II. КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО НАПОЛНЕНИЯ
I. Введение
Основная задача справочно-правовой системы (СПС) заключается в том, чтобы быть надёжным помощником специалиста в его профессиональной деятельности, обеспечивать правовую безопасность его бизнеса. Разработчики СПС предоставляют пользователю не только документы, не информацию как таковую, но и уверенность. Уверенность в том, что он с помощью СПС сможет в любой момент получить всю необходимую информацию, причём в удобном виде, и на её основе принять верное решение.
Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед СПС задач, необходимо на высоком уровне реализовать три её составляющие:
1) Качественное информационное наполнение системы.
2) Передовые программные технологии и обработки информации.
3) Качественное информационное обслуживание пользователей со стороны компании-разработчика.
Компания «КонсультантПлюс» на протяжении многих лет выполняет, усовершенствует, развивает все эти свойства системы, поэтому она является лидером на рынке СПС. Рост количества пользователей СПС «КонсультантПлюс» увеличивается с каждым годом (см. таблицу 1).
Таблица 1. Рост количества пользователей
СПС «Консультант Плюс»
Годы | 1992-1997г.г. | 1998-2002г.г. | 2003-2007г.г. | 2008-2009г.г. | |||
Количество организаций-пользователей | 100 000 | 150 000 | 250 000 | 300 000 |
СПС «КонсультантПлюс» надежнее во всем: в информации, в технологии, в сервисе. |
II. КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО НАПОЛНЕНИЯ
Что ожидает пользователь от СПС? Это уверенность в том, что в любой момент ему будет доступна вся необходимая в работе информация, как непосредственно правовая, так и вспомогательная справочная. Возможность выполнения данных требований определяется такими свойствами СПС, как:
· полнота информационного массива СПС;
· достоверность представленной информации;
· оперативность актуализации информации при изменении законодательства;
· юридическая обработка информации (тематическая классификация, отражение связей между документами, подготовка новых редакций и т.д.)
1. Полнота информации
Полнота информационного массива – понятие относительное, и оценивать её следует исходя из целей и задач, которые ставит перед собой разработчик СПС.
Совершенно очевидно то, что ни одна СПС не может включать всю имеющуюся к настоящему времени правовую информацию. Поэтому, следует иметь в виду, что большое количество документов в информационном банке (ИБ)* системы не всегда является показателем «качества» его полноты.
Исходя из выше сказанного, важным становится правильно отобрать документы, которые необходимо включить в информационный массив СПС, действительно нужные широкому кругу пользователей, отсекая малозначимые, невостребованные документы.
Таким образом, полнота информации измеряется отношением числа нормативных актов, включенных в ИБ систем пользователя, к числу реально вышедших (существующих) открытых нормативных документов.
Оценить полноту информации СПС можно по следующим критериям:
1) По наличию у компании-разработчика пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления, что является верным признаком стабильной и аккуратной работы с информацией. На сегодняшний день (2009г.) с компанией «КонсультантПлюс» заключено более 80 договоров на федеральном уровне и около 3 000 на региональном.
2) По общему количеству документов в базах разработчика и постоянному расширению информационного массива СПС. В системе «КонсультантПлюс» по состоянию на март 2009 год представлено более 4 000 000 документов (точный общий объем можно посмотреть на сайте: www.consultant.ru). Обязательно учитывается мнение пользователей, поэтому информационный массив системы увеличивается различного рода аналитическими материалами:
· обзоры законодательства – оперативное оповещение пользователя о новых документах, попавших с последним пополнением;
· специализированный банк – «Подборки судебных решений» – в виде тезисов передаётся суть наиболее существенных судебных решений по определённому вопросу;
· специализированный банк – «Путеводитель по налогам» – рассчитан на бухгалтеров, где в компактном виде представлены материалы из практических пособий и энциклопедий спорных ситуаций по налогам и взносам;
· специализированный банк – «Путеводитель по сделкам» – аналитический материал, разработанный специально для бухгалтеров, содержащий подробную информацию о налогообложении и бухгалтерском учёте различных сделок.
