Ежедневный (ежесменный) контроль по КСОТ-П
Результаты ежедневного (ежесменного) контроля визуально отражаются в бланке «КСОТ-П» (приложение № 1) путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом в зависимости от выявленных нарушений в соответствии с Перечнем опасностей и предупреждений (таблица № 1):
красным – при наличии нарушений категории «Опасность»,
оранжевым – «Предупреждение»,
желтым – «Внимание»,
синим – допущенные микротравмы в смене,
зеленым – «Отсутствие нарушений».
В случае выявления нарушений, относящихся к опасностям, требующим одновременно нескольких видов закраски, закраска производится по более грубому нарушению.
Также в бланк «КСОТ-П» заносятся данные о количестве дней работы подразделения без травм.
Бланк «КСОТ-П» состоит из 31 (28, 29, 30) нумерованной ячейки (каждая ячейка – это день месяца) на листе формата не менее А4. Ячейки поделены по диагонали пополам: верхняя часть ячейки – дневная смена, нижняя – ночная.
Все выявленные нарушения вносятся в ведомость несоответствий (далее ведомость) по форме, приведенной в приложении № 2. При наличии микротравмы в ведомость записываются данные травмированного работника – фамилия, имя, отчество, вид повреждения здоровья, основные причины, время отсутствия работника на рабочем месте.
Бланк «КСОТ-П» и ведомость несоответствий на текущий месяц размещаются на специальных стендах (или в уголках по охране труда) в общедоступных местах – у руководителей смен, местах проведения целевых инструктажей, или планерных совещаний. Конкретные места размещения определяются локальным документом руководителя структурного подразделения (допускается также на ДС внеклассных, 1, 2, 3 классов – распоряжением). Порядок организации работы доводится до сведения всех работников станции.
Заполненные ведомости руководитель производственного подразделения рассматривает при посещении рабочих мест и проведении ежемесячного контроля, а руководитель структурного подразделения – при проведении ежеквартального контроля. При необходимости принимаются оперативные меры к устранению выявленных нарушений.
Заполненные ведомости и бланки «КСОТ-П» (в том числе копии на электронном носителе) хранятся у руководителя производственного подразделения.
Хранение заполненных ведомостей и бланков «КСОТ-П» осуществляется в течение года, следующего за отчетным. При не устранении выявленных несоответствий, срок хранения продлевается до момента полного их устранения.
Для хранения заполненных ведомостей, бланков «КСОТ-П», контрольных листов № 1 и материалов рассмотрения результатов контроля на станции заводится отдельная папка. В ДЦС отдельная папка заводится для хранения контрольных листов № 2, материалов по итогам ежеквартального контроля.
Руководители структурных подразделений применительно к местным условиям, особенностям организационной структуры, специфики и характера производства в локальном распорядительном документе определяют перечень производственных подразделений, в которых необходимо проводить КСОТ-П, устанавливают порядок проведения контроля, лиц, ответственных за его проведение в соответствии с данной методикой.
При проведении ежедневного (ежесменного) контролянепосредственный руководитель смены (участка) проверяет:
1) в начале рабочего дня (смены):
устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
отсутствие у работников признаков опьянения, ухудшения состояния здоровья и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
наличие у работников действующих удостоверений и предупредительных талонов по охране труда;
при необходимости с привлечением работников подразделения (по докладу старших или самих работников – порядок определяется локальным документом) –
наличие и исправность у работников спецодежды, спецобуви и других СИЗ,
наличие необходимых для работы исправных инструментов, приспособлений и средств связи,
исправность производственного оборудования, машин (при наличии на балансе автотранспорта),
исправность средств коллективной защиты, наличие оградительных средств в опасных местах, исправность осветительных установок,
состояние рабочих мест, правильность складирования материалов, заготовок и приспособлений работниками подразделений ОАО «РЖД» в районе станции и работниками подразделений предприятий – при обслуживании работниками станции путей необщего пользования или железнодорожных путей, переданных в ведение других подразделений ОАО «РЖД», состояние маршрутов служебных и технологических проходов и проездов, используемых работниками при работе;
наличие первичных средств пожаротушения;
2) в течение рабочего дня (смены)совместно с работниками смены (организовывается взаимоконтроль):
соблюдение работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях, правил пожарной и электробезопасности, эксплуатации грузоподъемных кранов, работающих в районе железнодорожных путей, и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологии производства работ на данном производственном участке;
отсутствие у работников признаков опьянения, ухудшения состояния здоровья и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
исправность и правильность использования работниками СИЗ.
