ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
Методика преподавания иностранных языков
Учебная программа для специальности
Иностранный язык (Английский язык)
Факультет иностранных языков
Кафедра теории и практики английского языка
Курс 3, 4
Семестр 5, 6, 7 ,8
Лекции - 24 Экзамен 7 семестр
Практические
занятия - 6 часов Зачет 6 семестр
Курсовая работа 8 семестр
Всего аудиторных
часов по дисциплине 30 часов
Всего часов Форма получения
по дисциплине 278 часов высшего образования заочная
Составила Ахраменко Е.В., преподаватель
кафедры теории и практики английского языка
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной 20. 05. 2011 г.
регистрационный номер УД-29-2011-02 /баз.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой теории и практики английского языка
____ ________ 2013 г., протокол № ___
Заведующий кафедрой
доцент ____________ Л.И.Богатикова
Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом факультета иностранных языков
___ ___________ 2013 г., протокол № __
Председатель
____________ Ж.М. Поплавская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «Методика преподавания иностранного языка» для специальности 1-02 03 08 Иностранный язык (Английский язык) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Образовательный стандарт Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень».
• Типовой учебный план специальности 1-02 03 08 Иностранный язык (Английский язык) (утвержден 29.08.2008, регистрационный № А 02 – 062- 1/ тип.)
• Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 21 декабря 2010 г.).
Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов, акцент на формирование креативной личности на основе использования инновационных технологий обучения.
Курс методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе преследует цель: создать у студентов широкую теоретическую базу, включающую методические знания, и на этой основе сформировать представление о специфике содержания и структуры педагогической деятельности учителя иностранного языка.
Задачикурса:
1. Познакомить студентов с наиболее известными методическими направлениями, системами и методами, формами и средствами, новейшими технологиями обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике.
2. Сформировать у них основы умений творчески применять свои знания на практике в процессе решения учебных, воспитательных и образовательных задач на уроке с учетом конкретных условий.
3. На базе теоретических знаний развивать у студентов профессиональное мышление, помогающее им, используя действующие учебники, учебные пособия, наглядные и технические средства обучения, справляться с решением методических задач в различных педагогических ситуациях.
4. Сформировать у будущих учителей навыки и умения педагогического общения на уроке, индивидуального и дифференцированного подхода к обучаемым в процессе бучения и воспитания.
Программа предусматривает тесную связь теоретического курса методики с практикой. В лекционном курсе и на практических занятиях студенты знакомятся как с принятыми теоретическими положениями в отечественной и зарубежной методике, так и с новыми, иногда дискуссионными идеями. На практических занятиях в процессе просмотра видеофрагментов уроков, решения учебно-методических задач, разработки планов уроков, решения учебно-методических задач, микропреподавания, участия в учебно-методических играх они овладевают основами профессионально-методических умений, обеспечивающих реализацию педагогических функций учителя иностранного языка.
Изучение истории методики способствует пониманию студентами становления и эволюции методических направлений на различных этапах ее развития, выявляет их связь и преемственность, а также возможности их применения в современных условиях.
Основные знания, усваиваемые студентами в курсе методики преподавания иностранных языков:
- базовые понятия методики преподавания иностранных языков;
- содержание и структура системы обучения иностранным языкам (цели и задачи обучения, подходы к обучению языку, принципы, методы, средства, организационные формы обучения);
- основы, система и этапы развития методов обучения иностранным языкам;
- основные понятия смежных наук и пути их использования при изучении иностранного языка;
- основные этапы развития методов обучения;
- система упражнений;
- методы, приемы и способы, а также новые технологии обучения произношению, лексике, грамматике, устной речи, чтению и письму;
- функции, формы, виды, средства и объекты контроля в обучении иностранному языку;
- лингвострановедческий аспект преподавания иностранного языка;
- организация учебно-воспитательной работы (урок, внеклассная и внешкольная формы, факультатив), методы и приемы воспитания учащихся в процессе преподавания предмета «Иностранный язык».
Основные умения, формируемые у студентов:
- давать анализ существующих методов обучения, в том числе современных;
- практически применять приемы и методы обучения иностранным языкам (составить план урока, системы уроков; подготовить конкретный фрагмент урока; внеклассные мероприятия);
- готовить учебные материалы для занятий с учетом этапа и профиля обучения;
- анализировать и оценивать индивидуально-психологические особенности учащихся и уровень их владения иностранным языком;
- осуществлять экспертную оценку современных учебников и учебных пособий по иностранным языкам;
- анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег;
- творчески решать новые проблемы преподавания иностранных языков, как в теоретическом, так и в практическом плане;
- видеть отличие функций учителя при проведении уроков различных типов;
- организовывать самостоятельную работу и использовать различные приемы ее управления и нкций учителя при проведении уроков различных типов;
- организовывать самостоятельную работу и использовать различные приемы ее управления и оценки.
На изучение учебной дисциплины учебным планом всего отводится 278 часов, в том числе 30 аудиторных, из них на лекции – 24 часа, на практические занятия - 6 часов. Из них в пятом семестре на изучение учебной дисциплины отводится 14 аудиторных часов (12 часов лекционных и 2 часа практических занятий), в седьмом семестре на изучение учебной дисциплины отводится 16 часов аудиторных занятий (12 часов лекционных и 4 часа практических занятий). Зачет по дисциплине предусмотрен в шестом семестре, написание контрольной работы, экзамен - в седьмом семестре. Выполнение студентами контрольной работы предполагает контроль уровня их методических знаний и умений, систематизацию методических знаний, совершенствование умений планирования и проведения занятий по иностранному языку. Самостоятельная работа студентов над отдельными темами и теоретическими источниками предполагает самостоятельное изучение литературы по теме; составление плана темы, определение основных научных положений, понятий и терминов, основных проблем данной темы и путей их решения, разработку собственных методических материалов для конкретизации основных теоретических положений.
return false">ссылка скрытаКурс методики преподавания иностранных языков состоит из разделов:
1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам.
2. Основные этапы развития методики обучения иностранным языкам.
3. Организация процесса обучения иностранным языкам в средней школе.
4. Обучение аспектам языка.
5. Обучение видам иноязычной речевой деятельности.
Написание курсовой работы предусмотрено программой в восьмом семестре.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