ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

СЦЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Основной задачей данного раздела является: вонпервых, ознакомление и овладение различными способами передвижения и преодоления препятствий, а также сопротивления и обращения с предметом; во-вторых, развитие ловкости от легкости при выполнении этих движений и, в-третьях, умение и с п о л ь-з о в а т ь полученные н а в ы к и в условиях сцены.

Все упражнения данного раздела имеют своей целью повышение качества естественных навыков человека, поэтому не во всех упражнениях и не всегда следует придерживаться условности гимнастических движений, как-то: вытянутые носки и колени, прогнутая спина и т. д. В основе должна быть целесообразность и естественность .движений. Это же следует помнить при подборе снарядов для занятий. Изучают все виды упражнений дифференцированно и постепенно объединяются и комбинируются с другими видами. Так, например, изучая ходьбу, мы впоследствии чередуем ее с бегом, прыжками, одновременно вводя упражнения с вещью, во все же главное внимание в атом случае будет обращено на технику ходьбы, и наоборот, в упражнения с вещью мы вводим ходьбу, бег, равновесие, но в данном случае главное внимание будет обращено на технику обращения с предметом.

Таким образом занимающиеся приучаются сосредоточивать 'внимание во время упражнения на том, что в данный момент является главным, а остальные элементы движения должны выполняться автоматически, не отвлекая внимания от главной задачи. Таким путем приобретается умение сосредоточить внимание зрителя на том движении, которое в данный момент является наиболее важным.

Вначале упражнения данного раздела лучше производить без музыки, в наиболее удобном для занимающегося и для данного упражнения темпе, ритме.

В дальнейшем темп и ритм могут изменяться, ускоряться и замедляться, приучая занимающихся быстро приспосабливать 'Свои движения и ознакомляя их с особенностями и изменениями движения в связи с изменением его темпа и ритма. В (смысловых этюдах темп и ритм движения определяются задачей.

ХОДЬБА

Изучение техники ходьбы .и осознание причины возникновения различного характера походки для актера является одним из важных .моментов для внешнего выражения образа. Осанка и походка изменяются в зависимости от профессии, социального положения, от костюма и обуви, а также от индивидуального характера и состояния, в котором данный человек находится. Скорость и продолжительность походки, а также причины и задачи, поставленные перед идущим человеком, тоже влияют на изменение походки.

Путем специальных упражнений, одновременно изучая причины изменений походки, можно исправить тот или иной недостаток и добиться легкой, красивой и экономной (в смысле затраты сил) походки, а также легко найти и передать манеру ходьбы, которая должна быть присуща тому или иному образу и являлась бы органической формой для внешнего выражения внутреннего содержания образа. Походка слагается из движения ног (бедра, колена, ступни), работы рук, положения корпуса и головы и перемещения центра тяжести тела.

 

В зависимости от качества работы отдельных частей тела и их взаимодействия походка может быть: легкая, тяжелая, плавная, подпрыгивающая, эластичная, напряженная, развалистая, скользящая, уверенная, семенящая, размашистая, шаркающая, вихлявая, раскачивающаяся и т. д. и т. д.

Так, например, во всякой профессии, где человек долго находится на подвижной плоскости: машинист, кочегар, кондуктор я. др., благодаря широко расставленным ногам и согнутым коленям, приобретается сильно' раскачивающаяся из стороны в сторону походка.

Женщины, ходящие на высоких каблуках и в узких юбках, приобретают семенящую походку, которая происходит оттого, что нога опирается на переднюю часть ступни, шаг сокращается и теряется плавность и эластичность походки, так как не используется пружина ступни я исключается возможность мягкого переката с пятки на носок.

При ношении деревянной обуви создается привычка поднимать колени, так же как при ходьбе по глубокому снегу или песку. В Китае, где форма обуви с короткой подошвой, доходящей только до пальцев, не давала возможности отталкиваться носками, это также влияло на ходьбу и создавало весьма своеобразную походку.

Таким образом, внешние условия, профессия, обувь и прочее нарушают правильную и рациональную работу всего нашего двигательного аппарата (мышц, суставов и т. д.), изменяя и уродуя походку; Кроме того, походка зависит от индивидуального строения тела и его двигательного аппарата, от координирующих движений нервных центров, а также может быть и результатом воспитания.

Но и в нормальной походке, безупречной в техническом отношении, может проявиться особенный индивидуальный стиль, характерный для каждого человека. В этом стиле отражается красота, ловкость, эластичность, мягкость или твердость, решительность, быстрый жизненный темп, иногда резкость, угловатость движений и бесконечное множество разиых переходов и оттенков движений, в которых сказывается в известной степени характер.человека.

