Медиатекст и закономерности текстообразования

 

 

Создавая медиатекст, автор по сути должен ответить на вопросы «о чем?», «что?», «как?», «кому?» и «зачем?»[32].

Учитывая положения современной теории текста и психолингвистики, можно сказать, что создание текста проходит несколько этапов:

  1. Первый этап. Импульсом, побудительным мотивом к созданию медиатекста обычно выступает некоторая информация. Осмысливая ее, пишущий решает, о чем(данное)и что(новое)он собирается сказать, то есть выстраивает замысел высказывания. Этот этап некоторые лингвисты называют «первичной семантической записью», именно здесь определяется общий смысл будущего текста. И хотя в процессе работы замысел еще будет корректироваться, но определенный объем идей и фактов необходим для начального этапа творчества. Соотношение данного и нового (темы и ремы, о чемговорить ичтоговорится) создает смысловой каркас будущего сообщения и обеспечивает его содержательную связность (когерентность)[33]
  2. На следующем этапе осуществляется процесс последовательного формирования и формулирования замысла, обдумывания содержательной стороны текста. Именно на этом этапе автор должен учитывать «фактор адресата» и решить вопросы, кому и для чего предназначен текст и как будут строиться его отношения с адресатом: «Пищущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение»[34]. И здесь важно, что в тексте есть внутренние автор и адресат, определенным образом отражающие внешнюю, реальную коммуникативную ситуацию[35]. По мнению психолингвистов, создаваемая на этом этапе «смысловая» программа высказывания, которая раскрывает «замысел» в его первоначальном воплощении, «объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? в какой последовательности и как сказать?»[36].
  3. Этап языкового оформления текста. На этом этапе определяется композиционный и языковой план произведения. Поскольку письменный текст развертывается линейно, то автор решает для себя вопрос, с чего начать, в какой последовательности и по каким логическим законам предъявлять информацию, как закончить свой текст. Он обязан знать базовые категории и законы текста (связность, членимость, модальность, ретроспекция и проспекция и проч.) и «строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста»[37]. Именно это определяет отбор языковых единиц.

 

Теперь возникает вопрос, как с этими этапами порождения текста связан жанр, на каком этапе автор вспоминает о жанре. По мнению Л.М. Майдановой, ответ таков: хотя автор о жанре может и не вспоминать, «жанр руководит его деятельностью с самого начала работы над текстом»[38]. По сути, уже начальная информация предполагает возможности ее жанрового оформления. Если она соответствует описательной логической схеме (тема – предмет, явление), она может быть использована, например, для рецензии или рекламной статьи. Если тема – некоторое событие, то она естественно укладывается, например, в жанровые каноны репортажа, новости, журналистского расследования. Наконец, обобщающая логическая схема (тема – закономерность) – основа аналитических жанров (проблемная статья, аналитический комментарий, версия).