ВОПРОС 85: Я недавно потерял лучшего друга: он умер. Мне очень тяжело. Нужна помощь. Как мне пережить смерть друга?

События после кровавой бойни в Колумбийской средней школе в Литтлтауне разворачивались по традиционному сценарию: сначала на сцене появились команды полицейских, затем пришло более сотни психологов-утешителей, готовых помочь уцелевшим справиться с постигшим их горем.

Но оказалось, что утешать было некого. Не потому, что подростки не нуждались в помощи, а потому что они обратились туда, где они могли найти настоящее утешение, — в свои церкви.

Патрику Саймингтону, как и многим его одноклассникам, предложили услуги профессиональных психологов, специалистов по снятию стресса. Но Патрик вместе с друзьми отправился на службу о погибших, состоявшуюся в католической церкви «Свет миру», одной из новых, активных, харизматических католических церквей. Тогда погибли четыре прихожанина этой церкви.

Мать Патрика сказала журналисту Washington Times, что справляться с потрясением сыну помогала «только вера».

Патрик не был одинок. Родители уговаривали ученицу той же школы Лорен Джонсон поискать помощи у профессионального психолога. Но Лорен пошла в общину при церкви Вест Баулер, в ту самую церковь, членом которой была убитая Касси Берналл. «Мне здесь лучше», — сказала Лорен и добавила: «Мне казалось, что все наши ученики были вместе со мной».

По замечанию Washington Times, «многие учащиеся Колумбийской школы отказались от помощи профессиональных психотерапевтов и повернулись к церкви». Пасторы церковных молодежных групп были поражены огромным количеством детей и родителей, которые шли к ним в поисках утешения.

Из всех людей мы, христиане, имеем определенную надежду в смерти, однако мы никак не можем примириться с ее ПРОТИВОЕСТЕСТ-ВЕННОСТЬЮ. Мы знаем, что мы живем не для нее; мы знаем, что она вползла в нашу судьбу как враг, и мы знаем Того, Кто победил ее. Поскольку мы знаем, что наш Господь воскрес, мы уверены, что на высшем уровне этот враг уже обезоружен, но, зная, что на уровне природы все сотворено Богом, мы не можем не протестовать против смерти, ибо она оскверняет Его творение. К. С. Льюис, «Бог под судом»

Как сказал Чед Стаффорд, бывший пастор церкви Первой Ассамблеи Божьей в Денвере, «дети в такое время нуждаются не в психологах. Они хотят знать: „Почему это произошло?“». Антистрессовая терапия может дать им какую-то информацию, добавляет он, «но мы способны указать им путь».

Стаффорд прав. Когда молодые люди непосредственно сталкиваются с тяжелой, сложной проблемой жизни и смерти, им нужно нечто большее, чем просто рекомендации, как справляться с навалившимся на них горем. Разумеется, они должны переживать свое горе и делиться своей болью, открыто признавая ужасную реальность смерти. Но им не менее нужны помощь, поддержка и знание, что эта жизнь с ее глубокой болью — еще не все; им надо помочь сделать нечто большее, чем просто «разобраться в своих чувствах».

И здесь на помощь могут прийти родители-христиане. Докажите вашим подросткам текстом Библии, что со смертью жизнь не кончается (см.: Ин. 14:2–3), откройте им истину о вечной жизни, которую дает Иисус Христос. Придя в Вифанию, где умер Его друг Лазарь, Иисус плакал о нем. Но затем Он произнес слова надежды, обращенные к двум сестрам Лазаря: «…Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26).

Предлагая детям дать волю гневу и скорби, вызванным потерей друзей, светские профессионалы-психологи слышат в ответ: «Спасибо, не надо». Если вашему подростку приходится переживать смерть друга или близкого человека, постарайтесь разбудить в его душе надежду, которую может дать только вера в Христа.

К началу страницы

 

Краткое изложение ключевых пунктов:

• Государственные школы иногда преподают религиозные учения, враждебные христианству. Родители должны знать, чему учатся их дети, какое мировоззрение лежит в основе школьных уроков.

• Раздавая в школе презервативы, школьный персонал учит детей относиться к сексу исключительно как к удовольствию. Это совершенно неправильный подход, и дети не должны идти на поводу у таких взрослых.

• Христиане должны высказывать свое мнение, когда учебники и другие школьные пособия печатают ложную информацию и искажают исторические факты.

• Насилие в современных школах, к примеру, то, что мы видели в Колумбийской средней школе Литтлтауна, демонстрирует действие жестокой и злой силы, питающейся ложными идеями.

• Киноразвлечения со сценами насилия извращают нашу «защитную систему», настраивая нас на проявления агрессивности в каждодневной жизни. Отрицая это, Голливуд оправдывает индустрию развлечений, отстаивающую свои коммерческие интересы.

• Родители обязаны быть в курсе всех сторон жизни своих детей, особенно в сфере досуга и развлечений. Интернет и масс-медиа сегодня активно входят в нашу жизнь, и родители должны помочь детям делать правильный выбор. Нам всегда следует помнить о том, что вся наша жизнь, включая отдых и развлечения, дана нам ради одной цели — постижения божественной сущности Христа.

• Смерть друга всегда — тяжелый удар для молодого человека. В такое время долг родителей — открыть детям надежду, связанною с верой во Христа.

К началу страницы

 

<< Глава 9 | Оглавление | Глава 11 >>

Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 2. Как мне быть с…?

 

Глава 11
Что я должен своему правительству?

Правительство, политика и гражданственность

• Вопрос 86: Почему верующие называют американцев "христианской нацией"?
• Вопрос 87: Принимают ли христиане разделение церкви и государства?
• Вопрос 88: Следует ли разрешать изображение сцен Рождества и другой религиозной символики на объектах государственной собственности? Допустима ли религиозная тематика в общественных местах?
• Вопрос 89: Если закон не может сделать человека лучше, тогда для чего возводить нравственность в закон?
• Вопрос 90: Влияет ли личная нравственность руководителя на его поведение в обществе?
• Вопрос 91: Почему, когда мне исполнится 18 лет, я должен голосовать?
• Вопрос 92: Почему христиане так мстительны? У них на все один ответ: "Посадить в тюрьму". Разве нет другого пути к справедливости?
• Вопрос 93: Обязаны ли мы подчиняться правительству, если мы расходимся с его политическим курсом?
• Краткое изложение ключевых пунктов