Энгармонизм

Энгармонизм(от греч. – согласный, созвучный) – равенство по высоте разных по названию и написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм возможен в условиях 12-тиступенного равномерно темперированного строя. Пассивный энгармонизм оставляет без изменения вид, структуру, функциональное значение интервала, аккорда. Активный энгармонизм связан с изменениями этих параметров.

 

Лад

Ладв музыке – это звукоряд, или система звуковысотных связей, объединенная одним центральным тоном – тоникой.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от тетрахорда к гексахорду. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника– основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия.

 

В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы. В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень).

Диатоника (греч. diatonikos — переходящий от тона к тону) — последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде, то есть содержащее только чистые, малые и большие интервалы и в виде исключения — тритон.

Эта система является семиступенной, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

К области диатоники принадлежат такие лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда — пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, образованные из звуков диатонических ладов.

Диатоника составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к диатонике относят любые лады, не включающие хроматизмов, то есть повышений или понижений основных ступеней. Это и условно-диатонические лады:

1) гармонический мажор с VI пониженной ступенью;

2) гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3) дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад);

4) Дважды гармонический минор (цыганская или венгерская гамма) с IV и VII повышенными ступенями (в звукоряды этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда);

5) мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6) мелодический минор с VI и VII повышенными ступенями.