ВОПРОС 58: Почему христиане не заботятся об экологии?

Представители движения Новая эра постоянно пытаются взвалить вину за экологический кризис на христиан. Однако Библия очень уважительно говорит о тварном мире. Поселив Адама в Эдемском саду, Бог повелел ему хранить его и ухаживать за ним. В древнееврейском языке эти слова означают «служить», «заботиться». Книга Бытие учит, что людям дано «владеть» природой, однако это вовсе не значит, что они могут беспорядочно и безрассудно использовать ее, это значит, что они должны «управлять» ею. Этот мир принадлежит Богу, а мы несем ответственность за свое отношение к нему.

Надо признать, что западная цивилизация нанесла значительный урон природе, однако корень этого зла следует искать не в христианстве, а в гуманизме. Отвергнув Библию, западная культура перестала видеть в людях служителей Бога. Вместо этого она объявила человечество вершиной эволюции, победителем в дарвиновской борьбе за существование — одним словом, тем, кто ничем никому не обязан.

Оглянувшись на XIX век, мы увидим, что индустриальные магнаты с их хищнической психологией, желая оправдать разрушительные проекты, обратились не к христианству, а к теории эволюции. Послушаем, что заявил Уильям Грэм Самнер, самый влиятельный американский социолог-дарвинист: «В отношениях с природой у нас нет иных прав, кроме одного: взять от нее все, что возможно».

Сегодня мы столкнулись с отвратительными последствиями такого отношения к природе, и поделом нам. Но противовесом западному гуманизму является не восточный пантеизм, называемый «религией природы», основанной на вере в то, что все происходит от Божества, что Бог растворен во всем, что люди ничто и ничем не отличаются от травы и деревьев.

На самом же деле человек обладает уникальными качествами, которых лишены все прочие организмы. Единственной религией, способной разрешить наши экологические проблемы, может быть только та, что признает уникальность человека и дает этическое руководство для применения его способностей. Это христианство, ибо оно учит, что Бог создал человека по Своему образу для того, чтобы он разумно управлял Его творением.

Ценность вещей не в них самих, а в том, чем их сделал Бог, и поэтому они достойны всяческого уважения… Вонзая топор в дерево, чтобы развести костер, вы не вонзаете его в человека — вы срубаете дерево… Мы обязаны помнить, что это дерево сотворил Бог, и оно заслуживает уважения именно потому, что Он создал его деревом. Фрэнсис Шэффер, «Загрязнение среды и смерть человечества»

К началу страницы

 

Краткое изложение ключевых пунктов:

• Сотворив вселенную и человечество, Бог даровал этому миру и людям объективную реальность. Именно на эту объективную реальность опираются все библейские критерии добра и зла.

• Человеческие эмоции вполне реальны как эмоции. Однако при принятии этических решений мы должны исходить из истины, которая реальна и объективна, а не из наших «ощущений» того, что правильно, а что нет.

• Христиане верят в абсолютные ценности, но это не имеет никакого отношения к фанатизму, абсолютизму, как к жесткому, иррациональному и предвзято враждебному типу мышления. Христиане должны выражать свою веру в абсолюты уважительно и достойно.

• Исследования показывают, что христиане на деле более терпимы, чем неверующие. Они проявляют более искреннюю заботу о бедных и лишенных права голоса.

• Истинный смысл терпимости состоит в разумном рассуждении о том, что мы должны уважать право других на собственное мнение, даже зная, что оно ошибочно.

• Иисус Христос ясно показал, что в глазах Бога мужчины и женщины равны. Христианство, в большинстве случаев, выступало освободителем женщин, о чем свидетельствует резкий контраст между положением женщин на Западе и в других мировых культурах.

• Христиане призывают гомосексуалистов освободиться от своих сексуальных привычек точно так же, как они призывают гетеросексуалов покончить с неразборчивостью в своей сексуальной жизни и другими пороками. Гомосексуализм — грех. Поэтому у гомосексуалов есть основания искать избавления от него.

• Несмотря на то что такие исторические грехи, как походы крестоносцев и инквизиция запятнали репутацию христианской Церкви, все же несравнимо большее зло совершалось во имя секулярных идей, нежели во имя Христа.

• Отвергая всякие обвинения христианства в антиинтеллектуализме, мы говорим, что христианство убеждает своих последователей в том, что «всякая истина есть истина от Бога». Большинство прославленных научных достижений и великих творений искусства Запада — прямой результат проникновения христианского разума в глубины мира, сотворенного Богом.

К началу страницы

 

<< Глава 6 | Оглавление | Глава 8 >>

Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 2. Как мне быть с…?

 

Глава 8
А почему нельзя…?

Секс, любовь, супружество

• Вопрос 59: Не от ненависти ли к телу происходит негативное отношение христиан к сексу? Христианство видит в нем что-то грязное, не так ли?
• Вопрос 60: Почему христиане так ревностно относятся к вопросам секса?
• Вопрос 61: Почему я должен воздерживаться от добрачного секса?
• Вопрос 62: Но для всех добрачный секс - абсолютная норма. Неужели все общество ошибается?
• Вопрос 63: Но ведь парню нужен секс. Разве это не естественно?
• Вопрос 64: Почему так обострилась проблема изнасилований, происходящих во время свиданий?
• Вопрос 65: Вправе ли супруги расторгнуть свой брак, если он больше не удовлетворяет обоих?
• Вопрос 66: После того как мои родители развелись, я не могу по-прежнему их уважать. Как они могут называть мои решения неправильными, когда сами приняли такое неверное решение?
• Краткое изложение ключевых пунктов