ТЕХНИКА ХОДЬБЫ

Походка зависит от основного (выходного) положения всего 'тела (см. отдел коррегирующей гимнастики: «осанка») и от движения отдельных его частей, которые бывают крайне разнообразны. Например:

1. Положение ступни.

Ступни ставятся:

а) прямо, то есть параллельно друг другу;

б) слегка развернуты в стороны;

в) сильно развернуты в стороны;

г) повернуты носками вовнутрь.

2. Расположение ступней по отношению друг к другу:

а) по одной прямой линии;

б) по сторонам одной прямой (по двум параллелям);

в) широко расставлены в стороны;

г) перекрещиваются одна через другую.

3. Приземление:

а) ступня касается пола сначала пяткой, потом постепенно 'Опускается вся ступня;

б) ступня сначала касается носком, а затем всей ступней;

в) Ha пол ставится фазу вся ступня, плашмя.

4. К о л е н и:

а) при движении слегка сгибаются;

б) сильно сгибаются при отведении ног назад;

в) сгибаются впереди, после того как нога поставлена на пол;

г) совершенно расслаблены и пассивно выбрасываются; вперед;

д) сильно подтягиваются или почти совсем не сгибаются.

5. Бедро:

а) Свободно движется вперед и назад;

б) сильно подтянуто и ограничено в движении;

в) расслаблено, и корпус как бы оседает поочередно иа каждую ногу.

6. Длина шага (ширина):

а) длина шага может быть нормальная, средняя, в зависимости от конституции человека, обуви, костюма;

б) шаг сокращенный, короткий, мелкий;

в) шаг широкий, удлиненный, искусственно растянутый.

7. Корпус:

а); слегка наклонен вперед;

б) согнут вперед, сжат или расслаблен, и живот выставлен вперед;

в) наклонен в одну сторону;

г) совершенно выпрямлен, натянут или напряжен;

д) откинут назад, прогнут в пояснице, живот выставлен вперед;

е) наклоняется на каждом шаге вперед;

ж) во время движения поворачивается то в юдау, то в другую сторону (вращается) и в сторону впереди стоящей :иди сзади стоящей ноги;

з) плечи приподняты кверху, напряжены;

и) опущены вперед;

к) сильно отведены назад;

л) приподнимаются, дергаются во время движения.

8. Руки:

а) свободно двигаются вперед и назад вдоль тела, 'Слегка сгибаясь вперед и выпрямляясь сзади;

б) вынесены вперед, локти расставлены в стороны;

в) отведены назад, локти прижаты;

г) напряжены в согнутом или вытянутом положении, кисть сжата в кулак;

д) совершенно расслаблены и резко сгибаются и выпрямляются в локте, кисть расслаблена;

е) движутся параллельно одноименной ноге.

9. Голова:

а) держится прямо, свободно;

б) наклонена вперед;

в) откинута назад гели набок;

г) шея вытянута вперед или кверху (подбородком вперед);

д) шея напряжена, подбородок прижат к шее.

10. Центр тяжести тела:

а) тяжесть тела расположена преимущественно на пятках и дольше задерживается на сзади стоящей ноге;

б) на передней ноге, больше на передней части .ступни;

в) равномерно распределена на обеих ногах и постепенно переходит с одной ноги на другую.

11. Толчок может быть мягким, плавным, резким, энергичным и производится:

а) носком (пальцами);

б) преимущественно большим пальцем;

в) всей ступней;

г) коленом;

д) бедром.

12.После толчка нога может быть:

а) слетка приподнята от пола и снова спокойно поставлена на: пол;

б) высоко поднята кверху или

в) везется (шаркает) по полу.

Выносится нога вперед ступней, носком, коленом или бедрам.

 

ПОХОДКА

Для достижения естественной, легкой и экономичной походки следует:

1. Ступни ставить со слегка развернутыми кнаружи носками.

2. Ногу свободно выносить коленом вперед и ставить сначала на пятку, а затем перекатиться до конца пальцев .и мягко, но энергично оттолкнуться пальцами.

3. Корпус подать слегка вперед, но не огибать, и голову держать свободно я прямо.

4. Руки не задерживать, так чтобы они могли свободно двигаться вдоль тела, слегка сгибаясь при движении вперед и выпрямляясь при отведении их назад.

Быстрая ходь6а.

При ускорении ходьбы ступни ставятся более прямо, корпус сильнее наклоняется вперед, руки работают более энергично, и усиленным толчком пальцев сзади стоящей ноги увеличивается шаг.

Медленная ходьба.

При замедленной ходьбе ноги ставятся шире обыкновенного, носки шире врозь, тяжесть тела дольше задерживается на сзади стоящей ноге, Положение корпуса и рук пассивное.

Легкая походка.

Для достижения легкости походки все тело слегка подтягивается, без. излишнего напряжения, нога свободно выносится вперед, толчок носком ноги производится легко, но энергично. Шаг средний, не особенно широкий.