3) По структуре массива информации. В настоящее время разделение массива информации по тематическому принципу, который привлекает многих разработчиков СПС, является неудобным, т.к., осуществляя поиск информации по всем базам, возможно дублирование документов по тематическому сходству в разных банках. Поэтому, реализованный компанией «КонсультантПлюс» подход к разделению информационного массива на
* Информационный банк (ИБ)– множество всех документов с текстами, входящих в систему пользователя. |
отдельные части, является наиболее удобным. Все документы содержатся в Едином информационном массиве СПС «КонсультантПлюс», который делится на разделы, объединяющие документы определённого типа (например, нормативные акты, материалы судебной практики, финансовые консультации и т.д.); разделы же делятся на отдельные информационные банки, являющиеся более или менее замкнутой подборкой документов (например, раздел с нормативными актами подразделяется на ИБ с документами федерального уровня и ИБ с документами отдельных субъектов РФ) (см. таблицу 2).
Таблица 2. Структура разделов Единого
информационного массива
Разделы | Информационные банки, входящие в раздел |
«Законодательство» | «Версия Проф» (включая ИБ «Российское законодательство») «Эксперт-приложение» «Документы СССР» «Сводное региональное законодательство» «Региональный выпуск» |
«Судебная практика» | «Подборки судебных решений» «Решения высших судов» «ФАС всех округов» «ФАС округа» «Налоговые споры» «Апелляционный суд» |
«Финансовые консультации» | «Путеводитель по налогам» «Путеводитель по сделкам» «Финансист» (включая ИБ «Вопросы-ответы») «Корреспонденция счетов» «Бухгалтерская пресса и книги» |
«Комментарии законодательства» | «Постатейные комментарии и книги» «Юридическая пресса» «Путеводитель по судебной практике» «Путеводитель по корпоративным спорам» |
«Формы документов» | «Деловые бумаги» |
«Законопроекты» | «Законопроекты» |
«Международные правовые акты» | «Международное право» |
«Правовые акты по здравоохранению» | «Медицина и фармацевтика» |
«Технические нормы и правила» | «Строительство» |
4) По возможности заказать отдельные документы, недостающие в системах пользователя, как сервисная услуга компании «КонсультантПлюс».
СПС «КонсультантПлюс» превосходит по полноте информации. |
2. Достоверность информации (аутентичность)
Достоверность – это соответствие текста документа в системе тексту оригинала. Для официальной правовой информации оригиналомявляется официальный экземпляр правового акта или его официальная публикации. Для неофициальной – текст документа, подписанный автором (если автор передал материал напрямую разработчикам СПС), или текст документа в печатном издании.
Компания «КонсультантПлюс» работает только с достоверными официальными текстами правовых актов, т.е. с бумажными носителями – копиями подлинников с печатью (подписью) или с их официальными публикациями.
Путь документа от его автора до конечного пользователя содержит два этапа, и на каждом из них необходимо обеспечить достоверность этого материла:
Первый этап – получение документа разработчиками СПС.
Второй этап – создание электронной версии документа компанией-разработчиком, включение его в СПС и передача пользователю (см. схему 1).
Создание электронной версии документа предполагает многоуровневую проверку:
1) Проверка программными средствами.
2) Последовательная проверка тремя независимыми корректорами (специалистами) файла документа на соответствие оригиналу.
3) Файл ещё раз проверяется программными средствами.
После такой проверки файл документа включается в систему, а копия подлинника подшивается в архив.
При наличии опечаток в тексте оригинала, вставляется примечание юриста «КонсультантПлюс». Например, Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. к статье 790:
Схема 1. Обеспечение достоверности
правовых актов
Источник информации | Получение документа разработчиками СПС | Создание электронной версии документа и включение в СПС | Пользователь СПС |
3. Оперативность актуализации ИБ
Актуализация банка документов СПС– это процесс включения в него новых документов и поддержания уже имеющихся документов в актуальном состоянии в соответствии с текущими изменениями законодательства.
