I. Применяемые термины и сокращения
МЕТОДИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФАКТОРОВ РИСКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ДИРЕКЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ
2015 год
1. РАЗРАБОТАНА для дирекций управления движением и их структурных подразделений на основании методики, разработанной Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», Департаментом технической политики ОАО «РЖД» и Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
2. ВНЕСЕНА отделом охраны труда службы технической политики Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
3. УТВЕРЖДЕНА 12.03.2015 заместителем главного инженера Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
Содержание
I. | Применяемые термины и сокращения | |
II. | Общие сведения о Комплексной системе оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТ-П) | |
III. | Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТ-П) | |
IV. | Порядок проведения Комплексной системы оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТ-П) (сроки, ответственные должностные лица и др.) | |
V. | Определение факторов рисков для каждого рабочего места. Создание визуализированных карт факторов рисков по охране труда | |
VI. | Определение коэффициентов предотвращения опасности и разработка мер по улучшению условий труда | |
VII. | Приложение 1. Ежедневный бланк «КСОТ-П» | |
VIII. | Приложение 2. Ведомость несоответствий | |
IX. | Приложение 3. Контрольный лист по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда для железнодорожной станции | |
X. | Приложение 4. Контрольный лист по охране труда № 2 для проведения ежеквартального контроля за состоянием охраны труда на железнодорожной станции | |
XI. | Приложение 5. Сводная ведомость бальной оценки состояния охраны труда в структурном подразделении дирекции управления движением | |
XII. | Приложение 6. Бланк визуализированной карты рисков на рабочем месте | |
XIII. | Приложение 7. Бланк расчета факторов рисков для рабочего места | |
XIV. | Приложение 8. Визуализированная карта рисков на рабочем месте составителя поездов (кондуктора грузовых вагонов) | |
I. Применяемые термины и сокращения
1) Применяемые термины:
аварийная ситуация: ситуация, характеризующаяся вероятностью возникновения аварии с возможностью дальнейшего ее развития (Свод правил СП 12.13130.2009 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
бланк «КСОТ-П»: бланк в виде креста, разделенного на ячейки (количеством не менее 62) по количеству дней (смен) месяца, в которых разным цветом (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым) заполняются результаты ежедневных (ежесменных) проверок состояния охраны труда;
бланк расчета рисков на рабочее место:бланк в виде таблицы для проведения анализа рисков, расчета уровней класса рисков и определения класса рисков;
безопасные условия труда: условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (статья 209 ТК РФ);
ведомость несоответствий: бланк в виде таблицы, в которую записываются текстом несоответствия требованиям охраны труда (замечания), выявленные в течение рабочего дня (смены);
визуализированная карта рабочего места:ведомость-реестр имеющихся на рабочем месте рисков с указанием класса и перечень мер и средств защиты для предотвращения травмирования с графическим их изображением;
вредный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (статья 209 ТК РФ);
контрольный лист № 1:бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда для проведения ежемесячного контроля;
контрольный лист № 2:бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда и их оценки в баллах для проведения ежеквартального контроля;
опасность: фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья (пункт 2.8 ГОСТ 12.0.230–2007);
опасный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (статья 209 ТК РФ);
производственное подразделение:для дирекций управления движением - железнодорожная станция, являющаяся подразделением центра организации работы железнодорожных станций или структурным подразделением дирекции управления движением;
производственная деятельность:совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, оказание различных видов услуг (статья 209 ТК РФ);
профессиональный риск: вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ (статья 209 ТК РФ);
работодатель: руководитель подразделения, наделенный правом заключать трудовые договоры с работниками (статья 20 ТК РФ);
работник: физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (статья 20 ТК РФ);
рабочее место: место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ);
руководитель производственного подразделения: начальник железнодорожной станции (ДС), заместитель начальника железнодорожной станции, главный инженер железнодорожной станции, начальник, бригадир, мастер ПКО (КПБ);
руководитель смены (участка):дежурно-диспетчерский аппарат железнодорожной станции (станционный диспетчер, дежурный по железнодорожной станции, дежурный по горке);
средства индивидуальной и коллективной защиты работников: технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (статья 209 ТК РФ);
система управления охраной труда: комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ);
требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (статья 209 ТК РФ);
управление профессиональными рисками: комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ);
2) Сокращения:
СИЗ – средства индивидуальной защиты,
КСОТ-П – комплексная система оценки состояния охраны труда на предприятии,
ПКО (КПБ) – пункт коммерческого осмотра поездов (коммерческий пост безопасности),
ЦД – Центральная дирекция управления движением,
Д – дирекция управления движением,
ДЦС – центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение дирекции управления движением,
станция – железнодорожная станция;
ДС – начальник железнодорожной станции;
ДСГ – главный инженер железнодорожной станции;
ДСЗ – заместитель начальника железнодорожной станции;
ДСЦС – станционный диспетчер;
ДСЦ – маневровый диспетчер;
ДСП – дежурный по железнодорожной станции;
ДСПГ – дежурный по сортировочной горке.