Две фазы феноменологии в своем воздействии на философское предпонимание языка и поэзии в настоящее время

Апель, Карл-Отто

А 30 Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В. Куренной, Б. Скуратов. М.: «Логос», 2001. - 344 с.

ISBN 5-8163-0017-2

Karl-Otto Apel. Transformation der Philosophic. Suhrkamp, Frankfurt a. М., 1988.

Оригинал-макет «Издательство "Логос"». Москва, 2001. Перевод с нем. В. Куренной, Б. Скуратов, 2001. Художественное оформление. А. Ильичев, 2001.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ДВЕ ФАЗЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В СВОЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ФИЛОСОФСКОЕ ПРЕДПОНИМАНИЕ ЯЗЫКА И ПОЭЗИИ В НАООЯЩЕЕ ВРЕМЯ 7

ПЕРЕВОД В. КУРИНОГО

ЯЗЫК И ИСТИНА В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ ФИЛОСОФИИ

ПЕРЕВОД Б. СКУРАТОВА

ВИТГЕНШГЕЙН И ПРОБЛЕМА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ

ПЕРЕВОД Б. СКУРАТОВА

РАЗВИТИЕ "АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА" И ПРОЕЛЕМА "НАУК 0 ДУХЕ"

ПЕРЕВОД В. КУРИНОГО

юз

ОТ КАНТА К ПИРСУ: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

ПЕРЕВОД Б. СКУРАТОВА

КОММУНИКАТИВНОЕ СООБЩЕСТВО КАК ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ПЕРЕВОД Б. СКУРАТОВА

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ЯЗЫКА

ПЕРЕВОД В. КУРИНОГО

АПРИОРИ КОММУНИКАТИВНОГО СООБЩЕСТВА И ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ

ПЕРЕВОД Б. СКУРАТОВА

ОТ РЕДАКТОРА

 

Две фазы феноменологии в своем воздействии на философское предпонимание языка и поэзии в настоящее время

Следующее рассуждение представляет собой попытку диалектической конструкции. Оно исходит из основной исторически-психологической тенденции наук о духе в 19-м столетии, которая в предельном заострении своих ведущих философских принципов должна пониматься как тезис, которому противопоставляется как антитезис классическая феноменология (феноменология раннего Эдмунда Гуссерля) и ее воздействие на науки о духе. Со всей осторожностью следует затем попытаться раскрыть вторую фазу феноменологии, воздействие которой все еще едва ли можно предвидеть, как возможный синтез достижений историко-психологического мышления и устремления первой фазы феноменологии, имеющей объективно-дескриптивное направление. В качестве и примера, и словно бы фокуса соответствующих господствующих философских установок должно при этом служить понимание поэзии и языка.

I. Тезис: метод оптической редукции

Когда сегодня мы рассматриваем феноменологическое движение в целом, так сказать, с дальней духовно-исторической дистанции, то многочисленные спорные вопросы и различия в методическом развитии, которые часто заслоняют горизонт современникам, отступают далеко назад и феноменология - по крайней мере в Германии - предстает как фундаментальная переориентация мышления - начиная от prima philosophia вплоть до частных наук. Не случайно «Логические исследования» Гуссерля выходят около 1900 года. Они являются показательными для поворота в мышлении, который отделяет двадцатый век от девятнадцатого. Это становится особенно ясно, если мы сопоставим с основной тенденцией феноменологии различные философские направления и методические установки науки о духе, которые боролись друг с другом в 19-м столетии.

Феноменология ближайшим образом означает антитезу по отношению не только к позитивизму и натурализму, но и к «психологизму» и «историзму» в том виде, в котором он обнаруживается, например, у В. Дильтея. Это верно, хотя, в конце концов, именно герменевтика жизни Дильтея как бы в очищенной форме должна была оказать плодотворное влияние на методическое развитие самой феноменологии и главенствовать во второй ее фазе. Для того, чтобы понять единый основной мотив феноменологии, нужно по крайней мере попытаться