Подоперативностью актуализации ИБ понимают промежуток времени от выхода документа в открытый доступ до появления этого документа в ИБ пользователя (см. схему 2.).
1) На первом этапе документ из принявшего органа поступает в Координационный центр Сети КонсультантПлюс в Москве. Наличие прямых договоров об информационном обмене между органами государственной власти и управления и компанией «КонсультантПлюс» обеспечивает высокую оперативность поступления новых документов в Координационный центр. Практически все документы поступают из официальной рассылки выпустивших их ведомств, причём ещё до даты их официальной публикации в печати.
2) На втором этапе производится обработка документа в Координационном центре и включение его в эталонный информационный банк. Обработка документа включает в себя подготовку электронной версии документа, его юридическую обработку, многоуровневую сверку электронной версии с бумажным оригиналом. От момента получения документа до момента включения его в эталонный банк проходит всего 1-3 дня, причём 50% документов обрабатывается за один день.
3) На третьем этапе новые документы передаются с очередным пополнением из Координационного центра в Региональные информационные центры (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. Пополнение передается в РИЦ по телекоммуникационным сетям ежедневно. Таким образом, обеспечивается ежедневная идентичность ИБ систем «КонсультантПлюс» на местах и эталонного банка в Координационном центре.
4) На четвертом этапе происходит доставка новых документов пользователям. Доставка пополнения ИБ пользователя осуществляется двумя способами: а) с использованием средств телекоммуникаций – ежедневно, б) доставка пополнения специалистами РИЦ – еженедельно.
Таким образом, время передачи документа от момента поступления его в рассылку соответствующего органа власти и управления до получения его конечным пользователем составляет от нескольких часов до одной недели.
Схема 2. Сроки доставки информации до
конечного пользователя систем «Консультант Плюс»
Органы власти | ||
I этап | ксерокопии документов с печатью (подписью) | от 1 часа до нескольких дней (зависит от внутренних правил документооборота министерств и ведомств) |
II этап | Координационный центр Сети КонсультантПлюс Техническая и юридическая обработка документов, включение документов в эталонный банк. От 1 до 3 дней (50% обрабатывается в 1 день) | |
III этап | файлы пополнения | в тот же день |
РИЦ Сети КонсультантПлюс Обновление своих информационных узлов. Формирование файлов пополнения для пользователей. | ||
файлы пополнения | в тот же день | |
Представители РИЦ, партнёры | ||
IV этап | инженером 1 раз в 7 дней | по модему в тот же день |
Пользователи СПС «КонсультантПлюс» |
4. Юридическая обработка информации
Юридическая обработка играет важнейшую роль в обеспечении качества информационного наполнения СПС, благодаря чему достигается упорядоченность массива правовых документов и внутренняя взаимосвязь документов друг с другом, возможность быстро и эффективно находить нужную информацию и работать с ней.
Юридическая обработка – это такой вид работы, при котором осуществляется выявление взаимосвязей между документами, реализация и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), создание новых редакций документов при их изменении, а также экспертная обработка информации, при которой создаются специальные аналитические материалы и инструменты поиска. Всё это обеспечивает эффективное выполнение основной функции СПС – дать пользователю возможность быстро и в удобной форме получить всю необходимую информацию для принятия верного решения по интересующей проблеме.
Так как юридическая обработка имеет аналитический, исследовательский характер, то ей свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.
Объективная юридическая обработка – это такая обработка документов, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права.
Субъективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.
Стандартные элементы юридической обработки следующие:
· Классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов (понятий). Перед введением нового документа в ИБ, все правовые акты распределяются по определенным темам, т.е. происходит систематизация правовой информации.
· Подготовка новых редакций документа при издании официальных изменений, вносимых в изучаемый документ.
