование функций многих систем организма, в первую очередь – ЦНС; быстро развиваются интеллектуальные способности.
2. В основном сформирован опорно-двигательный аппарат и мышечная система, развиты все основные движения; интенсивность роста несколько замедляется, однако начиная с 5 – 6 летнего возраста на фоне смены зубов и подготовки к первому ростовому толчку повышена потребность в кальции, фосфоре, белках.
3. Функции пищеварительного аппарата достигают уровня взрослого человека. Пищеварение становится изменчивым – оно то ускоряется, то замедляется – отсюда колебания аппетита, неустойчивый стул (поносы – запоры).
4. Емкость желудка увеличивается до 500 мл, нарастает кислотность.
Распределение продуктов суточного рациона детей 3 – 7 лет:
1. Завтрак – 20 – 25%
2. Обед – 35 – 40%
3. Полдник – 10 – 15%
4. Ужин – 20 – 25%
· Мясо, рыба, бобовые, животные жиры даются в первую половину дня (завтрак и обед)
· Молочные, крупяные и овощные блюда дают на полдник и ужин
· Объем на 1 прием пищи составляет 350 – 450 г.
· Животные белки должны составлять не менее 65% от общего количества белковой пищи. Мясные продукты должны быть в количестве 100 – 120 г, рыба – 35 – 40 г, 1 яйцо
· Растительные жиры должны составлять не менее 15% от общего количества жиров (25 г сливочного масла и 10 г растительного)
· Потребности в углеводах следует удовлетворять за счет овощей и фруктов (до 500 г различных овощей и 150 – 200 г свежих фруктов), суточное количество круп и макаронных изделий должно быть всего 40 – 50 г, сахар – 50 – 60 г, хлеб 150 – 170 г (не менее 50 – 60 г ржаного)
· Из напитков вводится чай, кофе (суррогат), какао – 1 – 2 раза в неделю
· Количество молока и кисломолочных продуктов в суточном рационе – 500 – 400 г
· Соотношение белков, жиров и углеводов – 1:1:4, суточный объем – от 1400 до 1700 г.
Питание школьников.
Особенности развития детей школьного возраста.
1. В силу активной познавательной деятельности возрастает нагрузка на ЦНС
2. В период становления личностной самооценки и переоценки авторитетов (родители – друзья – средства массовой информации – мода) и снижения контроля за питанием со стороны родителей возможно формирование неправильного отношения к питанию
3. Имеют место факторы, оказывающие влияние на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему, повышена потребность в кальции, фосфоре, белках.
4. Функции пищеварительного аппарата достигают уровня взрослого человека.
5. В препубертатном и пубертатном периодах в силу совершающейся гормональной перестройки и нарастающей кислотности желудочного сока отмечается резкое повышение аппетита