Тяжелая походка.

В противоположность легкой походке ноги тяжело ставятся иа всю ступню, асе тело распущено, расслабленно, как бы осаживается на каждую йогу, или, наоборот, сильно напряжено.

Плавная походка.

Плавная походка достигается слегка согнутыми коленями и плавным перекатыванием с пятки на носок. Все движения как бы переливаются одно из другого.

Подпрыгивающая походка.

Толчок носком производится не вперед, а вверх. Ступ-ня пружинит. Колено резко подтягивается. Шаг не широкий.

При более широком шаге, плавном толчке и выпрямлении колена получается пружинящая походка, как на рессорах.

Семенящая походка

Мелкие, сдержанные движения от колена или бедра -характерны при ходьбе в длинной, узкой юбке или на

высоких каблуках. Семенящая походка также является результатам ходьбы на короткой подошве (не касаясь пола пальцами) и ходьбы на деревянной негнущейся подошве.

Уверенная походка.

Корпус и голова держатся прямо, грудь вперед, нога ставится иа пятку плотно, тяжесть тела преимущественно-на сзади стоящей ноге.

При перенесении центра тяжести тела на переднкмо ногу та же походка производит впечатление более решительной. ,

Напряженная походка.

Мышцы излишне напряжены, движение в суставах ограничено, сковано, что делает походку деревянной, жесткой.

Развалистая походка.

Ноги широко расставлены в стороны, тяжесть тела перекачивается с одной ноги на другую.

Размашистая походка.

Широкий шаг. Широкие размашистые движения рук. Ноги сильно выбрасываются вперед, большей частью носками кнаружи.

Ныряющая походка.

Колено передней ноги сгибается сильнее обычного, корпус на каждом шаге наклоняется «перед, как бы нажимая на колено.

Шаркающая походка.

Ноги почти не поднимаются от пола, ступня везется по полу. Часто является результатом ходьбы в «шлепанцах» (то есть в туфлях без пяток), так как создается привычка приподнимать носки (пальцы) кверху для удержания туфель.

Скользящая походка.

Нога, 'Скользя по полу, выносится вперед и ставится на. пол с носка. Может быть на подтянутых коленях, а также на полусогнутых.

Вихлявая или вертлявая походка.

Все движения утрируются, плечи сильно поворачиваются то в одну, то в другую сторону, бедра производят движение в противоположном направлении.

Весь корпус производит винтообразное движение.

Примечание. Нет возможности перечислить все виды походки, да и едва ли это необходимо, так как в большинстве случаев это будет или видоизменением описанных выше походок, или разнообразным сочетанием их элементов. Приведенных выше примеров и данных ниже упражнений вполне достаточно, чтобы суметь разложить, любую походку на элементы, а также и технически воспроизвести ту или иную намеченную походку. Разбирать же походку с точки зрения характерности ее для того или иного образа или в связи с поставленной сценической задачей не входит в задачи данной книги.

Упражнения

681. Идти на носках.

682. Идти на пятках, с приподнятой кверху ступней. То же: спиной.

683. Идти, ставя на пол всю ступню плашмя. То же: спиной.

684. Идти с носка. На пол ставится сначала носок (концы пальцев), лотом опускается вся ступня. То же: шиной.

685. Идти с пятки. Вынесенная вперед нога опускается на пол пяткой и затем спокойно и плавно перекатывается по полу всей ступней. Носок сильно кверху не поднимать, •ставя ступню свободно и естественно.

686. Идти с различным положением ступней:

а) носки слегка развернуты кнаружи {на 10—20° от поступательной линии движения);

б) носки прямо (ступни параллельно);

в) носки сильно развернуты кнаружи (на 30—50°);

г) носки слегка повернуты вовнутрь;

д) носки максимально развернуты кнаружи; е) носки максимально повернуты вовнутрь.

687. Идти на слегка подогнутых коленах.

688. Идти в полуприседе, плотно прижав колени Друг к другу.

689. Идти, не сгибая колен.

690. Идти, мягко пружиня колени (сгибая и выпрямляя).

691. Идти, слегка сгибая и резко подтягивая (выпрямляя) колени.

692. Идти на пятках, с приподнятой кверху ступней.

693. Идти, выбрасывая ногу коленом вперед.

694. Идти широкими и мелкими шагами, резко меняя величину шага.

695. Постепенно увеличивать и уменьшать шаг.

696. Идти максимально широким, растянутым шагом {широкий размах от бедра).

697. Идти, усиливая толчок сзади стоящей ноги:

а) толчок всеми пальцами,

б) толчок большим пальцем.

698. Постепенно увеличивать шаг за счет усиления толчка сзади (стоящей ноги.

699. Идти с приподнятыми кверху пальцами (не касаясь пальцами пола).