· Выявление взаимосвязей документов, формирование перекрестных ссылок между документами. Сформированный массив информации подвергается анализу с целью выявления других правовых актов, связанных с изучаемым документом, а также относящимся к определенной правовой проблеме.
· Подготовка примечаний к документу и справочных сведений.
Рассмотрим каждый элемент юридической обработки более подробно.
Классификация (рубрикация) документов
Классификация (рубрикация) документов – это присвоение тем, рубрик классификатора обрабатываемому документу.
Процесс классификации (рубрикации) документов заключается в определении тем (предмета регулирования) нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора и присвоении обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.
Цель классификации (рубрикации) документов состоит в том, чтобы у пользователя была возможность искать документы по определенным, интересующим его темам, вопросам. В результате классификации каждый документ оказывается в своей нише, ячейке, где его без труда находит пользователь, выбравший интересующую его рубрику. Документ не теряется в общем, огромном массиве документов. Если документ содержит несколько норм, относящихся к разным темам, он будет отнесен к нескольким рубрикам классификатора, чтобы каждая норма находилась во всех соответствующих нишах и не была потеряна для пользователя (например, Трудовой кодекс РФ).
Основным средством поиска, а также средством классификации является предметный классификатор, который представляет собой иерархическую систему юридических понятий с универсальным охватом, как сложившихся самостоятельных отраслей законодательства, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности. Эта иерархическая система должна отражать весь массив правовых актов.
Классификации в той или иной мере присущи и объективность и субъективность, которые зависят от двух факторов:
· качества классификатора;
· профессионального уровня специалиста, проводящего классификацию.
В системах «КонсультантПлюс» классификация документов производится по рубрикам поля «Тематика», а также по группам понятий и ключевым понятиям «Правового навигатора».
Для эффективной предметной классификации информации важно использовать в работе качественный, удобный и юридически обоснованный классификатор. Таковым является Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года № 511 и рекомендованный этим же указом для использования при создании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене этой информацией. Данный классификатор стал итогом совместной работы Главного государственно-правового управления Президента РФ, Российского фонда правовых реформ и компании «КонсультантПлюс». Именно на его основе базируется рубрикатор поля «Тематика» системы «КонсультантПлюс», т.е. он является объективным.
Другой вид классификаторов ориентирован на решение иной задачи: он должен обеспечивать эффективный поиск документов, относящихся к возникшей в практической деятельности пользователя конкретной хозяйственной ситуации. Таковым является «Правовой навигатор» в системе «КонсультантПлюс», который не является официальным, а значит, он субъективен. И всё же, его скорее можно назвать условно объективным, т.к. в основе навигатора лежат сами нормативные акты, а в создании этого второго поискового инструмента участвовали разработчики Классификатора правовых актов.
Подготовка новых редакций документа*
В условиях постоянного изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:
· возможность получить полный текст правового акта со всеми внесёнными в него на сегодняшний день изменениями;
· возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определённую дату в прошлом.
В связи с этим, обратим внимание на то, что изменение нормативных правовых актов (НПА) правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции изменяемого документа. Изменения в документе могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные:
· замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом;
· отмена отдельных частей текста документа;
· дополнение документа новыми частями.
Заметим, что нередко в одном документе применяется несколько способов внесения изменений.
Многочисленные изменения одного документа без создания его новой редакции приводят к тому, что становиться практически невозможно пользоваться таким документом. Поэтому выход из создавшейся ситуации заключается в том, чтобы специалисты компании-разработчика СПС сами создавали редакции НПА.
*Подредакцией документамы будем понимать текст документа с внесенными в него изменениями. |
Например, изменения Налогового кодекса РФ (часть вторая), внесенные Федеральным законом от 30.06.2005г. № 71-ФЗ заключаются в следующем:
Разработчики системы «КонсультантПлюс» уделяют большое внимание вопросам, связанным с созданием редакций документа, как в юридическом аспекте, так и с точки зрения технического обеспечения инструментов доступа к этим редакциям (функция «Быстрый поиск редакции»). В результате пользователи системы имеют удобный доступ к любой редакции НПА и полную информацию о периоде её действия.
