Принципы

Как только в зале суда были представлены обвинения, истец констатирует, какой конкретно закон был нарушен. Это не какое-нибудь расплывчатое заявление типа: «Ваша честь, нам не нравится то, что он сделал», а, скорее, такое: «Оставление места происшествия — нарушение муниципального закона 5039».

После того как эмоции были выражены в удобной для анализа форме, терапевт помогает определить обвинение или суждение как нечто конкретное. Язык обвинения — очень несовершенная форма коммуникации. Человеческие существа имеют склонность усложнять процесс общения, прибегая к помощи (227:) туманных абстракций, эмоциональных взрывов или сахарных банальностей, чтобы выразить свои чувства и мысли, которые придают этим чувствам некую возвышенность. Задача терапевта — помочь клиенту определиться с обвинениями как можно в более конкретной и специфической форме.

Метод

1. Перечислите центральные верования. Попросите клиента написать список своих центральных верований, выраженных в форме удобных для анализа суждений.

2. Уточните. Рассматривая по одному суждению за раз, внимательно изучите каждое важное слово. Попросите клиента как можно больше его конкретизировать и уточнить. Вы можете воспользоваться следующей инструкцией.

Слова имеют различный уровень абстракции. Чтобы эффективно проанализировать мысль, мы должны использовать более конкретный уровень. Например, «этот стол» (указывая на ближайший стол) — вещь конкретная. «Этим столом» может быть только один в мире стол. Но мы можем сказать более абстрактно: «стол в комнате» — а их здесь несколько, или «мебель», или ещё более отвлеченно: «объект в этой комнате». В каждом случае мы движемся от конкретного к абстрактному. Заметьте, что происходит, когда мы достигаем уровня абстракции «объекта в этой комнате», — это не имеет большого смысла. Например, если нас спрашивают: «Правда или нет? Объект в этой комнате коричневого цвета?», мы будем не в состоянии ответить, потому что «объект» — слишком общее понятие. Чтобы узнать цвет, мы должны знать, о каком именно «объекте» идет речь.

Наши мысли тоже такие же. Чтобы понять фразу: «Мне нужно быть богатым, чтобы быть счастливым», мы должны точно знать, что именно вы подразумеваете под словами «нужно», «богатый», «счастливый». Если вы считаете, что «богатый — значит миллионер», мы можем посмотреть, а счастливы ли миллионеры и делает ли каждый лишний миллион людей все более и более счастливыми. Но если вы имеете в виду, что «богатый — значит не бедный» или «способный обеспечить все основные жизненные необходимости», наши рассуждения будут существенно иными. (228:)

3. Определите понятия. Сформулируйте серию вопросов, которые помогут клиентам установить понятия. Например, терапевт может задать относительно верования «Я неполноценен» такой вопрос: «Что в вас неполноценно? Всегда ли это было так? Откуда вы знаете, что навсегда останетесь неполноценным? Неполноценный по сравнению с кем? Когда? Все время или только иногда? Во всем или только в отдельных вещах? Что в вашем предложении обозначает «Я»? О каком уровне неполноценности вы говорите? Вы совсем на дне или только отчасти неполноценны? Какую шкалу вы используете, чтобы оценить свою неполноценность? Эта шкала обоснована, или вы сами это придумали, потому что вам было плохо?»

4. Перепишите верования. После того как вы с клиентом конкретизировали, насколько это возможно, каждое слово в предложении, перепишите предложение, включая в него новые определения. Например, один клиент был уверен в своей общей неполноценности по сравнению с другими мужчинами. Хотя первое определение было расплывчатым и абстрактным, мы нашли источник и смогли установить понятия. Переписанное предложение выглядело так:

«Я недостаточно полноценен как мужчина, потому что длина моего пениса в состоянии эрекции на полтора сантиметра меньше, чем в среднем у мужчин; я увидел это в книге, которую читал несколько лет назад».

После того как он посмотрел на переписанное предложение, он сказал: «Что ж, это действительно глупо, правда?»

5. Практика. Попросите клиента тренироваться в уточнении предложений, пока они не поймут необходимость в конкретных определениях.

Шаг 3. Нахождение значения понятий

(Что именно означает закон?)