700. Идти, ставя ноги по одной прямой линии.

701. Идти, ставя ноги слегка врозь.

То же: ставя ноги широко врозь.

702. Идти, слегка скрещивая ноги. То же: сильно скрещивая ноги.

703. Идти, расслабив бедра, как бы волоча ноги.

704. Идти, сильно подтянув бедра и ягодичные мышцы.

705. Идти, свободно вынося вперед всю ногу от бедра и сильно отводя ее назад.

706. Идти, вынося вытянутую ногу вперед. Тяжесть тела на сзади стоящей ноге.

707. Идти, всей тяжестью падая на выставленную вперед ногу.

708. Идти плавно, постепенно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.

709. Идти с подтянутым корпусом, грудь расправлена,, плечи слегка отведены назад.

710. Идти, расслабив все тело, корпус поочередно оседает то на одно, то на другое бедро.

711. Идти, то прогибая сильно поясницу, то выпрямляя ее.

712. Идти, поворачивая корпус {плечи) то в одну, .то в другую сторону:

а) при вынесении вперед левой ноги корпус поворачивается влево и наоборот (противодвижение);

б) корпус поворачивается одновременно с вынесенной нотой в том же направлении: при вынесении вперед левой ваги корпус поворачивается вправо и т. д.

713. Идти, слегка сгибая руки вперед и «вытягивая назад.

714. Идти, не сгибая рук в локтях.

715. Идти, держа руки полусогнутыми в локтях, приподнимая плечи.

716. Идти, вынося руки прямо вперед и назад (параллельно).

717. Идти, сильно закидывая руки на грудь (ладони повернуты назад).

718. Идти, заводя руки назад за спину {ладони развернуты вперед).

719. Идти, расслабив совершенно плечи, локти и кисти.

720. Идти, вынося вперед во время шага правой ногой: правую же руку, во время шага левой — левую.

721. Идти, опустив голову вниз на грудь.

722. Идти, подняв голову кверху.

723. Идти, наклонив голову влево. То же: наклонив вправо.

724. Идти, слегка поворачивая голову то влево, то вправо.

725. Идти, слегка наклоняя голову то вправо, то влево-

После усвоения элементов ходьбы и различной походки упражнения комбинируются в самых различных сочетаниях.

Например:

726. Идти с носка (упражнение, 684), носки развернуты кнаружи (упражнение 686д), не сгибая колен (упражнение 689), поворачивая корпус то в одну, то в другую 'Сторону (упражнение 712а), руки полусогнуты (упражнение 715), слегка наклоняв голову влево (упражнение 723).

Примечание. Не следует заучивать ту или иную, комбинацию движений, а, наоборот, как можно больше разнообразить упражнения и давать все новые и новые их сочетания. (Это замечание не относится к выработке нормальной, естественной и экономной походки, а также к ходьбе строевой, пригибной и спортивной, где путем постоянного повторения необходимо добиться техники, стиля и автоматизма.)

Продвижение в сторону и по диагонали.

727. Идти боком вправо:

а) одновременно с толчкам левой ноги отставить правую ногу в сторону и приставить к ней левую, продвигаясь вправо;

б) скрестить левую ноту перед правой, правую отставить в сторону и т. д.;

в) то же: ставя левую позади правой;

г) то же: поочередно ставя левую ногу то спереди, то сзади правой.

728. Идти по диагонали, ставя ступни носками в одну сторону (идя как бы боком).

Ходьба с остановками и поворотами.

729. Идти прямо и остановиться или повернуться через определенное число шагов.

730. Идти прямо, остановиться или повернуться по сигналу (по команде, свистку).

731. Ходьба строевая — военная.

732. Ходьба лыжным шагом. Сделать широкий шаг вперед левой ногой, сгибая ее в колене (выпад). Корпус наклонить сильно вперед, занося правую руку вперед и кверху, а левой как бы отталкиваясь вниз и назад. Вся тяжесть тела на левой ноге, а правая отталкивается носком. Одновременно с махом рук (правой назад, а левой вперед)-сделать шаг правой ногой, сильно отталкиваясь левой. Наклонное положение корпуса не изменять.

733. Ходьба пригибным шагом. Идти на согнутых ногах. Корпус наклонен вперед с прямой спиной. Ступни ног проходят над самой землей и становятся почти -плашмя.

734. Ходьба спортивная (английский шаг). Вынести ногу вперед от бедра, вытянуть и поставить на пятку, затем перекатить ступню с 'пятки на носок и, оттолкнувшись носком и слегка сгибая в колене, снова вынести вперед и выпрямить и т. д.

Ступни ставить на одной прямой линии, одна впереди другой. Носки и пятки не должны уклоняться в стороны. .Голова и туловище держатся вертикально.

