Здесь и сейчас

 

С древних времен разные религиозные и философские школы искали способы обучения искусству жить в настоящем. Наставники дзен-буддизма и индийские гуру применяли, в частности, такой прием. Учитель незаметно подкрадывался к погруженному в размышления ученику и бил его палкой по плечам, проверяя степень его присутствия в настоящем. Успел ученик парировать удар — он здесь, нет — унесен мыслями в прошлое или будущее.

Суть такого упражнения проста. Настоящее мгновение мало, как острие иглы . В то же время оно беспредельно конкретно и до краев наполнено бытием, жизнью. Если ученик, даже размышляя, был бдителен к реалиям жизни, застать врасплох его было невозможно. Если мысли уносили его из настоящего, если он отсутствовал , учитель легко «ловил» его.

Возьмем в руки линейку и выберем на ней любое деление. Представим, что это — настоящее мгновение. Слева от него — предыдущие, прожитые, отправленные в архив памяти , и в этом смысле уже реально не существующие мгновения. Справа — настоящие мгновения, которые принадлежат будущему . Они еще не наступили, возможно, им и не суждено наступить (кто знает?), и в этом смысле они еще не существуют . Реален лишь текущий момент — то, что здесь и сейчас.

Двигаясь по дороге жизни, мы чередуем эти деления и эти мгновения, получая в каждом из них неповторимые ощущения и совершая конкретные действия. Непрерывное чередование, цепь настоящих мгновений и есть жизнь. А раз так, то и вся жизнь — это одно настоящее мгновение , за пределами которого нет ничего реального .

Все, что вне настоящего, — не более чем продукты нашей мыслительной деятельности, нашего рассудка, то есть иллюзии, фантазии, мысленные конструкции, схемы, образы. Это факт. Еще и еще раз обдумывайте этот тезис, осваивайте его, внедряйте в свое сознание. Это очень важно.

 

 

Упражнение 3. Линейка — жизнь

Возьмем линейку в руки еще раз, выберем одно из делений. Представим, что оно — настоящее мгновение. Сосредоточьтесь, почувствуйте свое присутствие, ощутите тело изнутри. Теперь медленно окиньте взглядом помещение. Обратите внимание на интерьер. Возможно, вы почувствуете нечто необычное, словно под вашим взглядом предметы выглядят иначе, чем всегда, чуть рельефнее, ярче, воздух — прозрачнее.

Все нормально: вы всецело присутствуете в настоящем. В повседневной жизни это с вами случается не так уж часто.

Теперь, глядя на линейку, попробуйте отсчитать несколько делений назад по шкале и каждое из них в уме последовательно связывайте с недавними (в пределах нескольких дней) событиями своей жизни. Точно так же поступите с событиями, наступления которых вы ожидаете в ближайшее время.

Взгляните еще раз на деление, принятое вами за настоящее мгновение. Вы здесь, вы в нем. Все остальное — в вашем воображении. Отделите себя от образов, создаваемых рассудком, то есть памяти о прошлом и представлений о будущем.

Оглянитесь. Слышите тишину? Обратите внимание на свое состояние. Ваши тревоги и сомнения чуть-чуть рассеялись. Вы осознали, что их нет: одних уже , а других еще . Вы-то здесь, а они где? Правильно, в вашем воображении. Задайте себе вопрос: «Чего мне сейчас не хватает?» Не когда-то, а именно сейчас, в данный момент времени. Еще раз понаблюдайте за своими страхами, но уже со стороны. Поступите с ними, как с мыслями-активаторами. Все ваши так называемые проблемы по сути своей и есть комбинации мыслей-активаторов, порой очень сложные.

Еще раз: оставайтесь в настоящем, если активаторы вторгаются в ваше сознание, наблюдайте за ними. Они довольно быстро оставят вас в покое. Правда, до поры до времени. Но вы уже знаете, что делать.

* * *

Конечно, дело здесь не в линейке. Она лишь средство, помогающее нам заглянуть за «ширму неосознанности», увидеть реальную картину. В самой реальности ничего удивительного нет, на то она и реальность. Но мы привыкли смотреть на мир иначе. Словно чья-то злая воля заставляет нас носить «очки». Отсюда в нашем восприятии жизни возникают искажения. Если мы неосознанны, рассудок легко вводит нас в заблуждение, делая картину мира размытой, нечеткой. Взгляд скользит, воспринимая в лучшем случае десятую часть того, что видит, будь то человек, вещь или явление природы.

В данном упражнении мы успешно решаем две задачи:

∙ осознанно закрепляемся в настоящем;

∙ отделяем свое истинное «я», то есть нашу подлинную личность — образ Высшего Сознания и управляемую рассудочную деятельность, от эгоистического мнимого «я» и «обезьяньего ума» в форме бесконтрольной и негативной рассудочной деятельности.

Предвижу возражения: «Но ведь мои проблемы никуда не делись. Сейчас мне спокойно, а завтра они навалятся на меня с новой силой».

О том, что такое в действительности наши проблемы, мы еще поговорим. А пока встречный вопрос: кто сказал, что будет завтра? Дожить еще надо!