Билет (8; 34; 58)
Лидерство в системе менеджмента. Котлярова
Лидерство – это условия формирования, проявления и существование авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, человеческих качеств.
Лидерство – способность влиять на личность и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения цели.
Функции менеджера и функции лидера не идентичны. Когда говорят о менеджерских функциях, подразумевают совокупность профессиональных действий необходимых для поддержания подсистемы. В современном понимании лидерские функции складываются из 2-х компонентов: 1)профессионально – технократические; 2)эмоционально-личностностные.
1. Менеджеры – лидеры ведут такой образ жизни, что их карьера и личная жизнь тесно переплетаясь, дополняют друг друга;
2. Истинные менеджеры – лидеры никогда не могут стать пресыщенными людьми, т. е. наслаждаться сверх меры, их честолюбие, талантливые способности воспринимать новое служат им, а не порабощают их.
3. Используя свой талант, способности лидеры определяют свое истинное призвание, следуют своему видению совершенства, демонстрируя при этом свою силу, энергию, волю.
4. Менеджеры – лидеры всегда настойчивы, хотя бы потому, что желают самого лучшего для себя, для своей организации, для своих подчиненных.
Признаки, по которым люди определяют лидера: лучший из нас; воплощение добродетели; оправдание ожиданий.
Существует 3 подхода:
1. Подход с позиции личных качеств – «Теория великих людей» - лучшие из руководителей обладают определенным набором данных, общих для всех, личных качеств. Выявление осуществляется методами наблюдения за деятельностью руководителя путем изучения его производственной деятельности.
2. Поведенческий подход – согласно ему эффективность определяется не личными качествами лидера, а скорее манерами поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Важный вклад в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.
3. Ситуационный подход – в эффективности руководства решающую роль может съиграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, а также имеющуюся у руководителя информация. Руководитель лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.