ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ


При наблюдении и анализе по данной теме необходимо об­ратить особое внимание на дозировку нагрузок. Важно просле­дить, с одной стороны, их влияние на решение образовательных задач (формирование и совершенствование знаний, умений и на­выков), а с другой - на гармоническое физическое развитие, вос­питание двигательных, а также интеллектуальных и морально-волевых качеств.

Важно также установить, насколько умело, со знанием дела, учитель пользуется при организации практических упражнений методами и методическими приемами слова и демонстрации, так как они играют основополагающую роль в обеспечении успеха учащихся. Что касается методов упражнения, то, прежде всего, необходимо оценить обоснованность их выбора с точки зрения особенностей этапа обучения, конкретного состояния организма и психики учащихся (суставно-связочного аппарата, мышц, внутренних органов, внимания, эмоционального тонуса, способности владеть собой и др.).

В целях лучшей подготовки к наблюдениям по второму и третьему вопросам темы желательно предварительное ознаком­ление со специальными рекомендациями (Курамшин Ю.Ф. Ме­тодика развития двигательных (физических) качеств / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1980).


6.1. Использование методов упражнения, применяемых преимущественно в целях разучивания двигательных дейст­вий.

• Примененные варианты расчлененного обучения (раздель­ное разучивание составных частей движения с последующим объединением их в целое; последовательное "поточное" разучи­вание элементов гимнастической комбинации, связывая очеред­ной элемент с предыдущим и др.) Целесообразность избранного расчленения, соблюдение меры в изолированной работе над со­ставными частями, своевременность перехода к разучиванию связей между ними и целостному выполнению разученного; вни­мание к организации процесса запоминания учащимися элемен­тов и связей между ними; закрепление усвоенного, доведение его

 

до непринужденного, выразительного исполнения.

• Примененные вариантыцелостного разучивания двига­тельных действий (первоначальное разучивание в упрощенной форме; разучивание в облегченных условиях; целостное разучи­вание в основном варианте и др.). Целесообразность избранного варианта, наличие необходимых предпосылок для полноценного обучения (достаточная физическая, координационная и психоло­гическая подготовленность учащихся).

• Умение акцентировать внимание учащихся на основе (ос­новном механизме) техники движений, затем - на более сущест­венных деталях и, наконец, на всех деталях (с учетом индивиду­альных возможностей занимающихся); умение своевременно об­наруживать и исправлять допускаемые учащимися общие и ин­дивидуальные ошибки, переключать их от выполнения упрощен­ных форм действий к основной, от работы в облегченных услови­ях к углубленному разучиванию в типичных ситуациях и совер­шенствованию в усложненных, изменяющихся условиях. Полно­ценность организации учебной деятельности (фронтальной,, групповой, индивидуальной), обеспечения в ней сознательности и активности занимающихся (путем использования соответст­вующих приемов).

• Умение рассчитать первоначальные нагрузки и постепенно увеличивать их с целые совершенствования действий, обеспече­ния попутного (сопряженного с работой над техникой) развития интеллектуальных, двигательных и волевых качеств (быстроты, сообразительности, настойчивости и т.п.); умение пользоваться приемами дозировки нагрузок; результативность обучения.

6.2. Использование методов строго регламентированного упражнения преимущественно в целях развития двигатель­ных качеств.

• Примененные методы (равномерного, переменного, по­вторного, интервального упражнения). Целесообразность исполь­зования избранного варианта данного метода, учитывая про­граммные требования, соответствующие задачи и особенности занимающихся, полноценность определения показателей интен­сивности и объема нагрузок (скорости или темпа движений, про­должительности работы и интервалов отдыха, их характера и пр.); умение организовать дисциплинированное, точное выпол­нение заданий (особенно при "круговом" варианте упражнения), оперативно и своевременно вносить необходимые уточнения в дозировку упражнений (групповые, индивидуальные); стимули­рование учащихся к самоконтролю, умение учить саморегулиро­ванию усилий.

• Степень внимания учителя к технике упражнений, требо­вательность к качеству двигательных действий (особенно, при скоростных движениях), умение обеспечивать в процессе разви­тия двигательных качеств попутное (сопряженное) закрепление и совершенствование технической подготовленности; своевременность и полноценность предпринимаемых с этой целью мёр кор­ректирования действий учащихся. Обеспечение положительного влияния действий на организм (осанку, суставно-связочный ап­парат, обмен веществ, состояние внутренних органов). Соблюде­ние постепенности в приучении учащихся к повышенным воле­вым усилиям; воспитание настойчивости и выдержки в преодо­лении внутренних трудностей, возникающих при напряженной физической деятельности.

6.3. Использование игр и соревнований в качестве прак­тического упражнения в усложненных условиях двигатель­ной деятельности.

• Примененные учителем игры, игровые и соревновательные упражнения; их соответствие программным требованиям, уровню подготовленности детей, условиям занятий и логике текущего учебного процесса. Разработанность конкретных воспитательно-образовательных и гигиенических задач, игровых и соревнова­тельных упражнений (обучение самостоятельному применению усвоенных умений и навыков в усложненных условиях, совер­шенствование технических и тактических действий, комплексное развитие интеллектуальных, двигательных, моральных, волевых и эмоциональных качеств, стимулирование процессов физическо­го развития, укрепление здоровья и др.).

• Качество организации и проведения намеченных упражне­ний. Умение подготовить детей и создать необходимую обста­новку для намеченной деятельности (образовать команды, рас­пределить игровые роли, подготовить место и технические сред­ства, изложить содержание и правила предстоящих действий, ор­ганизовать судейство и пр.); умение стимулировать проявление учащимися самостоятельности, творческой активности и созна­тельной дисциплины (в пределах представленной правилами сво­боды деятельности); умение сосредоточивать внимание зани­мающихся на качестве технико-тактических действий и поступ­ков, добиваться своевременного осмысления и исправления не­дочетов и ошибок, корректировать эмоциональные проявления, умение косвенно регулировать интенсивность и объем нагрузки (путем изменения пространства для действий, количества участ­вующих, числа повторения, продолжительность интервалов меж­ду ними и пр.).

 

• Качество судейства игры, соревнования; его влияние на действия занимающихся и решение ими задач; умение опреде­лить результаты и оценить достижения, а также недостатки в коллективных и индивидуальных действиях участников игры, со­ревнования; умение наметить задачи дальнейшего совершенство­вания в данном виде деятельности. Воспитательно-образо­вательная и гигиеническая ценность проведенного занятия.

return false">ссылка скрыта