Две фазы феноменологии

качестве целого, - так и поэзию стремятся объяснить не просто в качестве чего-то обусловленного во временном потоке, но и постигать ее научно в том виде, как она интересна в первую очередь поэту и читателю. Поэзия создается и читается не потому, что она является продуктом и свидетельством многочисленных исторических причин. Для нас она является ближайшим образом не чем-то обусловленным, но, скорее, чем-то абсолютным, как вообще тот мир, в котором мы находим себя, является абсолютным до всякого объяснения.

Вспомним о том, что сущее природы мы понимаем как обусловленное только потому и тогда, когда стремимся сделать ее доступной с точки зрения отношения цель-средство, т.е. причинно-аналитически. Но в случае языка, как и в случае поэзии - в том виде, в каком они для нас действительны в этой ситуации, - об этом не может быть и речи. Гораздо скорее могло бы быть так, что поэзия сделала бы видимой и ощутимой ту область безусловного, исходя из которой первоначально могли бы ставиться цели для технически осуществимых причинных процессов. Это, разумеется, не исключает, что многое в самой поэзии доступно причинному анализу. Но разве не возможно схватывать поэзию именно в моменте ее осмысленной структуры, который предшествует любому интересу человека, направленному на «миро-объяснение»? Для науки вместе с тем было бы важно не релятивизировать поэтическое произведение, но овладеватьим в направлении нашего первичного интереса к нему в том виде, в каком оно действительно обнаруживается в нашем жизненном мире. Такова постановка вопроса.

Теоретическое основоположение под знаком классической феноменологии отвечает на эту постановку вопроса, в первую очередь, общим дистанцированием от всего, к чему прежде редуцировалась поэзия. У Романа Ингардена,6Г. Мюллера,7а также у В. Кайзера" везде повторяется положение: к поэтическому творению, к поэтическому произведению не относятся переживания ни творца, ни читателя. Вслед за этим поэтическое творение отделяется от реальности мира и конкретного исторического времени.

Так Г. Мюллер пишет: «Ни переживания поэта, ни реальности в поэзии нет. Способы бытия поэзии = структуры предложений, звуковые структуры, структуры значений суть простейшие литературоведческие фундаментальные понятия». А в другом месте говорится: то, что «покой над вершинами»,' «встречающийся» в стихотворении, не

' R. Ingarden, Das literarische Kunstwerk, Halle, 1931.

7G. Muller, «Uber die Seinsweise von Dichtung», m-.Deutsche Vierteljahrschrift,

Bd. XVII, 1939.

" W. Kayser, Das sprachliche Kunstwerk, Bern, 1948.

' Излюбленный пример немецких философов - строка из стихотворения Гёте

-1345