О БЛАГОДАТИ, КОЕЙ НЕ МОГУТ ПОЗНАТЬ ЗЕМНОЕ МУДРСТВУЮЩИЕ.
1. [393]. Сын Мой, драгоценна благодать Моя, и не терпит смешение со внешними вещами и с земным утешением: и для того надобно отвергнуть все, что препятствует благодати, если хочешь, чтоб излилась на тебя благодать. Ищи себе сокрытого места, не скучай жить сам с собою в уединении, не требуй ничьей любопытной беседы; но паче всего изливай к Богу благоговейную молитву, чтобы собранная мысль держалась в тебе, и совесть в чистоте сохранилась. Весь мир почитай за ничто; выше всего внешнего поставь себе упразднение души в Боге; ибо невозможно и во Мне упразднить свою душу, и в то же время находить наслаждение в преходящих вещах. От близких и от милых отойти надобно, и содержать дух в отчуждении ото всякого временного утешения. Так увещает блаженный Петр Апостол, чтобы верные Хриповы держали себя странниками и пришельцами в здешнем мире ( I Петр. II 11).
2. [394]. О, когда придет смерть, с какой уверенностью станет умирать тот, кого никакая привязанность не удерживает в мире. Но болезнующий дух неумеет еще понять, что можно так отрешить от всего свое сердце, и животный человек не знает, какова свобода во внутреннем человеке. Однако, если хочешь по правде стать человеком духовным, надобно отречься и от дальних и от ближних, и никого так не опасаться, как себя самого. Если себя самого победишь совершенно, остальное легко будет покорить себе; над собой самим восторжествовать - вот совершенная победа. Кто самого себя держит в подчинении, так что чувственность его повинуется разуму, а разум Мне во всем повинуется, - тот истинный победитель над собой и властелин миру.
З. [395]. Если горит у тебя желание подняться на такую высоту,надобно тебе мужески положить начало и к самому корню занесть секиру: - надобно вырвать и истребить скрытую и беспорядочную наклонность к себе самому и ко всякому своему особенному и чувственному благу. От этого порока, что самого себя человек беспорядочно любит, - происходит все, что надобно истреблять до самого корня.Когда это зло победишь и превозможешь, будет великий мир и спокойствие непрестанное. Но немногие стараются сами себе умереть совершенно, не многие совершенно стремятся отойти от себя; оттого и остаются люди опутаны сами собой и не могут сами над собой возвыситься в духе. А кто хочет со Мною ходить во свободе, тому надобно умертвить все свои злые и беспоядочные наклонности и ни к единому созданию не прилеплятся до страсти беспорядочною любовью.
ГЛАВА LIV.