ВОПРОС 87: Принимают ли христиане разделение церкви и государства?

Да, христиане принимают разделение церкви и государства. Ограничивать Евангелие политической повесткой дня — позиция, губительная для церкви. Давайте же подробнее рассмотрим первоначальный смысл понятия «разделение церкви и государства».

Целью Первой поправки к Конституции (Конгресс, «уважая основы религии», не должен издавать законов, касающихся вопросов вероисповедания) было исключение всякой дискриминации со стороны Конгресса по отношению к любой религии. При этом отдельным штатам предоставлялось право создавать свою церковь. До 1830-х годов многие штаты в законном порядке исповедовали христианство как официальную религию (в каждом из таких штатов была своя церковь). Понятия «разделение церкви и государства» впервые появился в письме Томаса Джефферсона через десять лет после принятия Конституции.

Утвердив Первую поправку, основатели Америки стремились защитить свободу вероисповедания как важнейшую из свобод. Они понимали, что без свободы выражения религиозных убеждений мы лишимся всех остальных свобод.

Не преувеличение, что цель Первой поправки — ограждение церкви от вмешательства правительства, но, с другой стороны, эта поправка не допускала и мысли об устранении религии из общественной жизни. Отцы нации прекрасно понимали, что ограничение власти правительства могло принести благие плоды только при условии, что в сердце этой нации сохранялся бы весь комплекс христианских ценностей в их нерушимом единстве.

В 1798 году Джон Адамс выразил позицию основателей США красноречивой фразой: «Нам не нужно всемогущее правительство, готовое мириться с человеческими страстями, не обуздываемыми моральными и религиозными нормами… Наша Конституция предназначена исключительно для нравственных и религиозных людей и совершенно не годится для правительства, представляющего любой другой народ».

Каждый раз, входя в помещение Палаты Представителей, я вспоминаю, насколько верны были создатели нашей нации христианской истине. Вверху на стенах расположена великолепная фреска с портретами великих законодателей нашей истории. Но если встать за кафедру спикера и взглянуть прямо вверх, встречаешься глазами с пронизывающим взглядом великого Моисея — того, кто первым записал Закон, переданный через него Великим Законодателем. Что может быть величественнее этого доказательства нерушимой связи с иудейско-христианским наследием, о которой так замечательно сказал Джон Адамс?

К началу страницы

 

ВОПРОС 88: Следует ли разрешать изображение сцен Рождества и другой религиозной символики на объектах государственной собственности? Допустима ли религиозная тематика в общественных местах?

В наши дни Первая поправка к Конституции настолько искажается, что дело доходит до запрещения выражения веры в общественных местах (см. предыдущий вопрос о разделении церкви и государства).

Открытое выражение религиозных убеждений необходимо для того, чтобы в обществе сформировалось понимание одной главной истины: существует власть, превосходящая власть государства. Разумная политика разделения церкви и государства никогда не должна восприниматься как освобождение общества от влияния религии.

Вот пример из истории другой страны. Когда коммунисты захватили власть в Польше, они приказали снять все кресты со стен школьных классов, на заводах, в больницах, то есть во всех общественных учреждениях. Однако в ответ по всей стране начались демонстрации протеста, и властям пришлось отступить.

Тем не менее в одном провинциальном городке государственным чиновникам удалось взять верх. Они настояли на том, чтобы во всех школах удалить кресты из классных комнат. На это школьники ответили сидячей забастовкой и отказом покидать школьные помещения. Чтобы справиться с ними, потребовалось вмешательство вооруженных полицейских.

После этого почти три тысячи школьников прошли крестным ходом в ближайшую церковь для молитвы. Полиция окружила церковь. Насилие было остановлено только после того, как по всему миру разошлись фотографии с места действия и волна возмущения прокатилась по всем континентам.

Сравним эти события с тем, что происходило в нашей стране. В 1963 году Верховный Суд запретил молитву в государственных школах. Тогда многие поняли, что религию изгоняют из общественных мест.

Небольшой городок Сион в штате Иллинойс был втянут в целую серию судебных процессов, продолжавшихся несколько лет. Сион был основан в начале века как религиозная община. Там до сих пор есть улицы Иезекииля, Гедеона, Галилеи, а на городской печати вместе с другими христианскими символами изображен крест.

Теперь правильнее сказать, что на печати изображался крест. Печать попалась на глаза группе так называемых Американских атеистов, которые потащили власти Сиона в суд, требуя убрать крест с печати города. Несколько лет шла судебная тяжба. Атеисты выиграли дело. Сегодня вы уже не увидите изображений креста ни в канцелярской символике города, ни на полицейском транспорте.

Согласно судебному решению, государство должно придерживаться строгого нейтралитета по отношению к религии. Однако запрещение религиозной символики в общественных местах никак нельзя назвать нейтралитетом. Напротив, оно имеет определенную цель: убедить всех, что религия — нечто постыдное и вообще — темное дело, в лучшем случае — сугубо личное.

Как пишет профессор Йельского университета Стивен Картер в своей книге The Culture of Disbelief (Культура неверия), в элитарных интеллектуальных кругах Америки религия допускается лишь как персональное хобби, что-то вроде авиамоделирования на досуге. Но едва религиозные деятели публично заговаривают о христианской нравственности, поднимается немыслимая шумиха. Исследования религиозной ситуации и состояния масс-медиа, проведенные организацией «Форум свободы», показали: ряд телерепортеров и продюсеров доказывает, что «религиозная тематика морально-политического характера недопустима в программе новостей». Так они трактуют разделение церкви и государства.

Какое поразительно искаженное понимание Первой поправки к Конституции! Нашим подросткам надо глубже знать историю создания американской нации, чтобы во всеоружии утверждать огромную роль, которую христианство сыграло в становлении нашей государственности. Сегодня религиозная свобода Америки под угрозой, а наши дети-подростки находятся на передовой линии этой борьбы.

В одном из районов, недалеко от моего дома, школьные власти решили ввести новые правила, защищающие права учащихся нетрадиционной сексуальной ориентации. В последовавших за этим дебатах было объявлено, что учащимся-христианам запрещается открыто называть гомосексуализм грехом, ибо даже такие устные заявления будут рассматриваться как дискриминация.

Я счастлив, что учащиеся-христиане, их родители и даже некоторые учителя оказали мощное и успешное сопротивление этому нововведению. Они однозначно заявили, что дискриминация — это преследование, ущемление прав и лишение равных с другими привилегий, но никто не имеет права называть дискриминацией нравственную оценку и подавлять ее, если она исходит из глубокой личной убежденности, в данном случае — религиозной. Это уже не борьба с дискриминацией, а настоящая цензура. Пытаясь ограничить свободу совести, школы и другие общественные учреждения превращаются в тоталитарных диктаторов, то есть становятся темщая цензура. Пытаясь ограничить свободу совести, школы и другие общественные учреждения превращаются в тоталитарных диктаторов, то есть становятся тем, против чего так серьезно предостерегали отцы нации.

Когда ущемляется религиозная свобода, под угрозой оказываются все остальные свободы, включая права тех самых учащихся-гомосексуалов, о которых так пекутся школьные власти.

К началу страницы