Процедура внесения изменений в документ в системах «КонсультантПлюс» состоит из двух этапов:
Этап 1. Оперативное предупреждение пользователя об изменениях, внесенных в документ.
В систему оперативно вносится содержащий изменения документ (документ Б), из текста которого можно по гипертекстовым ссылкам попасть в изменяемый им документ (документ А). При этом над текстом документа А появляется специальная информационная строка-предупреждение: «Внимание! Документ изменен — см. список изменяющих документов».
До создания новой редакции документа А с помощью этих инструментов можно использовать измененный документ, не рискуя получить устаревшую информацию.
Этап 2. Внесение изменений непосредственно в текст документа, т.е. создание новой редакции. После введения в ИБ изменяющего документа Б в строгом соответствии с его текстом специалистами компании «Консультант Плюс» создается новая редакция документа А.
Несмотря на то, что этот процесс требует выполнения значительного объема вспомогательной работы, новая редакция создается и вводится в ИБ в максимально короткий срок.
В результате этой работы:
· Текст новой редакции документа А включается в ИБ отдельным документом, при этом сохраняется первоначальный текст документа А (исходная редакция), а также все последующие редакции этого же документа. Т.е. в системах «Консультант Плюс» представлена полная ретроспектива редакций одного документа.
· После каждого измененного фрагмента указываются все документы, в соответствии с которыми внесены изменения, и дается ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Например, в Налоговом кодексе РФ (часть вторая) к статье 143:
· После заголовка изменённого документа приводится полный перечень изменяющих документов, которые учтены в тексте созданной редакции. Например, к Семейному кодексу РФ под заголовком указываются изменяющие кодекс Федеральные законы:
· Для каждой редакции документа, включённой в систему, указывается период действия этой редакции. Если есть неопределённость в этом вопросе, то обязательно указывается на наличие такой неопределённости и объясняется, с чем связано её наличие в данном случае. Например, это будет указано в Справке к документу:
Все редакции одного документа связаны между собой, и, находясь в тексте одной из редакций, можно попасть в последнюю действующую или в любую другую интересующую пользователя редакцию документа.
Из любой недействующей редакции можно попасть в последнюю редакцию по ссылке в строке предупреждения в начале текста: «Внимание! Недействующая редакция. Перейти в действующую редакцию».
Если изменения касаются не непосредственно текста документа, а его действия (статуса), то новой редакции не создается. Такие изменения называются нетекстуальными, и в этом случае в текущей редакции над измененным пунктом вставляется соответствующее примечание. Документу присваивается пометка: «(с изм. от …)». Например, Федеральный закон от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» над статьей 136 имеется следующее примечание:
Выявление взаимосвязей между документами, формирование ссылок
Для получения полной информации по интересующему пользователю вопросу и принятия правильного решения требуется, как правило, изучить несколько документов, причём разного типа: нормативные акты, разъяснения, комментарии и консультации, судебные решения.
Каждый правовой документ существует не сам по себе, а связан со многими другими, так или иначе относящимися к определённой правовой проблеме. Пользователь СПС, изучая один документ, должен иметь возможность быстро обратиться к другим, связанным с ним или его фрагментом документам.
Это позволит изучить проблему в комплексе, выяснить все нюансы и в конечном итоге принять правильное решение. Поэтому обязательными и крайне важными элементами технологии СПС (программной технологии и технологии юридической обработки) являются, во-первых, нахождение и фиксация взаимосвязей документов специалистами компании-разработчика, а, во-вторых, удобный инструмент перехода от одного документа к другим документам, связанным с ним.
