III.Обусловлена вторичным недоразвитием языковых систем, при ведущем нарушении общих речевых функций.

Данная группа связана с избирательным недоразвитием межанализаторных связей. Неполноценность языковых систем при 3-й группе алалии проявляется при нарушении средовой деятельности.

В данную группу входят:

ПЕРВАЯ ФОРМА: сенсомоторно-амнестическая форма алалии. Нарушены связи между слуховым и речедвигательным анализаторами. Ведущим расстройством является расстройство функции повторения, отмечается избирательное недоразвитие фонематической системы.

ВТОРАЯ ФОРМА: сенсорно-амнестическая. Нарушены связи между слуховым и зрительными анализаторами. Ведущим расстройством является расстройство смысло- различительной функции фонем, также при этой форме отмечается избирательное недоразвитие грамматической системы словоизменения.

Формы алалий , которые выделила Орфинская соответствуют формам выделенным в топологической класификации:

- Формы сенсорной алалии 1 –й группы и сенсорной амнестической 3-ей группы соответствуют топологической классификации- сенсорной.

- Формы моторной алалии 1-й группы соответствуют топологической классификации- моторной.

- Формы алалии из 2-й группы, а также сенсомоторная алалия 3-й группы соответствуют - сенсомоторной.

Формы алалии 3-й группы противопоставляются формам алалии 1 и 2 групп, по признакам:

- Алалии 3-й группы вызываются избирательным поражением межанализаторных связей.

- При алалии 3-й группы неполноценность языковых систем проявляется в нарушении средовой деятельности, а не какого-либо текущего анализатора.

 

Классификация Ковшикова.

Ковшиков был последователем лингвистической классификации, он выделил:

- Экспрессивную алалию. При этой форме страдает порождение речевого высказывания. У детей с этой алалией нарушен отбор элементов для составления слова, а именно отбор речедвижений(морфологические, фонематические, синтаксические). Ковшиков определил различные степени нарушения языковой системы при экспрессивной алалии (см. речевую симптоматику моторной (экспрессивной) алалии ).

- Импрессивная алалия. При этой форме страдает восприятие речевого высказывания (морфологические, лексические и тд). У детей с этой формой нарушено различение элементов воспринимаемого слова и его узнавание.