Задачи для самостоятельного выполнения

Задача № 1

1. Разработайте программу, определяющую количество монет каждого типа в сдаче, величина которой вводится пользователем. Например, если пользователь вводит $5.88, то программа должна вывести 3 монеты по 25 центов, 1 монета по 10 центов, 3 монеты по 1 центу (не беспокойтесь о количестве долларов и падеже существительных). Программа должна учитывать только монеты по 1, 5, 10 и 25 центов. Результат должен состоять из минимально возможного количества монет.

2. Определить, имеется ли среди заданных целых чисел A, B, C хотя бы одно чётное.

3. Даны три числа. Вывести на экран те из них, которые принадлежат заданному отрезку [e, f].

4. Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного целого трёхзначного числа.

5. Определить, есть ли среди цифр заданного целого трёхзначного числа одинаковые.

6. Выбрать наибольшее из трёх чисел, которые вводятся с клавиатуры.

7. Определить номер квадранта, в котором находится точка с заданными координатами (x, y).

8. Составьте программу, которая определяла бы вид треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный), если по данным трем отрезкам его можно построить.

9. Определить, лежит ли точка A(a;b) внутри квадрата

 

10. Напишите программу, в результате выполнения которой выводится значение true, если pe > ep.Возможны следующие варианты:

а) числа p и e описать как константы с точностью 10-5

б) числа p и e представить с машинной точностью.

, если 10 < x < 17 ,   в остальных случаях.

11. Вычислить функцию

12. Дано число х. Напечатать в порядке возрастания числа cos(x), и .

13. Написать программу, вычисляющую стоимость междугороднего разговора в соответствии с таблицей:

Город Код Цена руб/мин
Владивосток 9,20
Москва 4,10
Краснодар 2,05
Волгоград 2,50

Входными данными должны являться код города и число минут.

На выходе мы должны иметь сообщение о стоимости минуты и сумме за разговор.

14. Пусть даны координаты трех вершин прямоугольника. Определить координаты четвертой вершины.

 

 

Задача № 2

 

1. Написать программу, которая запрашивает у пользователя номер месяца и выводит соответствующее название времени года. В случае ввода недопустимого числа должно выдаваться сообщение «Ошибка ввода!».

2. Написать программу, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводит одно из сообщений: «Увы – рабочий день!», «Ура! Суббота!», «Ура! Воскресенье!».

3. Написать программу, которая после ввода с клавиатуры числа (в диапазоне от 1 до 999), обозначает денежную единицу, дописывая слово «рубль» в правильной форме. Например, 12 рублей, 21 рубль и т. д.

4. Написать программу-фильтр, которая при нажатии любых клавиш выводит на экран только буквы и цифры, при этом указывая, что именно выводится: буква или цифра.

5. Написать программу, которая по паролю будет определять степень доступа к секретной информации в базе данных. Доступ к базе имеют только шесть человек, разбитых на 3 группы по степени доступа. Они имеют следующие пароли: 9876, 1234 – доступны модули базы А, Б, В; 3333, 2222 - доступны модули базы Б, В; 4680, 9753 - доступны модули базы А, Б

6. Создайте программу, которая по введенному k – числу грибов – печатает фразу «Мы нашли в лесу k грибов», причем согласовывает окончание слова «гриб» с числом k.

7. Создайте программу для вычисления числа дней в месяце, если даны: номер месяца, целое число А, равное 1, если год – високосный и 0 в противном случае.

8. Создайте программу, которая для введенного целого числа k (от 1 до 99) печатает фразу «Мне k лет», причем в нужных случаях заменяет слово «лет» на слово «год» или «года».

9. Дан номер месяца (1 – январь, 2 – февраль, ...). Вывести название соответствующего времени года («зима», «весна» и т. д.).

10. Дано целое число в диапазоне от 0 до 9. Вывести строку – название соответствующей цифры на русском языке (0 – «ноль», 1 – «один», 2 – «два», ...).

11. Дано целое число в диапазоне от 1 до 5. Вывести строку – словесное описание соответствующей оценки (1 – «плохо», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – отлично»).

12. Арифметические действия над числами пронумерованы следующим образом: 1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 – деление. Дан номер действия и два числа A и B (В не равно нулю). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат.

13. Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 – сантиметр. Дан номер единицы длины и длина отрезка L в этих единицах вещественное число). Вывести длину данного отрезка в метрах.

14. Составить программу, которая по возрасту человека (вводится с клавиатуры как целое число) определяет его принадлежность к возрастной группе: от 0 до 13 – мальчик; от 14 до 20 – юноша; от 21 до 70 – мужчина; более 70 – старец.