Руку, согнутую в локте, выносить вперед по диагонали, доводя кулаком, почти до противоположного плеча, и, не разгибая, отвести ее назад. Движения рук и плеч должны приподнимать корпус, облегчая работу ног.

Для выработки ощущения правильного направления .следует давать упражнения в ходьбе с закрытыми г лаз а м и.

735. Идти прямо с закрытыми глазами.

То же: назад (спиной).

То же: на полупальцах и прочее.

736. Идти с закрытыми глазами на звук (музыка, голос, 'Свисток, шаги -и прочее).

737. Идти с закрытыми глазами по заранее условленному направлению: зигзагами, по кругу и прочее.

Аффективная ходьба (с воображаемыми условиями и препятствиями).

738. Идти по следу впереди идущего, как бы по снегу или по песку.

739. Идти по воде, по грязи.

740. Идти по кочкам (можно нарисовать на полу мелом .небольшие круги).

741. Идти на высоких каблуках.

742. Идти в шлепающих туфлях.

743. Идти в ботинках на деревянной подошве.

744. Идти, опираясь на палку или зонтик.

745. Идти по качающейся поверхности и прочее.

Одновременно с изучением техники, ходьбы изучается площадка и даются упражнения на строевые и фигурные перестроения, на ориентировку в пространстве.

746. Фигурные перестроения на месте и на ходу.

747. Фигурные размыкании и смыкания шеренги.

748. Ознакомление с линиями и точками площадки.

749. Прямые, косые и закругленные передвижения по площадке, их разновидности и сочетания.

750. Проходы и скрещения.

751. Размыкание и смыкание колонн и кругов.

752. Продвижение сомкнутыми шеренгами вперед ,и назад. Идти шеренгой плечо к плечу по четыре, восемь и более человек.

753. Повороты шеренгой влево и вправо:

а) при повороте влево крайний левый медленно поворачивается на месте, при повороте вправо — правый на месте;

б) при повороте влево — средний на месте, левый край отходит назад спиной, правый вперед и .наоборот.

754. Продвижение согнутыми колоннами по три,: четыре, пять и более человек.

Встать в затылок друг другу, положить вытянутые |руки на плечи переднему. Идти вперед. Ноги ставить по прямой .линии, носки врозь.

То же: идти назад.

То же: на полупальцах.

То же: согнув руки в локтях.

То же: вплотную друг к другу.

Одновременно изучаются различные виды сцепления:

755. Фронтальные сцепления.

756. Фланговые щвплевия.

757. Смешанные сцепления.

758. Парные сцепления.

759. Групповые сцепления.

Примечание. Фигурные перестроения следует производить с расчетом на сценическую площадку различной величины и формы, а также с учетом расположения зрителя — с одной стороны, с двух сторон, сверху, кругом и т. д.

Сочетание пространства и времени.

760. Определить длину шага: отмерить определенное расстояние (15 — 20 метров), пройти его, просчитав количество шагов, и разделить количество метров на число шагав.

764. Определить расстояние на глаз.

762. Уложить определенное число шагов в определенном расстоянии:

а) пройти одно и то же расстояние различным количеством шагав;

б) пройти различные расстояния одним и тем же количеством шагов.

763. Идти шагом длиной в один метр.

764. Идти шагом длиной в семьдесят пять сантиметров.

765. Идти темпом в шестьдесят шагов в минуту '(определение секунды).

766. Идти темпом в сто, сто двадцать, сто сорок шагов в минуту.

После ряда упражнений в ходьбе по равной плоскости (на полу, на земле) следует переходить к упражнениям на различных плоскостях, учитывая условия сцены.

767. Ходьба на горизонтальной плоскости различной высоты и размеров, постепенно повышая высоту и уменьшая плоскость, приучая к ощущению высоты:

а) ходьба по скамейкам;

б) ходьба по табуретам и стульям;

в) ходьба по столам, буму (по скамейкам, поставленным на столы и прочее).

768. От горизонтальной плоскости переходят к ходьбе по наклонной плоскости различной степени наклона, высоты и размеров:

а) ходьба вверх вперед лицом и спиной;

б) так же вниз;

в) ходьба в стороны и по диагоналям

г) ходьба боком вверх и вниз и т. д.

Упражнения проводятся на шведских и простых скамейках, 'Одним концом поставленных на другую скамейку, на бум, шведскую стенку, стол и прочее. На наклонном буме, на столах, досках и прочих плоскостях.

769. Одновременно следует приступать к ходьбе по ступеням различного вида, проводя на них те же упражнения, что и на наклонных плоскостях. (См. выше.)

Данные упражнения можно проводить на обычных лестницах с плоскими ступенями. На приставных лестницах,, гимнастических, стремянках и т. д. с наклоном различной степени, а также на всевозможных .ступенчатых конструкциях, составляемых -из табуреток, скамеек, стульев, столов и других предметов.

