III.Обусловлена вторичным недоразвитием языковых систем, при ведущем нарушении общих речевых функций.
Данная группа связана с избирательным недоразвитием межанализаторных связей. Неполноценность языковых систем при 3-й группе алалии проявляется при нарушении средовой деятельности.
В данную группу входят:
ПЕРВАЯ ФОРМА: сенсомоторно-амнестическая форма алалии. Нарушены связи между слуховым и речедвигательным анализаторами. Ведущим расстройством является расстройство функции повторения, отмечается избирательное недоразвитие фонематической системы.
ВТОРАЯ ФОРМА: сенсорно-амнестическая. Нарушены связи между слуховым и зрительными анализаторами. Ведущим расстройством является расстройство смысло- различительной функции фонем, также при этой форме отмечается избирательное недоразвитие грамматической системы словоизменения.
Формы алалий , которые выделила Орфинская соответствуют формам выделенным в топологической класификации:
- Формы сенсорной алалии 1 –й группы и сенсорной амнестической 3-ей группы соответствуют топологической классификации- сенсорной.
- Формы моторной алалии 1-й группы соответствуют топологической классификации- моторной.
- Формы алалии из 2-й группы, а также сенсомоторная алалия 3-й группы соответствуют - сенсомоторной.
Формы алалии 3-й группы противопоставляются формам алалии 1 и 2 групп, по признакам:
- Алалии 3-й группы вызываются избирательным поражением межанализаторных связей.
- При алалии 3-й группы неполноценность языковых систем проявляется в нарушении средовой деятельности, а не какого-либо текущего анализатора.
Классификация Ковшикова.
Ковшиков был последователем лингвистической классификации, он выделил:
- Экспрессивную алалию. При этой форме страдает порождение речевого высказывания. У детей с этой алалией нарушен отбор элементов для составления слова, а именно отбор речедвижений(морфологические, фонематические, синтаксические). Ковшиков определил различные степени нарушения языковой системы при экспрессивной алалии (см. речевую симптоматику моторной (экспрессивной) алалии ).
- Импрессивная алалия. При этой форме страдает восприятие речевого высказывания (морфологические, лексические и тд). У детей с этой формой нарушено различение элементов воспринимаемого слова и его узнавание.