Технология исследования состояния импрессивной речи у дошкольников с ОНР

1. При обследовании отмечаются особенности, точность понимания слов, предложений, понимания связного текста.

Для детей 3х лет и 4-го года жизни: Показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода, предметы той или иной формы, цвета и размера. Выполнить поручение по речевой инструкции. Ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа.

Для детей 4х лет и 5-го года жизни: Показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол, персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы или цвета. Отвечать на вопросы по содержанию программных сказок или рассказов.

Для детей 5-ти лет и 7-го года жизни: Все предыдущие задания + показ времен года, диких и домашних животных по сюжетным картинкам.

Для детей 6 лет и 7-го года жизни: Показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года, с использованием сюжетных картин. Показать понимание и знание праздников и основных профессий на сюжетных картинках. Ответить на вопросы по содержанию программных рассказов.

2. Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи

· Дифференциация единственного и множественного числа существительных, предлагается детям с 4-х лет (Покажи где стул, а где стульчик);

· Дифференциация предложно-падежных конструкций, детям с 4-х лет: с предлогами в, на, под, над, перед, за, около. Детям с 5-ти лет: в, из, на, с, под, из-под, за, из-за. (Покажи где…, положи … коробку).

· Дифференциация единственного и множественного числа и родов прилагательных, детям с 5-ти лет (Покажи, про что можно сказать голубое, про что голубые и т.д.).

· Дифференциация единственного и множественного числа глаголов, детям с 5-ти лет, (Покажи, где стоят, где стоит…).

· Дифференциация глаголов по времени и по виду. (Покажи, где моет, а где вымыла).

· Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам, детям с 5 лет (Покажи, где Саша нарисовал картину, а где Саша нарисовала картину).

· Дифференциация числительных, детям с 6-ти лет (Покажи, где одна, где две, где пять кукол).

 

3. Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи

· Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных, с 5 лет.

· Дифференциация глаголов с различными приставками, с 5 лет.

· Дифференциация притяжательных прилагательных, с 6 лет.


 

17. Технология исследования состояния экспрессивной речи (уровня развития фразовой, диалогический и связной речи) у дошкольников с ОНР.

При обследовании отмечаются:

¾ Объемы и типы предложений (полные и неполные, распространенные и нераспространенные, простые и сложные);

¾ Состояние связной речи (беседа с опорой на наглядность и без нее, пересказ с опорой на наглядность и без, рассказ знакомой сказки).

Оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности события. Распространенность высказываний, их связность, логичность, выразительность.

Задания:

Для детей 3-х лет и 4-го года жизни: Назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качества предметов (цвет, форма, величина, вкус). Беседа с ребенком на интересную для данного возраста тему. Рассказ по сюжетной картинке.

Для детей 4-х лет и 5-го года жизни: Беседа с ребенком о игрушке, любимой сказке и т.д. Пересказ известной ребенку сказки. Рассказ стихотворения. Игра в лото и домино с предметными изображениями.

Для детей 5-ти лет и 6-го года жизни: Беседа с ребенком по лексическим темам. Сравнение двух предметов, с ответами на вопросы логопеда. Рассказ по сюжетной картинке.

Для детей 6-ти лет и 7-го года жизни: Составить несколько предложений по сюжетной картинке. Показать сцену из знакомой ребенку сказки, используя фигуры из настольного театра. Беседа с ребенком о детских передачах, друзьях, семейных праздниках.