Содержание евангельского учения
Евангельское учение Господа Иисуса Христа
В Евангелии от Марка 14 раз упоминается о том, что Господь Иисус Христос наставлял Своих учеников или народ в вере. Лука и Матфей также часто говорили о Его учительской деятельности. Эффективность Его наставлений подтверждается тем, что ученики хорошо запомнили Его слова и передали их другим.
Методы
Методы обучения, которыми пользовался Иисус, не были совершенно новыми. Некоторые раввины того времени, такие как Гиллель, славились своей мудростью и умением удерживать внимание людей, своим педагогическим мастерством. Все их приемы были, несомненно, известны и Иисусу, но Он пользовался ими более эффективно. Люди "дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники" (Мк 1:22).
В Его учении была прямота, сила и свежесть. Он был прекрасным Учителем, чье умение наставлять людей, какими бы невежественными и своенравными они ни были, оставалось непревзойденным. Какими же были Его методы?
Наиболее известным методом обучения Иисуса являются притчи. Притча - это расширенная метафора, описание какой-либо обыденной ситуации дли иллюстрации духовной истины. В отличие от аллегории она не является чистым вымыслом.
Притча всегда связана с хорошо знакомыми явлениями. Это видно из рассмотрения таких притч Иисуса как притча о новых и старых мехах (Мк 2:22), о соли (Мф 5:13). о семени, которое упало на разную почву (Мк 4:2-8). о добрых и худых фруктовых деревьях (Мф 7:16-20), о мудрых и неразумных девах (Мф 25:1-13), о неверном управителе (Лк 16:1-8). Каждый случай здесь взят из повседневной жизни, с которой прекрасно были знакомы слушатели Иисуса. Каждый рассказ передавался просто, с минимумом подробностей. Суть притчи почти всегда прозрачна, но иногда она явно выражалась в конце, как в притче о разумных и неразумных девах: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа" (Мф 25:13).
Как средство обучения, притча служила нескольким целям. Рядовой слушатель мог легко понять ее. Быть может, Иисус черпал Свои притчи прямо из текущих событий, так что слушателям казалось, будто они узнают своих знакомых среди действующих лиц. Притчи не были длинными или отвлеченными, а потом) легко запоминались. Их духовный смысл всегда оказывался тесно связан с повседневной жизнью слушателей. Иногда притчи рассказывались в определенном порядке, чтобы осветить с разных сторон один и гот же предмет. Так, например, происходит в главе 13 Матфея, где в притчах дается учение о Царстве Небесном, или в главе 15 Луки, где говорится о том, как Бог возвращает заблудших.
Другим методом Иисуса был афоризм - короткое, меткое высказывание, которое легко запоминалось и прочно входило в память слушателя. К этой категории относятся Заповеди блаженства (Мф 10:39) или выражение: "Сберегший душу свою потеряет ее. а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф 10:39). Многие афоризмы содержали парадоксы, что делало впечатление от них еще более сильным.
Иногда Иисус прибегал к аргументации, но делая это, чаще исходил из Писания, а не из абстрактных посылок. Этим Он отличался от греческих философов, которые развивали свои системы из аксиом, принятых как простое соглашение или допущение. В Мф 22:15-45 приводятся некоторые споры, которые Иисус вел с фарисеями и саддукеями. В каждом случае противники Иисуса выдвигали свой собственный довод, Его же аргументация основывалась на библейских изречениях. Если Он вступал в спор, Его логика была неотразима.
Еще одним методом обучения, наиболее любимым методом Иисуса, были вопросы и ответы. Его вопросы никогда не были поверхностными. Они всегда касались самых глубоких человеческих проблем. Иногда они просто потрясают: "...Что легче сказать: "прощаются тебе грехи", или сказать "встань и ходи"? (Мф 9:5): "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф 16:26). Эти вопросы, независимо от того, являются ли они прямыми или риторическим, заставляют человека думать. Они ставят человека перед выбором, особенно когда касаются самого слушателя и его отношения к Иисусу Христу: "За кого почитают Меня люди?...А вы за кого почитаете Меня?" (Мк 8:27.29). Иисус поощрял учеников также задавать вопросы. Его учение включало в себя свободный обмен мнениями (Ин 13:31 — 14:24), в котором ученики высказывали свои проблемы, а Он отвечал им.
В ряде случаев Иисус давал наглядные уроки. Он взял дитя, чтобы проиллюстрировать смирение (Мф 18:1-6), и указал на вдовх в храме как на пример умения жертвовать Богу все, что есть у человека (Лк 21:1-4). Все притчи, по существу, также являются наглядными примерами, хотя то, о чем говорил Иисус и отсутствовало перед глазами слушателей.