Выявленные нарушения ежедневного (ежесменного) контроля КСОТ-П руководитель смены (участка) заносит:
в ведомость (текстом) при выявлении нарушений (с указанием времени);
по окончанию смены – в бланк «КСОТ-П» путем закрашивания соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) в соответствии с данными таблицы № 1.
Запись в ведомость о выявленных нарушениях требований охраны труда может сделать любой работник в любое время при их обнаружении. При невозможности сделать запись самостоятельно – сведения о нарушении передаются имеющимися средствами связи руководителю смены для внесения информации в ведомость.
Таблица № 1
Перечень опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда
Опасность: | |
1.1 | получение работником производственной травмы |
1.2 | появление работника на работе или в течение рабочего дня (смены) в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или другого опьянения |
1.3 | подлезание и протаскивание инструментов и материалов под стоящими вагонами, залезание на автосцепки или под них |
1.4 | подъем на подножки вагонов, локомотивов или другого подвижного состава и сход с них во время движения |
1.5 | проезд работника в неустановленном месте |
1.6 | применение экстренного торможения локомотивной бригадой в целях предотвращения наезда на работника железнодорожной станции |
1.7 | авария или инцидент, допущенные на территории железнодорожной станции по вине работников станции |
1.8 | нахождение работника в габарите подвижного состава |
1.9 | переход железнодорожных путей в неустановленном месте или перед близко идущим поездом |
1.10 | невыполнение мер безопасности при нахождение в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям |
Предупреждение: | |
2.1 | пользование сотовой связью, аудио и видео-плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами |
2.2 | неприменение или повреждение спецодежды, спецобуви и других СИЗ |
2.3 | отсутствие у работника соответствующей группы по электробезопасности; |
2.4 | отсутствие необходимых для работы исправного инструмента, приспособлений и средств связи, использование неисправных инструментов, оборудования, инвентаря (в том числе тормозных башмаков) и т.д, |
2.5 | работа на неисправном транспортном средстве (при их наличии автотранспорта на балансе станции) |
2.6 | отсутствие оградительных, защитных средств, неисправность осветительных установок |
2.7 | нарушение габарита складирования материалов, заготовок и приспособлений вдоль железнодорожных путей |
2.8 | нарушение работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях, правил, пожарной и электробезопасности и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологических операций на данном производственном участке железнодорожной станции (не учтенных в 1 разделе) |
2.9. | отсутствие технологии безопасного производства работ, инструкций по охране труда |
Внимание: | |
3.1 | уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода ниже установленных норм |
3.2 | отсутствие у работников удостоверений о проверке знаний по электробезопасности (при наличии соответствующей группы по электробезопасности); непроведение своевременно проверки знаний по охране труда |
3.3 | неудовлетворительное состояние маршрутов служебного, технологического проходов, проездов, территории станции; отсутствие планировки междупутий, отсыпка щебнем крупной фракции, наличие старогодных материалов верхнего строении пути, наличие ям, воды, наледи, открытых водоотводных люков в зоне работы работников |
3.4 | отсутствие первичных средств пожаротушения или нахождение на рабочем месте просроченных по проверке огнетушителя |
3.5 | нарушение работником трудовой дисциплины в части режима работы, прохождения сроков медицинской комиссии (периодической), психиатрического освидетельствования |
3.6 | нарушение работником порядка прохождения инструктажей по охране труда перед началом работы |
Получение работником микротравмы | |
Отсутствие нарушений |
О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены собственными силами работников подразделения, непосредственный руководитель смены (участка) устно докладывает руководителю подразделения (станции), который принимает меры по их устранению. После устранения нарушения в ведомости делается отметка о выполнении.
При организации КСОТ-П на отдельных станциях с численностью работников менее 10 человек, значительно удаленных от структурного подразделения (административного аппарата управления ДЦС) с учетом особенностей организационной структуры можно устанавливать двухуровневую систему контроля, а именно:
ежедневно (ежесменно) – непосредственный руководитель смены (участка, работ) (ДСП);
ежеквартально – руководитель структурного подразделения (начальник или его заместитель) – порядком, определенным в локальном документе.