После наклонных и ступенчатых плоскостей постепенна переходят к ходьбе с случайными или неожиданными препятствиями.

Препятствия могут быть самыми разнообразными, для чего используется существующий инвентарь и мебель.

770. Ходьба с перешагиванием:

а) через предметы: скамейки, стулья, табуреты, мячи, через спинку стула, при ходьбе по стульям и т. д.;

б) через партнера, стоящего на четвереньках, на коленях, сидящего и лежащего;

в) через пространство: со стула на стул, со стола на скамейку, с лестницы на табурет и т. д.

771. Ходьба с прохождением под предметами. Под протянутой веревкой или бумом, различной высоты, под столом, под лестницей и прочее.

772. Ходьба с прохождением между предметам и, близко стоящими у стены или друг к другу: столы, стулья и т. д.

773. Ходьба в толпе.

а) среди стоящих или сидящих неподвижно людей;

б) среди движущейся толпы.

В последнем упражнении занимающимся придется учитывать направление и темп движения окружающих.

Постепенно во все упражнения в ходьбе следует вводить предметы различного веса, величины и формы.

Вначале предметы вводятся лишь как отягощение, не нарушая симметрии движения и равновесия тела. В дальнейшем же могут вводиться упражнения любого равдеяара-боты с вещью.

БЕГ

Бег в данном разделе главным образом рассматривается с точки зрения 'его применения в условиях сценического действия и сцены. Хотя актеру на сцене я не придется бежать сто или тысячу метров, но он должен знать те особенности, которые отличают бег на скорость (короткие расстояния) и бег на продолжительность (большие расстояния).

Актер должен уметь передать разнообразные оттенки бега, которые отличают человека, вбегающего после длительного, тяжелого бега или внезапно бросающегося в погоню. Кроме того, размеры сцены, обстановка,*конструкция, партнеры, костюм и другие детали требуют большой техники и ловкости в беге, так как в нескольких шагах пробега сплошь и рядом нужно передать максимальную

стремительность движения, не выходя из рамок данной мизансцены.

Имея понятие о технике различного бега при нахождении внешней характерности образа, в маленьком (пробеге на сцене можно дать интересный яркий момент, 'подчеркивающий и выявляющий образ и задачу, стоящую перед ним.

Вначале бег вводится в занятия с целью повышения физиологической нагрузки и как тренировка дыхания, а затем постепенно изучаются различные виды и стили бега.

Техника бега изменяется в зависимости от поставленной задачи, от быстроты и продолжительности и отличается постановкой стоп, положением корпуса, головы и интенсивностью работы ног и рук.

Поскольку основной задачей бега является пробежать определенное расстояние с наибольшей быстротой и с наименьшей затратой энергии, то естественно, что техника бега должна быть направлена к тому, чтобы максимально' использовать рычаги движения и убрать все лишние, нецелесообразные движения.

Основные недостатки в беге встречаются те же, что и в ходьбе: неправильное распределение центра тяжести, излишнее вращение или раскачивание корпуса, неправильная работа рук и вот 'и т. д. {См. «Ходьба».)

При изучении бега первой задачей, как и в, ходьбе, является достижение легкого, экономного и красивого бега. Вторым этапом будет изучение различных видов и стилей бега. В конечном же итоге основной задачей данного раздела является: уметь найти и технически выполнить манеру бега, которая должна быть присуща тому ил» иному образу в силу его профессиональных, бытовых и прочих условий, характерных особенностей, поставленной задачи и т. д.

ТЕХНИКА БЕГА

Разница между ходьбой и бегом заключается в том, что в беге нет момента опоры на пол одновременно обеими ногами, и продвижение происходит толчками с одной ноги

на другую.

Для достижения наиболее экономного и легкого бега следует ступни ставить прямо и как можно больше к поступательной линии движения. Корпус наклоняется вперед тем сильнее, 4efi быстрее бег. Руки согнуты в локтях, почти под прямым углом и при беге иа 'Скорость движутся почти параллельно, а при беге на продолжительность при вынесении вперед слегка заходят на грудь, а назад — слегка в сторону.

Нога от колена (голень) после толчка расслабляется и легко, без напряжения, выбрасывается вперед, давая мышцам возможность отдыха. Начало, конец бега или быстрый пробег на очень короткое расстояние, в несколько метров, производятся короткими резкими толчками — ударам», а более длительный бег пр0извюдится махом, плавными и длинными шагами.

Подробно не считаем нужным останавливаться на данном разделе, так как по спортивному бегу имеется большое количество соответствующей литературы. Параллельно с тренировкой в беге на выдержку и скорость следует вводить упражнения с учетом их сценической прикладности, широко используя всевозможные игры с бегом (салки, эстафеты и другие игры), чередуя бег с ходьбой, прыжками, лазанием, а также вводя упражнения из раздела «Работа с вещью».

