Подбирание песен.

Когда ребёнок начнёт овладевать извлечением отдельных звуков, полученный навык надо применить для подбирания разученных по слуху песенок. Полезно приучить ребёнка пропевать искомый звук и вслушиваться — лежит ли он «ниже» или «выше» исходного. На первых пробах в особо трудных местах педагог может помочь ученику найти нужные звуки на фортепиано. Подобранные песенки полезно транспонировать в одну – две тональности. Подбирание песен, так же как и извлечение отдельных звуков, надо производить поочерёдно правой и левой рукой с тем, чтобы обе руки развивались равномерно. После того как ребёнок подберёт некоторое количество песенок одним пальцем, можно переходить к исполнению 1еgаtо нескольких звуков. Параллельно полезно играть упражнения на связывание двух, затем трёх, четырёх и пяти звуков, а также различные песенные попевки.

Обучение нотной грамоте.

Ученику показывают основные линейки нотоносца и те звуки, которые расположены на них в скрипичном ключе, затем звуки, находящиеся между линейками и на первых добавочных сверху и снизу. Не следует разрывать изучение скрипичного и басового ключей. Вспомогательным средством для перехода к последнему у большинства педагогов в настоящее время служит так называемая одиннадцатилинейная нотация.

Понятие о различных размерах — двудольном, трёхдольном – педагог может дать ещё до ознакомления с записью высоты звука на примерах разученных песен или на каком-либо ином музыкальном материале. В прежние времена при объяснении размера исходили из целой ноты. Большинство советских педагогов считает более целесообразным брать за основу четверть, так как эта длительность встречается значительно чаще.