Виды работы, примеры игр, заданий и упражнений по развитию словаря дошкольников с ОНР.
Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования в онтогенезе. В процессе проведения этой работы детей необходимо научить дифференцировать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.
При расширении пассивного словаря логопед использует следующие приемы:
- (1 уровень ОНР)
1. Демонстрация действий с использованием элементов драматизации
2. Прослушивание коротких стихотворений и потешек
3. Речь с движением (элементы пальчиковой гимнастики, движения крупной моторики).
4. Театрализованная деятельность – наблюдение за разыгрыванием сюжетов, сказок, рассказов с помощью игрушек.
5. Ознакомление с текстами с использованием мультфильмов.
- (2 уровень ОНР)
1. Выполнение действий по речевой инструкции (покажи, отнеси). В ходе работы фразы обращения к детям становятся все распространенней (принеси желтый карандаш)
2. Детей учат различать слова, сходные по звучанию.
3. Учат различать действия, близкие по ситуации (шьет – вяжет). Ребенок подбирает сначала нужную картинку к слову, а затем самостоятельно употребляет слово.
4. Детей учат различать действия и признаки противоположные по значению (большой –маленький)
5. Детей учат различать действия, выраженные возвратным и невозвратным глаголом.
6. Учат различать глаголы, выраженные в единственном и множественном числе.
7. Различать женский и мужской род.
8. Различать падежные формы существительных (где волк ловит собаку – собака ловит волка).
9. Учат различению пространственных отношений предметов., выраженных предлогов (в, на…) Сначала – понимание предлогов, в пассивной речи, потом вводят в активную речь.
- (3 уровень ОНР)
1. Содержание занятия включает умение правильно воспринимать обращенные вопросы.
2. Умение понимать различие в значении слов, связанные с изменением морфемных элементов слова (приставки: пришел, ушел, вышел, подошел; суффикса: дом, домик, домище).
3. Умение группировать слова по различным признакам.
4. Формирование умения понимать слова с переносным смыслом или отвлеченным значением.
5. Формирование обобщающих понятий.
- (4 уровень ОНР)
1. уточнение и расширение значений слов
Активный словарь:
- (1 уровень ОНР)
1. Односторонний диалог. (Логопед сам спрашивает и сам отвечает, т.е. дает ребенку речевой образец, логопед повторяет вопрос – ответ несколько раз. При получении любой звуковой реакции ребенок поощряется, но аморфные слова, употребляемые ребенком, повторять нельзя).
2. После появления у ребенка способности подражать слову взрослого детей учат воспроизводить ударный слог, интонационно – ритмический рисунок односложных и двухсложных слов, наращиванию слогов в слове, которое заканчивается на произносимый слог (Котенок, ребенок произносит КА, подбираем шубКА, муКА и т.д.) т.е. отрабатываем образ слова.
3. Учить детей называть близких родственников, с ударным на первый слог (папа, мама), имена игрушек, односложные слова (дом, нос), двусложные слова с ударением на первый слог (каша, мыло), далее двусложные слова с ударением на втором слоге (нога, пила), далее 3х сложные слова с ударением на среднем слоге (лопата, машина). От ребенка требуется сохранение ритмического рисунка (собака – бабака). Детей учат выполнять вопросительные слова (кто, где)
- (2 уровень ОНР) По уточнению и расширению словаря работа с лексикой зависит от сложности звуко- слоговой структуры слова и ведется в следующей последовательности:
1. односложные слова – лук, кот, лес, ком;
2. двусложные слова с ударением на 1 слоге - бусы, рыбы, каша;
3. трехсложные слова с ударением на первом слоге – ягоды, дерево;
4. трехсложные с ударением на 2 слоге – машина, собака, корова;
5. трехсложные с ударением на последнем слоге – молоко, самолёт)
- (3 уровень ОНР)
1. обучение детей построению самостоятельных высказываний
2. закрепление навыков построения различных типов предложения
3. обучение связности и логичности изложения содержания текстов
4. обучение составлению рассказов по картинкам и серии картинок, описание предметов и объектов.
