Репертуар для начального обучения и работа над самыми лёгкими пьесами.

Современный репертуар для начального обучения весьма обширен. Наряду с многочисленными авторскими сборниками существует большое количество пособий всевозможных типов: «(Школа игры на фортепиано», составленная Э.Кисель, В.Натансоном, А. Николаевым и Н.Сретенской (редакция А.Николаева), «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих» С.Ляховицкой и Л.Баренбойма, «Юный пианист» Л.Ройзмана и В.Натансона, «Школа игры на фортепиано» Н.Кувшинникова и М.Соколова, «(Пьесы для фортепиано на народные темы» (составление и редакция Б,Розенгауз), «Школа фортепианной техники» В.Дельновой и В.Натансона (общая редакция В.Натансона) и некоторые другие.

При наличии у этих руководств целого ряда индивидуальных особенностей во всех них отчётливо сказалось единство принципиальных методических воззрений. Воспитание ребёнка в духе подлинного демократизма, социалистического патриотизма и интернационализма проявляется в народно-песенной основе педагогического репертуара, опоре на искусство русского народа, народов различных стран мира. Это забота о художественной стороне развития ученика, стремление отобрать с самого же начала репертуар содержательный и разнохарактерный. Это, наконец, - внимание к гармоничному художественному и техническому развитию. Также отчётливо проявляющиеся тенденции к полифонизации ткани и равномерному развитию обеих рук.

Первые пьески, которые приходится разучивать ученику, - одноголосные песни, переложенные для исполнения двумя руками попеременно. Здесь, как в процессе пения, а затем и подбора песенок, он сталкивается с проблемой исполнения мелодии. Чтобы помочь начинающему более цельно представить инструментальную мелодию, распределённую между двумя руками, иногда полезно её подтекстовать. В песнях, исполняемых поочерёдно обеими руками, надо обратить особое внимание на моменты перехода мелодии из одной руки в другую. После одноголосно изложенных песен ученик переходит к пьескам, в которых мелодия сопровождается несложным аккомпанементом.

Репертуар для начинающих должен быть, возможно, более разнообразным, чтобы заинтересовать ребёнка всё новыми заданиями, быстро расширять круг его музыкальных представлений и развивать разнообразные двигательные навыки. Наряду с певучими пьесами, песенными и танцевальными, важно вводить и всевозможные характерные сочинения. Пьесы композиторов ХХ века встречаются во многих сборниках, в том числе и детских. Так в сборнике Н.Копчевского и В.Натансона «Современная фортепианная музыка для детей», вып.1 (М., 1966), постепенно ученик переходит к сочинениям с более сложной мелодией и развитым сопровождением, в том числе к пьесам полифонического склада. В средних классах школы играют полифонические произведения типа лёгких песенных обработок, «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах» и «Маленькие прелюдии и фуги» Баха, пьесы из «Детского альбома» Чайковского, «Альбома для юношества Шумана, «Детской музыки» Прокофьева и другие сочинения. Изучение этого репертуара может и должно развивать художественный вкус ребёнка, воспитывать элементарные навыки работы над произведением, заложить основы пианистической техники.

ТЕМА № 3
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩЕГОСЯ

Развитие творческих задатков. Для успешного развития творческих задатков, в известной мере свойственных каждому ребенку, необходимы определенные условия. Важнейшие значения имеют факторы, благоприятствующие музыкальному обучению в целом, – про умение заинтересовывать ученика музыкой, воспитывать у него слуховые представления, способность осознать и эмоционально пережить содержание произведения.

Крупный современный композитор Карл Орф разработал специальную методику воспитания творческих задатков детей, преимущественно путём коллективной импровизации на специальных инструментах, не требующих значительной затраты труда для элементарного их освоения (ксилофоны, металлофоны и др.), благотворно воздействует на учащихся-пианистов сочинение музыки. У них усиливается интерес к искусству, нередко даже вялый ребёнок заметно «оживает». Заниматься сочинением музыки следует не только с талантливыми детьми. Практика показывает, что и рядовые учащиеся ДМШ могут быть втянуты в эту работу. Чем раньше ребенок будет пробовать сочинять, тем лучше. Во всяком случае уже в первые недели обучения желательно предложить ему придумать самому какую-нибудь попевку, а может быть и маленькую песенку по образцу тех, какие он поёт и подбирает. На ранних этапах обучения с этими заданиями более или менее успешно могут справиться все учащиеся ДМШ. В дальнейшем склонность сочинять сохраниться только у некоторых у них.

Важным руслом развития творческих задатков для всех учащихся должен стать подбор к мелодии фортепианного сопровождения.

Творческую работу учащихся надо тактично направлять. Менее инициативным можно давать какие-либо конкретные задания, например, продолжить мелодию по её первоначальным попевкам (педагог их играет или поёт). Полезно подсказать ему образцы произведений, которые он мог бы посмотреть для ориентировки в особенностях соответствующего музыкально жанра. Надо поощрять творческие поиски ученика. Не следует без нужды приглаживать проявления его индивидуальности, хотя порой они могут быть и наивными, и неуклюжими.