Задание 10

1. Классификация транспортных правонарушений.

2. Планирование перевозок на водном транспорте.

 

Задача

Задание 11

1. Транспортно- правовые нормы, их характеристики и виды.

2. Обязанности, ответственность и права сторон по договору перевозки на водном транспорте. Претензии и иски.

 

Задача

Задание 12

1. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

2. Правовые аспекты взаимоотношений автотранспорта с аэропортами.

 

Задача

Задание 13

1. Содержание комплекта перевозочных документов.

2. Порядок расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера на железнодорожном транспорте.

 

Задача

 

Задание 14

1. Правила заполнения комплекта перевозочных документов.

2. Закон Украины «О транспорте». Структура, общая характеристика.

 

Задача

Задание 15

1. Правила составления и рассмотрения актов и претензий.

2. Закон Украины «О железнодорожном транспорте». Структура, общая характеристика.

 

Задача

По договору аренды транспортного средства с экипажем речное пароходство предоставило предпринимателю Ибрагимову грузовой теплоход «Кама» за плату во временное владение и пользование для одноразовой перевозки арбузов из г. Астрахани в г. Москву. Передача теплохода собственнику после окончания срока аренды должна быть произведена в г. Астрахани. При подходе к г. Волгограду у теплохода «Кама» вышло из строя рулевое управление. На его починку ушло три дня и денежные средства. В г. Москве Ибрагимов после разгрузки теплохода «Кама» сдал его в субаренду предпринимателю Литвинову для перевозки холодильников из г. Москвы в г. Астрахань. При пере­даче теплохода «Кама» речному пароходству последнее потребовало от Ибрагимова оплаты ремонта рулевого управления, а последний потребовал от речного пароходства возмещения убытков за три дня простоя теплохода «Кама» при ремонте рулевого управления.

Вопросы к задаче

1. Подлежат ли удовлетворению требования речного пароходства к пред­принимателю Ибрагимову об оплате ремонта рулевого управления грузового теплохода -«Кама»-?

2. Правомерно ли требование Ибрагимова к речному пароходству о воз­мещении убытков за три дня простоя грузового теплохода «Кама» во время ремонта рулевого управления?

3. В каком случае предприниматель Ибрагимов был вправе передать гру­зовой теплоход в субаренду предпринимателю Литвинову?

4. Кто должен оплачивать труд членов экипажа?

Задание 16

1. Содержание и юридические основы договора перевозки грузов.

2. Устав железных дорог Украины. Структура, общая характеристика.

 

Задача

По договору аренды транспортного средства с экипажем частная авиакомпания «Полет» предоставила предпринимателю Извекову транспортный самолет за плату во временное владение и пользование для перевозки ягод и овощей из г. Краснодара в г. Норильск сроком на три месяца. По договору аренды авиакомпания «Полет» была обя­зана застраховать ответственность за ущерб, который может быть при­чинен в связи с эксплуатацией самолета. При очередном полете в воздухе начались перебои в работе системы подачи топлива и самолет вынужден был совершить срочную посадку на ближайшем аэродроме.

Извеков потребовал от командира самолета немедленного устранения неисправности. На что последний ответил, что в части ремонта топ­ливной системы самолета он будет действовать согласно указаниям авиакомпании «Полет». Новых деталей для замены вышедших из строя в наличии не оказалось и доставку их прождали три дня. Через четыре дня самолет вылетел в г. Норильск. За это время земляника перезрела и потекла. Извеков потребовал от авиакомпании «Полет» возмещения убытков, которые он понес по причине плохой подго­товки самолета к полету.

Вопросы к задаче

1. Кто должен оплатить убытки предпринимателю Извекову: авиаком­пания «Полет» или страховая компания?

2. Кто должен оплатить ремонт системы подачи топлива транспортного самолета: Извеков или авиакомпания «Полет»?

3. Кому и в каком случае подчиняются члены экипажа транспортного самолета?

 

Задание 17

1. Основные права и обязанности сторон по договору перевозки грузов.

2. Устав автомобильного транспорта УССР. Структура, общая характеристика.