Эти примеры показывают разнообразие и действенность методов, которыми пользовался Христос. Хотя подобие притчи можно найти и в Ветхом Завете (Cуд. 9:7-15: Ис 5:1-7). и раввины также иногда прибегали к разного рода метафорам, можно утверждать, что притчу как средство наставления создал именно Он. Он знал, как сделать истину простой и убедительной. Его притчи живы и сейчас, в то время, как другие давно забыты.
Содержание евангельского учения
В Евангелиях нет, наверное, ни одной страницы, которая не содержала бы поучительных слов Христа. Этическое учение сосредоточено в Нагорной проповеди (Мф 5,6.7). Притчи о Царстве собраны в Мф 13. Эсхатологическое учение дано в Мф 24 и 25. а также в параллельных местах Мк 13 и Лk 21. Евангелие от Иоанна содержит рассуждения о Его личности (Ин 5:19-47), хлебе жизни (6:32-59), характере Ею личности и миссии (8:12-59), пастыре и овцах (10:1-30) и, наконец, прощальную речь. обращенную к ученикам, где Он готовит их к Своей смерти и наставлявет для самостоятельного служения (13:31-16:33). Некоторые из этих наставлений, например, последняя речь, произносились только один раз, другие же - такие как Нагорная проповедь — повторялись в разных местах. Иисус много путешествовал и проповедовал, а потому должен был повторять Свои притчи и наставления, обращаясь к разным слушателям.
Предметы речей Иисуса были разными. Отношения в обществе (Мф
5:21-26), отношения полов (Мф 5:27-32). клятвы в разговоре (Мф 5:33-
37). отношение ко злу 5:38-42), благотворительность (Мф 6:1-4), молитва (Мф 6:5-15: 7:7-12). пост (Мф 6:16-18). брак и развод (Мф 19:3
отношение к власти (Мф 22:15-22). природа Бога (Ин 4:21-24)
многие другие темы обсуждались Им. Нет никакою намека на то, что Он пытался свести Свое учение в некий сборник предписаний или логически неопровержимую философскую систему. Центром учения является Он Сам. В Нагорной проповеди несколько раз повторяется фраза: "Я говорю вам ". Иисус учил тому, чему учил, как имеющий власть. Только будучи освящено Его личностью, Его учение обретает жизненное значение. В противном случае это был бы набор отрывочных утверждений.
Некоторые учения имеют особую доктринальную важность.
Иисус говорил о Боге как о Своем Небесном Отце и определял Свою миссию только в свете отношений с Ним. "Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11:27). Говоря "Отец наш", Он всегда включает Себя в личное местоимение. Марии Магдалине Он говорит у гроба: "...восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин 20:17). В молитве, которую Он дал Своим ученикам, Он назвал Бога "Отче наш" (Мф 6:9). указывая этим сыновнее отношение к Богу каждого человека. Но божественное отцовство значило для Него нечто большее, чем для учеников. Он был Сыном Бога в совершенно особенно смысле. Он был Сыном по естеству: ученики могли стать сынами Божьими, только приняв Иисуса Христа (Им 1:12).
Слово "Отец" выражает отношение Бога к людям, подразумевает Его любовь и справедливость (Мф 5:44,45), Его заинтересованность в судьбе Своего творения и заботу о нем (Мф 10:29-30), Его замысел и цель (Мф 20:30), Ею готовность к прощению (Лк 15:11-32) и окончательное определение будущего каждого человека (Ин 14:2). Иоанн чаще других приводит выражение "Отец наш" (более 100 раз). В Евангелии от Иоанна это обычное обращение Христа к Богу.
Самой главной темой Иисуса была тема Царства. Было много споров об истинной природе Царства. Означает ли оно духовную власть над жизнью людей? Связано ли оно с восстановлением еврейского государства7 Идентично ли Царство Небесное с Церковью или с тысячелетним Царством, или с каким-либо особым социальным порядком? Все эти вопросы задавались многократно и решались по-разному разными группами людей.
Но независимо от всех догадок, Евангелия ясно сообщают о ряде важных фактов. Все четыре евангелиста упоминают о Царстве (Мф 6:33; Мк 1:15: Лк 4:43; Ин 3:3) и говорят, что Иисус проповедовал его. Иоанн делает это дважды: передавая беседу Иисуса с Никодимом (Ин 3:3-5) и описывая суд Пилата (18:36). Для Иисуса Цаство Божие есть сфера, где всем правит Бог.