5. Умение употреблять различные части речи и слова выходящие за рамки обиходного словаря.
6. Умение употреблять синонимы и антонимы
- (4 уровень ОНР)
1. введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь.
2. Сравнение и описание предметов сходных по внешнему виду и назначению (стул – табурет, ваза - бутылка)
3. Самостоятельное составление загадок на основе отличительных особенностей предмета
4. Перечисление составляющих единого процесса, что позволяет сформировать умение последовательно и логично передавать последовательность событий (как сварить борщ).
5. Составление коротких рассказов по сериям сюжетных картинок
6. Составление предложений по опорным словам и включение их в рассказ.
7. Составление коротких рассказов с элементами небылиц
8. Придумывание рассказов поначалу и концу
9. Составление пересказов, рассказов, сказок.
10. Составление рассказа по сюжетной картине
11. Заучивание текстов.
Задания:
«Соберем урожай». Детям раздаются разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую корзинку.
3. «Назови лишнее слово».
а. Логопед читает стихотворение и просит детей назвать лишнее слово.
Со словами мы играем, Слово к слову подбираем: Самолет, машина, дом. Выходи из круга вон.
б. Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее слово, объяснив свой выбор:
ромашка, василек, клубника, роза, мак; шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки; кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска; автобус, трамвай, самолет, машина, троллейбус; пенал, молоток, пила, клещи, отвертка.
4. «Найди лишний предмет».
Детям демонстрируется карточка с контурными изображениями предметов одной тематической группы, среди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изображения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.
При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета: легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;
груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;
еж, белка, заяц, лиса, рыба;
стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.
5. «Четвертый лишний».
Логопед задает детям загадки. Картинки-отгадки выставляются на фланелеграфе. Отгадав загадку, дети должны определить, какая картинка лишняя и почему.
Сижу верхом —
не знаю на ком.
Знакомца встречу —
соскочу, привечу.
(Шапка)
Всегда шагаем мы вдвоем,
похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
а ночью под кроватью.
return false">ссылка скрыта(Ботинки)
С ногами, а не ходит,
со спиной, а не лежит.
(Стул)
Пять чуланов,
одна дверь.
(Перчатки)
6. «Будь внимательным».
а. Детям демонстрируется картинка с изображением овощей (например: лук, огурец, морковь). Логопед называет овощи, изображенные на картинке, и овощ, изображения которого нет (например, редис). Дети должны назвать овощ, изображение которого отсутствует на картинке. (Аналогичное задание можно проводить на материале слов различных тематических групп.)
б. Детям демонстрируются четыре картинки с изображением овощей (например: лук, чеснок, кабачок, огурец). Логопед называет изображение трех овощей (например: лук, кабачок, огурец). Дети должны назвать пропущенный овощ (чеснок). (Аналогичное задание можно проводить на материале слов различных тематических групп.)
в. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, обозначающее овощ (или фрукт, мебель, одежду, транспорт, игрушку): трава, морковь, мак, лук, крыжовник, капуста; апельсин, редис, шиповник, персик, лимон, кабачок; диван, ваза, телевизор, буфет, холодильник, тумбочка; панама, майка, платье, туфли, рубашка, косынка; трамвай, молоток, корова, автобус, метро, вокзал; забор, кукла, кубики, графин, баклажан, юла.
7. «Найди пару».
Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед поочередно показывает и называет свои картинки, к которым дети должны подобрать пару:
чашка — стакан; масленка — сахарница; чайник — кофейник; кастрюля — сковорода; платок — косынка; шапка— кепка; платье — сарафан; пальто — куртка; брюки — шорты; носки — гольфы; чулки — носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; ранец — портфель; люстра — настольная лампа.
8. «Что нужно?»
Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает отобрать среди них те, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, рисовать, гулять, спать.
Картинки: тарелка, ложка, чашка, вилка, нож, кукла, кубики, мяч, скакалка, конструктор, краски, цветные карандаши, альбом, фломастеры, ластик, кровать, подушка, одеяло, пижама, матрас.
9. «Найди картинку».
Детям демонстрируются картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед просит рассмотреть их, найти и назвать картинку с изображением того вида транспорта, о котором можно рассказать, используя слова:
аэропорт, стюардесса, крылья, небо, пилот; вагон, вокзал, рельсы, купе, проводник; причал, капитан, море, палуба, моряк.
10. «Продолжи».
Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тематические группы.
Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:
яблоко, слива... трамвай, автобус... сапоги, туфли... огурец, лук... юбка, рубашка... кукла, юла... заяц, лиса... корова, собака... молоток, рубанок...
11. «Отгадай-ка».
Логопед читает детям загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
Сидит дед, в шубу одет.
Кто его раздевает.
Тот слезы проливает.
(Лук)
Я длинный и зеленый.
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?
(Огурец)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(Заяц)
12. «Угадай профессию».
Логопед читает детям загадки об атрибутах разных
профессий. Дети должны отгадать загадку, назвать профессию, объяснив свой выбор.
Куда нос, туда и хвост.
(Иголка)
Дом из жести,
А жильцы в нем — вести.
(Почтовый ящик)
Конь бежит — земля дрожит.
Из ноздрей дым валит.
(Поезд)
Наведи стеклянный глаз,
Щелкнешь раз — и помнят вас.
(Фотоаппарат)
Профессии: портной, почтальон, машинист, фотограф,
13. «Узнай, о чем я говорю».
а. Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине, обосновав свою отгадку.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи. И вот...
Расселся, разлегся
В большущей корзине
И красный,
И желтый,
И черный,
И синий.
Здоровый такой
Разноцветный народ.
(Помидор, репа, редька, баклажан)
б. Логопед описывает предмет. Ребенок должен угадать предмет по описанию и назвать его, обосновав свой ответ:
желтый, овальный, кислый... (лимон); пушистая, рыженькая, прыгучая... (белка); стройная, зеленая, колючая... (елка); маленький, круглый, колючий... (еж); красный, круглый, резиновый... (мяч);
14. «Чудо-дерево».
Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну, в которой на чудо-деревьях вместо листьев растут одежда и обувь. Только вот чудо-деревья потеряли свои «листья». Дети должны быстро нарядить два чудо-дерева: чудо-дерево-одежда и чудо-дерево-обувь, выбрав нужные картинки. После того как каждое чудо-дерево наряжено, детьми называются части одежды (например: рукав, воротник, карман, манжета) и обуви (например: каблук, шнурки, язычок, подошва).
15. «Объясни».
Логопед называет детям поочередно слова и словосочетания и просит объяснить, что они означают:
топор, кукла, зеленый, яблоко, моросит дождь, гуляют тучи, земля, как красивый ковер.
Затем детям предлагается дополнить начатое логопедом предложение недостающими словами:
Осень... (наступила). Холодный дождь... (моросит). По небу... (гуляют) серые тучи. Желтые листья... (падают) на землю. Земля похожа на... (красивый ковер).
16. «Кто или что это?»
Логопед в случайном порядке называет слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, ставит к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвращает мяч логопеду.
Примерный речевой материал:
стол, ребенок, книга, игрушка, собака, птица, цветок, пчела, рыба, дом, дядя, кровать, конь.
17. «Живое—неживое».
Логопед в случайном порядке произносит слова «живое» или «неживое» и бросает ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать слово, обозначающее соответственно одушевленный или неодушевленный предмет.
18. «Подбери слова».
Детям предлагается подобрать как можно больше слов к слову, названному логопедом:
свежий... (хлеб, ветер, воздух, огурец); старый... (дом, пень, человек, волк); свежая... (новость, рыба, газета, булка); старая... (мебель, сказка, лошадь, книга).
19. «Огород».
Логопед напоминает детям, что каждый овощ убирают по-разному, затем предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Выбрав картинку, ребенок называет овощи, которые:
выкапывают... (картофель);
выдергивают... (морковь, редис, репа, редька, свекла); срезают... (тыква, капуста, кабачок, зеленый лук); снимают... (огурцы, помидоры, горох).
Затем логопед просит ответить на вопрос: как убирают разные овощи?