Метод 1. Противодействие саботажу
После того как вы со своим клиентом составили список контраргументов к его иррациональной мысли, попросите его записать, какие противоречия и доводы «против» в связи с этим у них автоматически возникают. Затем попросите их проанализировать свой саботаж и опровергнуть его перед тем, как работать с иррациональной мыслью (Giles, 1979; Loudis, личное общение, 10 апреля 1979).
Пример
Иррациональная мысль: «Я не должен показывать людям, какой я на самом деле. Чтобы защитить себя, мне нужно прятаться за социальной маской».
Контраргумент: «Если я не буду показывать, кто я есть, никто никогда не сможет приблизиться ко мне. Я всегда буду один».
Саботаж: «Они могут не принять меня».
Контраргумент: «Они не воспринимают меня сейчас, потому что я прячусь за своим картонным макетом».
Саботаж: «Лучше, если они не будут знать меня, чем они будут меня недолюбливать».
Контраргумент: «Лучше предоставить людям шанс любить тебя или недолюбливать, чем упрочивать их неприятие, играя в прятки с самим собой».
Процесс противодействия саботажу продолжается до тех пор, пока клиент не сможет придумать для своих контраргументов ни одного противоречия.