Оно духовно по своей сути и не связано ни с какими политическими реалиями, но его полное явление еще впереди. Оно настанет, когда Сам Царь придет на землю, чтобы царствовать (Мф 25:1,31)
В учении Иисуса нет резкого различения Царства Божьего и Царства Небесного (так называет Царство Божье только Матфей). То и другое провозглашается Им как "приблизившееся (Мф 3:2; Мк 1:15). Его «тайны» рассказываются в притчах (Мф 13.1 1; Лк 8:10). Проповедь Царства началась с дней Иоанна Крестителя (Мф 1 1:12-13; Лк 16:16). Обе фразы использовались Иисусом при приглашении детей (Мф 19:14; Мк 10:14). Различие между ними может быть число терминологическим: Матфей, адресуясь преимущественно к иудеям, избегает употреблять лишний раз слово "Бог", чтобы не нарушить одну из десяти заповедей, а также больше говорит о внешнем проявлении Царства. Большая часть мест, где речь идет о внутренних проявлениях Царства, употребляет термин "Царство Божие"(Лк 17:20; Ин 3:3,5; Лк 22:16,18; 23:51).
Учение о Царстве связано с Ветхим Заветом.В своем этическом аспекте оно призывает к покаяниию (Мф 1:1), послушанию заповедям (Мф 5:19), бескорыстному исполнению воли Божьей (Мф 7:21). Об Иосифе Аримафейском, одном из ранних последователей Иисуса Христа, сказано, что он был "ожидавший также Царства Божия" (Лк 23:51). Сам Иисус утверждал, что Царство во всей его полноте может наступить только после Его смерти и воскресения (Лк 22:16). Следовательно, Царство - это то правление, которое Бог установит на земле после возвращения Христа. Принципы этого правления будут сообразованы с высочайшим духом святости, выраженном в открывшемся законе, и его полнота установится только через подвиг Иисуса Христа, Который есть Искупитель и Царь.
Весьма важно учение Иисуса о Себе Самом. Еще ребенком Он открыл Марии и Иосифу Свою исключительную обязанность по отношению к Своему божественному Отцу (Лк 2:49). Он спрашивал Своих учеников об их вере в Него (Мф 16:15) и с одобрением принял ответ Петра: "Ты -Христос, Сын Бога Живого" (Мф 16:16). Обращаясь к противникам. Он давал им понять о Своем предсуществовании и божественности (Мф 22:41-45; Ин 8:48,58; 10:30-33,36). Когда верующие оказывали Ему божеские почести, Он не возражал (Ин 9:33: 20:28-29), в отличии от Павла (Деян 14:11-18). Он ставил Себя выше Закона (Мер 5:21-22) и притязал на власть прощать грехи (Мк 2:9-11). Евангельские записи, ясно показывают, что Иисус не только был рожден сверхъестственным образом, но и Сам утверждал Свою божественность.
Его оценка Своей миссии также очень важна. Он пришел проповедовать Евангелие Царства (Лк 4:43), призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), взыскать и спасти погибшее (Лк 19:10), послужить и отдать Свою жизнь во искупление многих (Мк 10:45). Он был послан Отцом (Ин 20:21) и перед самой Своей смертью сообщил Отцу, что завершил Свое дело (Ин 17:4). Ему было поручено откровение и искупление, и Он совершил и то, и другое. Он неоднократно предсказывал Свою смерть и воскресение (Ин 2:19; 3:14; 6:51; 12:24; Мф 16:21; Мк 10:33-34), а также Свое второе пришествие и грядущий суд (Мф 25:31-46).
Невозможно обсудить все духовные и этические темы, которых касался Иисус в Своих наставлениях. Одна черта, присущая им всем, должна быть обязательно отмечена: все они основаны на предпосылке, что Он пришел провозгласить божественную истину, и что Он имел безусловную власть делать и говорить все это, а люди обязаны следовать Его учению. Он представлял Себя как Сына Божьего, а потому Его слово последнее и решающее.
Цель
Все наставления Иисуса имели моральную и духовную цель, согласованную с Его миссией. "Слова, которые говорю Я вам. говорю не от Себя: Отец пребывающий во Мне. Он творит дела" (Ин 14:10). Он считал Свое учение не просто набором хороших советов или универсальной этической теорией. Он предлагал истины, которые должны были стать основным содержанием жизни каждого, кто примет их. "Итак всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне..." (Мф 7:24). Иисус учил, чтобы дать людям авторитетное слово Божье, и будущее каждого человека зависело от того, примет он это слово или отвергнет его.
-