· Часть связей документа установить достаточно легко: это явные упоминания других документов в тексте изучаемого документа, – так называемые прямые ссылки. Например, в тексте изучаемого документа может быть сказано:
или:
Такого рода связи пользователь видит сам. Задача разработчиков СПС заключается в том, чтобы зафиксировать их и оформить в виде гипертекстовых ссылок, обеспечивающих возможность быстрого перехода в упоминаемый документ.
В системе «КонсультантПлюс» помимо обычных гипертекстовых ссылок реализован также механизм перехода по ссылкам в различные редакции одного и того же нормативного документа – так называемый «путеводитель по ссылкам», который способствует принятию пользователем правильного решения по проблеме. Данный механизм работает в текстах авторских материалов разделов «Финансовые консультации» и «Комментарии законодательства», а также в судебных решениях раздела «Судебная практика». Например, в тексте Письма Минфина РФ от 15 мая 2009 г. № 03-11-06/3/134 есть ссылка на недействующую редакцию Налогового кодекса РФ (часть вторая):
· Другая часть связей неочевидна для пользователя. Сюда относятся ссылки на просматриваемый документ из других документов (например, ссылка из судебного решения, принятого на основе нормы данного документа) или связи с документами, регулирующими те же или сходные правоотношения, что и просматриваемый документ, но не содержащие на него явных ссылок. Это так называемые обратные ссылки. Например, в Бюджетном кодексе РФ есть гипертекстовые ссылки на Федеральные законы, так или иначе влияющие на его статус:
Такого рода связи пользователь самостоятельно отследить не в состоянии, в то же время они чрезвычайно важны для принятия правильного решения. Задача разработчиков СПС заключается в том, чтобы выявить все такие связи и предоставить пользователю удобный инструмент для их отражения.
Чтобы пользователь «не утонул» в огромном массиве документов и смог эффективно работать с ним, необходимо его структурировать как по типам информации, так и по степени важности. В системе «КонсультантПлюс» данная задача решена следующим образом: все документы, связанные с рассматриваемым документом, отсортированы по степени важности этих связей.
· Важнейшие связи, без изучения которых невозможно правильно применить документ. Такие связи оформляются в виде примечаний в тексте документа, рядом с абзацами текста, к которым они относятся, а также в Справке к документу. При этом обязательно даётся ссылка на документ, на основании которого написано данное примечание.
· Полезные связи, которые позволяют лучше разобраться в проблеме. Это та дополнительная информация, те документы, которые целесообразно учитывать при применении изучаемого документа. Информирование пользователя о наличии полезных связей в системе «КонсультантПлюс» происходит с помощью специального символа на полях документа.
· Прочие связи, которые являются формальными упоминаниями и не представляют специального интереса для пользователя. Поэтому-то их можно получить, построив все связи изучаемого документа, в виде структурированного дерева связей через пиктограмму
Схема 3. Прямые и обратные ссылки,
связи изучаемого документа.
Документ А (который изучает пользователь) В тексте есть прямая ссылка на документ В |
Корреспондент Документ Б |
Респондент Документ В |
Прямая ссылка (изучая документ А, пользователь самостоятельно узнает о ссылке документа А на документ В) |
Обратная ссылка (изучая документ А, пользователь не может самостоятельно узнать о ссылке документаБ на документ А) |
Что такое СПС «КонсультантПлюс»? «КонсультантПлюс» - это надёжный помощник, основная СПС каждого специалиста, который в работе имеет дело с законодательством. |
Подготовка примечаний к документу и справочных сведений
Одной из отличительных черт профессиональной СПС является представление в ней сведений о документе, облегчающих работу с ним. Обязательными элементами являются:
· информация об официальных публикациях документа;
· информация об особенностях его применения (об особенностях вступления в силу документа и отдельных его частей, о диапазоне времени действия документа (редакции документа), о регистрации ведомственных документов в Минюсте РФ и т.д.).
В системе «КонсультантПлюс» данные элементы к каждому документу оформляются в виде Справки к документу, которую можно вызвать из окна с текстом документа.