15. Локатор ориентирован на одну из сторон света («С» – север, «З» – запад, «Ю» – юг, «В» – восток) и может принимать одну из трех цифровых команд: -1 – поворот налево, 1 – поворот направо, 2 – поворот на 180 градусов. Дан символ C – исходная ориентация локатора и число N – посланная ему команда. Вывести ориентацию локатора после выполнения команды.

16. Элементы окружности пронумерованы следующим образом: 1 – радиус (R), 2 – диаметр (D), 3 – длина (L), 4 – площадь круга (S). Дан номер одного из этих элементов и его значение. Вывести значения остальных элементов данной окружности (в том же порядке). В качестве значения π использовать стандартную константу Pi.

17. Элементы равнобедренного прямоугольного треугольника пронумерованы следующим образом: 1 – катет (a), 2 – гипотенуза (c), 3 – высота, опущенная на гипотенузу (h), 4 – площадь (S). Дан номер одного из этих элементов и его значение. Вывести значения остальных элементов данного треугольника (в том же порядке).

18. Даны два целых числа: D (день) и M (месяц), определяющие правильную дату невисокосного года. Вывести значения D и M для даты, предшествующей указанной (например, дано D=1 M=1, надо вывести D=31 M=12; дано D=1 M=3 надо вывести D=28 M=2; дано D=15 M=12 надо вывести D=14 M=12)

19. Даны два целых числа: D (день) и M (месяц), определяющие правильную дату невисокосного года. Вывести значения D и M для даты, следующей за указанной (например, дано D=1 M=1, надо вывести D=2 M=1; дано D=31M=12 надо вывести D=1 M=1; дано D=28 M=2 надо вывести D=1 M=3)

20. Дано целое число в диапазоне 20 – 69, определяющее возраст (в годах). Вывести строку – словесное описание указанного возраста, обеспечив правильное согласование числа со словом «год», например: 20 – «двадцать лет», 32 – «тридцать два года», 41 – «сорок один год».

21. Дано целое число в диапазоне от 100 до 999. Вывести строку – словесное описание данного числа, например: 256 – «двести пятьдесят шесть», 814 – «восемьсот четырнадцать».

22. Составить программу, вычисляющую площадь геометрической фигуры. Тип фигуры определяется символом (с): О – окружность, T – равнобедренный прямоугольный треугольник и K – квадрат. Целое число, вводимое вслед за символом определяет соответствующий элемент для вычисления площади (для окружности это радиус, для треугольника – длина катета, для квадрата – длина стороны).

23. Составьте программу, которая определяет к какой группе относится введенный символ (с) – к цифрам, заглавным или прописным буквам. На экран должна выводиться фраза «Символ с – это …», где вместо … пишется соответствующая группа (например, «Символ R – это заглавная буква»).

24. Составить программу, которая по номеру дня в месяце печатает день недели. Считаем, что 1–е число месяца – понедельник.

25. Составить программу, которая по порядковому номеру месяца определяет, к какому времени года он принадлежит.

26. Составить программу, которая по номеру семестра печатает курс, к которому относится введенный семестр (1 и 2 семестр – 1 курс, 3 и 4 семестр – 2 курс и т. д.).

27. Дано целое число n, соответствующее количеству углов геометрической фигуры. Составить программу, которая по введенному числу n печатает название фигуры (например, при n=3 программа напечатает «треугольник», при n=5 – «пятиугольник», при n>8 – «многоугольник»). В случае если вводится число меньше 2, выводится сообщение об ошибке.

28. С клавиатуры вводится два целых числа, обозначающих возраст человека и его пол (1 – мужской, 2 –женский). Составить программу, которая в зависимости от введенных данных определяет принадлежность человека к определенной группе: от 0 до 13 – мальчик (девочка); от 14 до 20 – юноша (девушка); от 21 до 70 – мужчина (женщина); более 70 – старец (старушка).

29. Составить программу, которая печатает номера дней в месяце, если вводится день недели. Считаем, что 1–е число месяца – понедельник, в месяце 31 день. Выводить на экран словесное описание дня недели и соответствующие числа месяца (например, вводится число 2, на экране появляется: «Вторник – 2, 9, 16, 23, 30»).

 

 

Список используемой литературы

  1. Абрамов С.А. и др. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988. 224 с.
  2. Галисеев Г.В. Программирование в среде Delphi 8 for .NET. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 304 с.
  3. Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. СПБ.: БХВ-Петербург, 2007. 240 с.
  4. Павловска Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. СПб.: Питер, 2003. 393 с.
  5. Фаронов В.В. Delphi 3. Учебный курс. М.: «Нолидж», 1998. 400 с.