Упражнения

774. Бег медленный, шагами различной величины (средними, широкими, мелкими).

775. Бег быстрый, короткими рывками.

776. Чередование ходьбы и бега.

777. Бег на месте.

778. Бег назад (спиной).

779. Бег боком, скрещивая ноги "спереди и сзади.

780. Бег с поворотом направо, налево, кругом.

781. Бег с закрытыми глазами.

782. Фигурный бег.

783. Бег с (различным положением корпуса» головы, йог и рук.

784. Бег с палочкой перед грудью.

785. Бег по горизонтальной плоскости различной высоты и размеров.

786. Бег по наклонной плоскости различной степени наклона:

787. Бег по ступеням различного вида и размеров.

788. Бег с препятствиями.

789. Бег с предметами. Для упражнений 785 — 789 смотрите отдел «Ходьба» 790. Игры с бегом (салки, эстафеты и прочее), чередующиеся с лазанием, подзаймем, прыжками, а также с передачей и метанием вещи.

ПРЫЖКИ

Прыжки в сценическом действии метут встречаться в самой разнообразной форме, и задача данного раздела — добиться • умения выполнить любой прыжок вниз, вверх, вперед, с предмета на предмет, в любом положении тела, в различном костюме и обуви, одному, вдвоем, группой и т. д.

Кроме того, следует учесть, что сценическая площадка и в особенности временные конструкции имеют способность усиливать звук толчка или удара и не всегда обладают большой прочностью; поэтому все внимание должно быть направлено к тому, чтобы всякий прыжок производился легко, мягко и по возможности бесшумно.

Прыжки требуют хорошей координации движения, поэтому к ним следует подходить постепенно, изучив предварительно входящие в них элементы. Прыжки с небольшой высоты падения (скамейка, стул) можно давать прямо на полу, прыжки же с большой высоты вначале следует проводить на матах и лишь по овладении техникой прыжка можно прыгать на голый пол.

Женщинам к прыжкам, в особенности в глубину, следует подходить очень осторожно, так как сильные и резкие толчки могут вредно отразиться на состоянии внутренних органов.

Прыжки в длину во избежание падения можно производить лишь при наличии длинных закрепленных матов; при коротких матах 'следует ограничиться разучиванием техники прыжка, не давая прыжков на дальность.

При прыжках с большой высоты вначале желательно наличие двух-трех матов, положенных один на другой. Начинать прыжки в глубину следует с высоты не более одного метра, постепенно повышая высоту опорной площадки.

ТЕХНИКА ПРЫЖКА

Прыжок состоят из следующих элементов: подготовка, толчок, полет и приземление, то есть падение на точку опоры.

Производятся прыжки с места, с шага и с разбега. Толчок может быть с одной и с обеих ног.

Приземление может быть также на обе и на одну ногу, на свободную или на опорную (которой был сделан толчок).

Прыжок может быть сделан вперед, в сторону или назад (с места), а также с поворотом в сторону или кругом.

Приступать к изучению прыжка следует с момента приземления, то есть с прыжка в глубину.

ПРЫЖКИ В ГЛУБИНУ

Прыжки в глубину производятся с любой приподнятой плоскости вниз: со стола, с бума, с площадки для прыжков, с. лестницы, со шведской стенки и со всевозможных конструкций.

Производится прыжок в глубину различных положений тела: из приседа и полу приседа, стоячего, сидячего, висячего и опорного положения.

Приземление производится на ноги: обе ноги от носка до бедра должны представлять собою пружину, смягчающую силу толчка при падении.

При большой высоте можно падать одновременно и на наги и на руки, используя также пружину рук. Падение можно закончить перекатом, используя инерцию движения и 'смягчая этим падение.

Соскок может быть произведен: на мягкую поверхность. (мат, песок, опилки), на жесткую поверхность (пол, доска, стол), на пружинящую поверхность (натянутый холст, брезент, сетка, трамплин) и на руки партнеров.

Упражнения

791. Прыжок в глубину положения приседа с опорой рук: встать на край площадки для прыжков или на стол, присесть на носках, опереться руками на край площадки и: соскочить вниз на носки в полный присед, коснувшись руками пола.

792. То же: с опорой одной рукой.

793. То же: без опоры рук.

794. Прыжок из полуприседа.

795. То же: с поворотом вправо, влево и кругом.

796. То же: соскок назад (спиной).

797. То же: соскок боком.

798. Прыжок из положения стоя на коленях. Соскок махом рук и рывком корпуса и ног.

799. Прыжок в глубину из стоячего положения.

800. То же: с поворотом вправо, влево, кругам.

801. То же: соскок назад (спиной).

802. То же: с поворотами.

