ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
В 1938 году Константина Сергеевича не стало. Потеряв великого режиссера, педагога, друга, мы долгое время были в растерянности, не представляли себе, как жить дальше.
Несмотря на боль утраты вспоминались слова учителя:
«Первое правило в театре, в студии: то, над чем начали работать, на что затрачено время, должно быть доработано, доведено до завершения».
И мы решили продолжать работу над пьесой «Ромео и Джульетта», идя по этапам, данным нам Константином Сергеевичем.
Мы разделили всю пьесу до конца на эпизоды. У нас получилась следующая линия эпизодов (схема актов).
Первый акт. Эпизоды: 1) бой не на жизнь, а на смерть — драка двух враждующих родов;
2) тайна Ромео раскрыта — он влюблен в Розалину;
3) мать сообщает Джульетте о повороте в ее жизни — она невеста Париса;
4) несмотря на предчувствия исомнения, Ромео и друзья идут на бал;
5) знакомство Ромео и Джульетты — любовь с первого взгляда (взлет и падение).
Второй акт. Эпизоды:
1) выманивание Ромео из засады;
2) свидание Ромео и Джульетты в саду, — любим, долой все препятствия;
3) Ромео добивается согласия у монаха на тайный брак;
4) Ромео, несмотря на чинимые ему друзьями препятствия,
все-таки сговаривается с Кормилицей о дальнейшем плане действий;
5) Джульетта с трудом вытягивает из Кормилицы радост ное известие о предстоящем тайном браке с Ромео;
6) тайное венчание. Третий акт. Эпизоды:
1) вражда и ненависть опять на дороге любви — Ромео, мстя за смерть Меркуцио, убивает Тибальда;
2) Джульетта силой любви оправдывает поступок Ромео — любовь победила ненависть;
3) Ромео протестует против изгнания: изгнание, жизнь без Джульетты — страшнее смерти;
4) с большим трудом монах и Кормилица уговорили Ромео покориться воле князя;
5) тайное прощание Ромео и Джульетты надолго;
6) Джульетта становится в конфликт с семьей (категорически отказывается от брака с Парисом).
Четвертый акт. Эпизоды:
1) монах находит средство, чтобы спасти Джульетту от брака с Парисом;
2) Джульетта делает вид, что покоряется родителям (фиктивное примирение с родителями);
3) Джульетта выпивает снотворный напиток;
4) семья Капулетти готовится к свадьбе;
5) Капулетти предаются внезапному неутешному горю — «смерть» Джульетты;
6) полученное Ромео известие о смерти Джульетты приводит его к решению умереть;
7) Ромео сметает все препятствия, чтобы войти в склеп (смертельный бой между Ромео и Парисом);
8) Ромео и Джульетта не хотят, не могут разлучиться — хоть смерть, но вместе;
9) любовь победила смерть — примирение двух враждующих родов.
Каждый эпизод, как и требовал Константин Сергеевич, мы разделили на факты; приведу пример деления на факты эпизода: «Монах находит средство, чтобы спасти Джульетту от брака с Парисом».
Основные действия данного эпизода для каждого участника:
у Париса — скорей закрепить возможность брака;
у монаха — помочь Джульетте найти средство, избавить ее от противозаконного второго брака;
у Джульетты — получить средство, помощь, чтобы спасти свою любовь.
1-й факт. Монах выискивает причины, чтобы убедить Париса отказаться от брака или хотя бы не торопить с браком.
2-й факт. Неожиданная встреча Джульетты с Парисом в келье у монаха.
3-й факт. Джульетта мягко отделывается от Париса.
4-й факт. Джульетта умоляет монаха избавить ее от второго
брака.
5-й факт. Джульетта с решимостью хватается за найденное монахом, отчаянное, рискованное средство.
6-й факт. Монах сообщает план действий.
7-й факт. Джульетта уходит.
Также и в каждом факте были намечены основные действия.
Далее мы прошли все факты, все эпизоды пьесы по линии органических и физических действий; по линиям мыслей и видений, развивая каждый эпизод, факт до полной законченности; создавая прежде всего схему своего физического поведения в каждом факте, эпизоде, а затем соединяя их в единую линию действий. Таким образом, мы проделали по всей пьесе ту же работу, что делали с Константином Сергеевичем по отдельным эпизодам.
«Одной из главных задач нашего искусства, — постоянно утверждал Станиславский в дни наших встреч, — является создание жизни человеческого духа. Жизнь человеческого тела — хорошая плодородная почва для всяких семян нашей внутренней жизни... Когда говорят и тянутся к чувству прямо, без опоры и подготовки, тогда трудно не только уловить, но и зафиксировать его хрупкую линию. Но теперь, когда у вас есть опора, вы не висите в воздухе, а идете по твердой протоптанной дорожке, которая не позволит вам уклониться в сторону по ложной линии... Подобно тому, как вода наполняет ложбины и ямы, так и чувство вливается в физическое действие, раз оно почувствует в нем живую органическую правду, которой можно поверить».
Проделав работу по созданию жизни человеческого тела по всей пьесе, создав почву для линии чувств, мы приступили к работе над новыми этапами, указанными Константином Сергеевичем в наше с ним последнее свидание. Для дальнейшего углубления предлагаемых обстоятельств, углубленной оценки событий и фактов, овладения характерностью мы воспользовались практическими приемами анализа пьесы.
Новая «распашка» — вдумчивое чтение пьесы; углубленное раскрытие содержания — уточняя подтекст видений, рассказывая их; оценка и оправдание фактов с помощью воображения.
Оценить факты — это значит найти их внутренний смысл, корень их воздействия, найти под внешними фактами (как ранее говорил нам Константин Сергеевич) другие события, вызывающие и самые эти внешние факты. Вот пример. Внешний факт; «фиктивное примирение Джульетты с родителями»; внутреннее событие, вызывающее данный факт, — выполнение воли монаха, поиски возможности скорей использовать данное им средство (снотворный порошок), спасающее ее от брака с Парисом.
Рассказ содержания пьесы по внутренней линии (по линии подтекста)
Возьмем тот же факт «Фиктивное примирение Джульетты с родителями» и рассмотрим внешние и внутренние действия Джульетты.
Текст | Внешние действия | Подтекст | Внутренние действия | |
Вхожу с «благостным видом». | Готовятся к свадьбе! Господи! Держись, Джульетта! | Оцениваю обстановку. Беру себя в руки. | ||
Синьор Капулетти: Ну что, строптивая? Где ты шаталась? | Стараюсь удержать свой «благостный вид». | Шаталась! Нет, была у друга, единственного друга! | Укоряю, обвиняю своего отца. | |
Джульетта: Там, где меня раскаянью учили. В моем сопротивлении непослушном. Вам и веленьям Вашим. | Каюсь. | Раскаянью! Как же! Помощь, помощь оказал! | Благодарю монаха, предвкушая счастливую развязку. | |
Приказал отец святой мне на колени пасть, прося простить. Простить молю я вас! | Принимаю покаянную позу. Умоляю о прощении. | <я вас!Принимаю покаянную позу. Умоляю о прощении. | Надо, надо выполнять веление отца-монаха, как это ни трудно. Только бы не; выдать себя! | Рассеиваю настороженность отца. Настраиваю отца на нужный мне лад, окончательно усыпляю бдительность. |
Отныне вашей воле я покорна. | Даю согласие на брак, проявляя полную покорность. | Как же! Никогда не бывать этому! | Заканчиваю скорей заданную мне монахом процедуру (скорей уйти). |