Метод 2. Рабочий бланк для ресинтеза
Следующий рабочий лист может вам пригодиться в процессе ресинтеза.
РАБОЧИЙ БЛАНК ДЛЯ РЕСИНТЕЗА
Ситуация в настоящем __________________________________
Эмоциональная реакция ________________________________
Настоящее верование относительно настоящей ситуации __________________________
Раннее воспоминание (предшествовавшие ситуационные события) ___________________
Эмоциональная реакция ________________________________
Ошибочное раннее верование _____________________________
Исправленное раннее верование __________________________
Исправленное настоящее верование ________________________ (359:)
1. Используйте основной список верований клиента и попросите его связать верования с ситуациями, в которых они проявляются. Каждую из этих ситуаций нужно, записать в строке «Ситуация в настоящем» рабочего бланка. Верования, связанные с каждой ситуацией, должны быть перечислены в строке «Настоящее верование».
2. Займитесь поисками критического опыта, который у клиента был до или во время раннего подросткового периода. Во-первых, идентифицируйте события. Очень ранние события ваши клиенты могут помнить лишь смутно, но даже если имеются только фрагментарные ощущения и впечатления, попросите клиента как можно ярче их визуализировать. Зафиксируйте их на рабочем бланке.
3. Сформулируйте одним предложением ошибочное верование, которое явилось результатом каждого из этих событий. Занесите эти предложения в рабочий бланк.
4. После детальной дискуссии с клиентом скорректируйте каждую из ранних мыслей. Запишите эту информацию в рабочий бланк. Прежние ошибочные интерпретации ранних событий должны быть вычеркнуты, когда клиент найдет им корректное толкование. Замените все прежние ошибочные когниции, связанные с событиями.
5. Как только прежние иррациональности были скорректированы, помогите клиенту исправить тот иррациональный образ мышления, который у него есть на текущий момент.
6. Попросите клиента регулярно использовать рабочий бланк — находить ошибочные верования, идентифицировать их первоисточник, корректировать прежнюю неверную интерпретацию и затем принимать более функциональное верование в качестве руководства в своем настоящем.
Пример 1
Настоящая ситуация: клиентка была очень обеспокоена на вечеринке, на которой собралось много иностранных студентов.
Настоящее верование: люди из других стран опасны.
Раннее ситуационное верование: клиентка была изолирована от всех, кто не входил в ближайшее семейное окружение, была гиперопекаема и не подвергалась необычным внешним стимулам. Она никогда не видела людей, которые выглядели «по-другому». (360:)
Ранняя ошибочная интерпретация: все новое и необычное опасно.
Скорректированная ранняя интерпретация: новое и необычное может быть очень вдохновляющим и давать мне возможность для роста и развития. Новое не более опасно, чем известное и знакомое.
Скорректированное настоящее верование: знакомиться с людьми из других стран очень интересно, у меня появляется возможность больше узнать о других культурах.
Пример 2
Настоящая ситуация: клиентка так боялась оставаться одной по вечерам, что окружила себя многочисленными друзьями, так что все время находился кто-то, кто её приглашал к себе.
Настоящее верование: я очень общительный человек.
Ранее ситуационное событие: один из родителей оставил ее, когда она была маленькой.
Ранняя ошибочная интерпретация: я не допущу, чтобы кто-либо ещё оставил меня.
Скорректированное раннее верование: я больше не ребенок, и мне не нужна ничья защита, как это было когда-то Я могу выжить и одна, и мне не нужно страшиться оставаться наедине с собой.
Скорректированное настоящее верование: Мне не нужно больше окружать себя пятьюдесятью друзьями, чтобы защитить себя от их недостатка. Я могу выбрать несколько близких друзей, которые будут действительно что-то для меня значить.
Пример 3
Настоящая ситуация: клиент никогда не берет на себя задания, требующие терпения, сосредоточенности и настойчивости.
Настоящее верование: рутина наводит скуку.
Ранее ситуационное событие: клиент в детстве подолгу предавался мечтам, чтобы возместить недостаток общения.
Ранняя ошибочная интерпретация: обогатить свою жизнь можно только при помощи фантазии и воображения. Повседневная деятельность тупа, однообразна и бесцветна.
Скорректированное ранняя интерпретация: реальная жизнь иногда может быть скучной и серой, но временами она бывает яркой и многоцветной. Действительная жизнь имеет гораздо (361:) большее значение, чем пустые фантазии. Настоящее удовлетворение приходит только от участия в борьбе, от триумфов и трагедий в реальности, а не от жизни в мире волшебных сказок, где судьба предопределяет любой успех. Значение привносят люди, борющиеся со случайностями, чтобы сделать жизнь лучше, а не те, кто бежит в многообещающие фантазии.
Скорректированное настоящее верование: концентрация и настойчивость в разных видах деятельности послужит основой для обогащения жизни и наполнения её смыслом.