803. То же: соскок в сторону (боком).

804. То же: с прыжком вверх ласточкой, лягушкой, солдатиком, щучкой.

805. Прыжок в глубину из сидячего положения вперед, сесть на площадку, ноги спустить вниз, руками опереться.. на край площадки ,и махом вот соскочить вниз.

806. То же: без опоры рук.

807. То же: с поворотом вправо и влево.

24»>

808. Прыжок из сидячего положения боком: сесть боком на край площадки, опереться одной рукой перед собою и, .подпрыгнув вверх, соскочить вниз.

809. Прыжок в глубину из опорного положения: опереться руками на край площадки, лицом к площадке и махом ног назад соскочить вниз.

810. То же: из опорного положения спиной к площадке соскочить махом ног вперед.

811. Прыжок в глубину из висячего положении: опуститься в висячее положение, держась руками за край площадки, рейку лестницы и прочее, спиной к снаряду; рывкам йог вперед соскочить «низ. Перед прыжком слегка спружинить руками (слегка подтянуться).

812. То же: лицом и боком к снаряду.

813. Прыжок в глубину с размахивания вперед на неподвижной перекладине (брусья, турник).

814. То же: 'соскок назад.

815. Прыжок в глубину с размахивания на подвижном снаряде (кольца, трапеция, канаты), соскок вперед.

816. То же: соскок назад.

 

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ

817. Прыжок в высоту через веревочку и пляшу.

818. Прыжок вверх: доставайте предмета рукой, головой, ногой.

819. Подскок на твердое препятствие (шведская скамейка, •стул, табурет, стол). С разбега и с места:

а) с одной ноги на другую;

б) с одной ноги на обе ноги; с обеих ног на обе ноги.

820. Прыжок через твердое препятствие, без опоры на «его (те же препятствия).

821. Прыжок через партнера без опоры на него (через лежачего, сидячего, стоящего на выпаде и прочее).

822. Барьерный прыжок.

823. Прыжок в окно различными способами.

 

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ

824. Прыжок в длину на различное расстояние.

825. Комбинированный прыжок.

826. Прыжок с предмета на предмет (со стола на стол, с ящика на скамью и другие конструкции).

 

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ

Опорный прыжок производится через твердое препятствие высотой от одного метра и выше (козел, конь, бум, стол, забор, а также через партнера). Прыжок м^ожет быть-с места и с разбега. Толчок может быть с одной ноги и с обеих

Прыжок через препятствие можно исполнить:

а) с опорой на руку и на ногу;

б) с опорой на две руки, без опоры ног;

в) с юпорой на одну руку, без опоры ног. (Рис. 124.)

Упражнения

827. Прыжок через препятствие боком, с отведением ног в сторону (отбочка).

828. Прыжок с поворотам грудью над препятствием,, прогнувшись, отбросив ноги назад (заножка).

829. Прыжок с поворотом грудью вверх (предвожка).

830. Прыжок ноги врозь (разножка).

831. Прыжок с сильно согнутыми ногами (скорчка).

832. Прыжок каскадный.

833. Прыжок переметам.

 

ПРЫЖКИ КОМБИНИРОВАННЫЕ

Изучив технику приземления и толчка IB самых разнообразных сочетаниях, следует вводить комбинированные, прыжки, где различные виды чередуются между собою (рис. 124) или же 'Слиты в один сложный прыжок.

Препятствия для этого следует вводить самые разнообразные, и комбинировать их также Следует в Самых различных сочетаниях.

Упражнения

834. Соскок вперед вниз с отлогой стремянки (далеко-глубокий прыжок).

835. Прыжок или несколько прыжков вверх, через несколько ступеней лестницы (далеко-высокий прыжок).

836. Прыжок через скамью и табурет.

837. Опорный прыжок через два стула, стоящих друг к другу спинками. Прыжок ноги врозь (разножка).

838. Опорный, боком через спинку дивана или через перила лестницы (отбочка).

839. Прыжок через стол, без опоры на него.

840. Прыжки по скамейкам, стоявши на различном расстоянии друг от друга.

841. Опорный прыжок через спинку кресла на стол, оттуда на пол с поворотом вправо или влево.

84'2. Прыжок со стола на стол и оттуда через спинку дивана на «од.

843. Вскочить на табурет, оттуда на далеко стоящий пяинт или стол, оттуда прыгнуть и схватиться руками за трапецию или кольца и с размаха спрыгнуть вниз на мат.

844. Вскок на табурет, оттуда на стол и опорным прыжком через ширму соскок, с поворотом кругом на пол.

Примечание. При овладении техникой прыжка следует упражнения чередовать с шагом, бегом, сопротивлением, а также вводить прыжки с предметами в руках (палки, мячи и т. д.), широко используя подвижные игры с препятствиями.