Единственное и множественное число существительных
1. «Магазин игрушек».
Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением полок магазина, на которых стоят игрушки. Логопед держит в руках предметные картинки с изображением тех же игрушек в единственном числе. Показывая поочередно свои картинки, логопед начинает Предложение, которое дети должны закончить.
Примерный речевой материал:
У меня мишка, а в магазине... (мишки). У меня кукла, а в магазине... (куклы). У меня машинка, а в магазине... (машинки). У меня пирамидка, а в магазине... (пирамидки). У меня мяч, а в магазине... (мячи). У меня совок, а в магазине... (совки). У меня кубик, а в магазине... (кубики). (Аналогичная игра может проводиться по темам: магазин овощей и фруктов, магазин одежды).
2. «У кого что?»
Детям раздаются картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагается, рассмотрев их, ответить на вопрос: у кого что?
Примерный речевой материал:
У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня грибы. У меня книга. У меня книги.
карандаш. У меня карандаши. У меня колесо. У меня колеса. У меня ведро. У меня ведра.
3. «Скажи наоборот».
Логопед называет существительное в единственном числе, бросая ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.
Примерный речевой материал:
шар... (шары) комар... (комары) гриб... (грибы) шкаф... (шкафы) стол... (столы) мяч... (мячи) сапог... (сапоги)
петух... (петухи) паук... (пауки) пирог... (пироги) дом... (дома) глаз... (глаза) лес... (леса) окно... (окна)
ведро... (ведра) корова... (коровы) роза... (розы) пила... (пилы) лимон... (лимоны) слива... (сливы) тетрадь... (тетради) книга... (книги) кубик... (кубики) ложка... (ложки) мышка... (мышки) стул... лист... платье...
дерево... перо... (перья)
4. «Зоопарк». На наборном полотне располагаются картинки с изображением одного и нескольких животных и птиц. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, кто живет в зоопарке.
Образец ответа: Здесь живет бегемот, а здесь бегемоты.
Примерный речевой материал:
Здесь живет слон, а здесь ... (слоны).
Здесь живет тигр, а здесь... (тигры).
Здесь живет жираф, а здесь... (жирафы).
Здесь живет лиса, а здесь... (лисы).
Здесь живет белка, а здесь... (белки).
Здесь живет медведь, а здесь... (медведи).
Здесь живет волк, а здесь... (волки).
Здесь живет заяц, а здесь... (зайцы).
Здесь живет орел, а здесь... (орлы).
Здесь живет дятел, а здесь... (дятлы).
5. «Один—много».
Логопед предъявляет в случайном порядке картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает детям поднимать зеленый кружок, если они услышат название предмета в единственном числе, и красный — если во множественном.
Примерный речевой материал:
дом—дома; лес—леса; облако-облака; кольцо—кольца, письмо—письма.
6. «Волшебник».
Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превратить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.
Примерный речевой материал:
зеркало—зеркала; глаз—глаза; кресло—кресла; яйцо-яйца; гнездо—гнезда; стул—стулья; лист—листья; крыло—крылья.
Дифференциация мужского и женского рода существительных с флексией -а(-я)
1. «Покажи правильно».
Перед детьми в случайном порядке разложены предметные картинки с изображением лиц женского и мужского пола. Логопед, называя слово «мужчина» или «женщина», предлагает ребенку выбрать соответствующую картинку и отложить ее в сторону. Когда перед ребенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: «Это мужчина или женщина?»
Картинки: дядя, юноша, дедушка, тетя, девушка, девочка, бабушка.
2. «Веселый мяч».
Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обозначающие лиц мужского или женского пола. Ребенок, возвращая мяч, должен сказать, мужчина это или женщина.
Примерный речевой материал:
папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка.
3. «Чудесный мешочек».
Перед детьми выложены картинки-символы (с изображением мужской и женской фигуры). Логопед предлагает детям, поочередно вынимая из «чудесного мешочка» картинки с изображением лиц мужского и женского пола, назвать и разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор.
4. «Лишнее слово».
Логопед произносит ряд слов, обозначающих лиц мужского и женского пола, и предлагает детям исключить лишнее слово, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка; папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя;