Собрание Фикха
На этом отрезке времени правления Аббасидов книги Фикха стали писаться в определенном формате. Этот формат стал единым для всех (стандартным) и используется до сих пор. Различные вопросы группировались под общими заголовками, объединяемыми в соответствии с главами, каждая из которых представляла один из основных разделов Шариата. Даже порядок глав стал единым для всех. Авторы начинали свои книги Фикха с четырех столпов, следующих после Имана (веры), поскольку Иман затрагивался в книгах по Исламской теологии. Коснувшись законов и вопросов, относящихся к таким понятиям, как Тахара (очищение) и Салят (молитва), Саум (пост), Закят (обязательное пожертвование в пользу бедных) и Хадж (паломничество), они переходили к таким вопросам, как Ника (брак) и Талак (развод), затем — к Бай (деловые операции) и после этого к Адаб (этикет). Касаясь каждого из этих вопросов, ученый любого Мазхаба упоминал различные доказательства, используемые всеми Мазхабами, после чего заканчивал, методологически доказывая правильность позиции своего собственного Мазхаба, и в то же время отвергая доводы всех остальных Мазхабов.
Примечание редакции:
Следует отметить, что подобные заключения встречаются не в каждой книге, посвященной Фикху, а только в некоторых больших научных трудах.
Резюме раздела
1. Большинство Мазхабов, возникших в предшествующие периоды, прекратили существование и остались лишь четыре из них.
2. Мазхабы окончательно сформировались методологически и организационно.
3. Иджтихад, не укладывавшийся в рамки собственных Мазхабов, был отброшен и его место занял Иджтихад Мазхаби (т.е. Иджтихад конкретных Мазхабов).
4. Возникла такая область правоведения, как сравнительный Фикх, использовавшийся главным образом для доказательства превосходства одного Мазхаба над другим и способствовавший дальнейшему углублению их фракционности.