Панорама современного естествознания: наука и техника и современном обществе: наука и техника и современном обществе.

 

Х. Ортега-и-Гассет, говоря о переменах, произведенных XIX веком, называл их радикальными изменениями человеческой судьбы. Именно XIX век создал совершенно новый фон для современного человека. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Нас, в силу специфики нашей темы интересуют последние два. Их можно объединить под именем «техника». Они не были детьми XIX века, появились на два столетия раньше, но именно в этом веке они получили свою полную реализацию.

Стремительно шел рост научного знания, совершенствование инженерной мысли, опережаемому научными открытиями, способствующими дальнейшему развитию промышленности. Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа, время интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии и химии. Как показали подсчеты П.Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые»,вследствие чего техническое господство над пространством, временем и материей выросло беспредельно. В основном завершился и промышленный переворот. Наступило время относительного спокойствия, которое нарушалось только волнами научно-технического прогресса. Эта стадия развития как бы подтверждает, что дальше жизнь будет еще лучше, еще спокойнее, еще комфортнее. Человек поднимается над землей на воздушном шаре, а потом и на первых планерах. В конце века открывается радиоактивность (1896г.) и электрон (Дж. Томпсон, 1897 г.). Вдохновленные беспримерным развитием науки и техники писатели-фантасты населяют свои произведения подводными и летательными аппаратами, управляемыми машинами, отправляют своих героев покорять Луну, а потом и другие планеты.

Господствующим тоном эпохи становится пафос познания. Человек переполнен осознанием собственного величия. Все подвластно его могуществу и воле.Приоритет технических знаний перерастает в приоритет технических кадров. Появляется техническая интеллигенция, техническая грамотность стала теснить художественную литературу, живопись и музыку. В развитых странах появляются мощные политехнические институты, ставшие своеобразными храмами культа техники.

XIX век твердо верит в прогресс, связывая его с чисто геометрическим вектором «вперед», уверенностью в «больше» и «лучше». Однако в XIX в. техническое развитие начинает неправомерно отождествляться с прогрессом всей культуры, что приводит к переоценке роли экономического и технического фактора в общественном сознании. Между тем складывается такая ситуация, что в результате технического, экономического прогресса может погибнуть культура. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация и техника, несущая ей смерть – эта проблема со всей остротой встала в конце XIX века.Именно на закате века классики человечество с ужасом осознало, что плоды технического прогресса имеют не всегда сладкий вкус. (Титаник, первая мировая война, и проч. – привело к переоценке человеческих ценностей).

Трагедия «Титаника» (15 апреля 1912 года) – этого «самого-самого» грандиозного творения человечества завершает новое время и начинает век ХХ, век глобальных трагедий и кризисов, век, поднимающий человека в беспредельные выси надежд и свергающий его в самые глубокие пропасти отчаянья и страха.В XX веке человек, мучительно страдая, осознает всю свою ничтожность перед лицом научно-технического феномена, этого злого джина, который сначала тешил человека, словно ребенка яркими игрушками, а затем потребовал за них страшную расплату.

Феномен техники породил грандиозную дискуссию в философии. Но прежде чем познакомиться с идеями, которыми философия осмысляет феномен техники, следует сделать следующее замечание – современная наука и техника есть порождение исключительно европейской христианской цивилизации. Именно христианская теософия во многом подготовила базу для формирования принципов науки Нового времени, с ее точки зрения познание не игра, не досуг, как было в античности, а профессией, один из важных видов деятельности для человека. С другой стороны, познание античности избирательно. Греки познают Космос как нечто совершенное и упорядоченное, разумное, вечно существующее. Все остальное для них – ничто, материя, не стоящая познания. В христианстве мир сотворен Богом, а, следовательно, он достоин познания. Познавать – значит следовать мыслям Бога. Эта идея стала вдохновляющей для формирования европейской науки и техники.

Создав технику, человек получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. Но насколько объективно необходимы все эти изменения, не приведут ли они к необратимым последствиям для самого человека – вот на какие вопросы попытались ответить своими работами ученые - философы.

Культ техники готовился на протяжении ряда столетий. Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Декарт, французские материалисты XVIII века и многие другие сулили обществу господство над природой, материальное благополучие, здоровое существование и т.д., если оно возьмет на вооружение формулу «знание – сила», познает законы природы и материализует их в разнообразных машинах. Укореняется этот культ техники в результате технической революции конца XVIII – начала XIX веков. На базе этих представлений сформировался сциентизм и техницизм – направления в общественно-политической мысли, базирующиеся на вере в определяющем характере воздействия техники на общество.

Машина стала идолом для западноевропейского обывателя. Одним из первых сделал из нее абсолютного героя французский философ А. Бергсон. По его глубокому убеждению в памяти потомков останутся лишь изобретения человечества, вытеснив из нее революции и войны. Его идеи по возвеличиванию культа техники были продолжены в трудах Каппа, Дюбуа-Реймона, Дессауэра.

Метафизический спор о технике продолжил М. Хайдеггер. Он отверг технику в качестве человеческой деятельности и ее инструмента. По его мнению, техника – вид раскрытия, обнаружения чего-то скрытого в природных вещах. Своим стремление познать, подчинить себе природу человек обманывает ее, он заставляет ее работать на себя, и это не остается безнаказанным. Техника захватывает человека, подчиняет его себе. Человек сам превращается в обезличенное техникой сырье. Техника опасна для человека. Нет никакого демонизма техники; но есть тайна ее существа. Существо техники как миссия раскрытия потаенного природой – это риск, т. к. не все сокрытое несет пользу человеку.