 

Задача

Предприниматель Николаев зафрахтовал у морского пароходства в г. Новороссийске грузовое судно на один рейс из Морокко в Россию для перевозки апельсинов. По договору перед погрузкой трюмы судна должны были быть чистыми и свободными от постороннего груза. Однако капитан судна до принятия груза Николаева в один из трюмов погрузил тонну бананов для реализации их в России. В связи с этим, он не смог принять на борт все апельсины. Находившийся там Ни­колаев был вынужден возвратить одну тонну апельсинов их продавцу

по пониженной цене и потерпел убытки. С прибытием в Россию Ни­колаев подал в суд иск к морскому пароходству, в котором представил расчеты подтверждающие то, что весь его груз должен был размес­титься в трюмах судна и потребовал возмещения ущерба, как он по­лагал, из-за неквалифицированного размещения груза.

Вопрос к задаче

Должен ли суд удовлетворить иск фрахтователя в указанной ситуации?

Задание 18

1. Предъявление претензий и исков по договору перевозок на железнодорожном транспорте.

2. Закон Украины «О дорожном движении». Общая характеристика.

 

Задача

Предприниматель Довженко заключил с железной дорогой дого­вор перевозки из Краснодара в Москву красных помидоров и слив. Железная дорога подала вагоны под погрузку его груза с опозданием на три дня. К этому времени груз начал портиться. В результате при его реализаций Довженко потерпел значительные убытки и подал в суд иск к железной дороге с требованием возмещения убытков, вы­званных трехсуточной задержкой подачи вагонов. Железная дорога отказалась платить, мотивируя это тем, что задержка подачи вагонов была вызвана размытием полотна железной дороги из-за продолжи­тельных ливневых дождей в 100 км от станции погрузки груза.

Вопросы к задаче

1. Какое решение должен принять суд?

2. Изменится ли решение суда в случае, если задержка подачи вагонов произошла по причине задержки выгрузки их предыдущим клиентом?

 

Задание 19

1. Правовые аспекты планирования перевозок грузов.

2. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

 

Задача

Телегин сдал билет в кассу аэропорта, поскольку самолет, на ко­тором он должен был лететь из Новосибирска в Москву задержался на шесть часов и он уже не успевал сделать пересадку на рейс Мос­ква - Анталия в Шеременьево 1, в котором было забронировано для него место. При этом он потребовал возместить не только стоимость билета, но заплатить и штраф, предусмотренный в транспортном ус­таве, а также стомость туристической путевки в Анталию, купленной в турагентстве «Пегас», и возместить моральный ущерб. Аэрофлот отказался платить, мотивируя это тем, что задержка вылета произо­шла из-за забастовки заправщиков топлива, а не по вине администра­ции аэропорта.

return false">ссылка скрыта

Вопросы к задаче

1. Подлежит ли удовлетворению требование пассажира Телегина?

2. Изменится ли решение задачи, если бы задержка произошла из-за от­сутствия топлива или технической неисправности самолета?

Задание 20

1. Основы правоотношений железной дороги и подъездных путей промышленных предприятий (ветвевладельцев).

2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине

 

Задача

АО Цементный завод “Савеловский” отгрузил по железной дороге АО “Строймонтаж” 1500 т цемента в 15 цистернах по 100 т в каждой. На станцию назначения груз прибыл в исправных цистернах. При выдаче его получатель установил недостачу 250 т цемента в 7 цистернах, что подтверждалось коммерческим актом. АО “Строймонтаж” обратилось с иском в суд к АО цементный завод “Савеловский” о взыскании стоимости недостающего цемента, а также убытков, причиненных недостачей. Представитель цементного завода иск не признал, указав, что недостача возникла по вине управления железной дороги.

Представитель управления железной дороги утверждал, что недостача цемента находится в пределах установленной на железнодорожном транспорте нормы естественной убыли цемента в цистернах, а возмещение убытков, возникших в результате недостачи перевозимого груза, действующим законодательством не предусмотрено. Какое решение может принять суд?

Задание 21

1. Правовое регулирование перевозок в прямом, смешанном и международном сообщениях.

2. Водный кодекс Украины. Структура, общая характеристика.

 

Задача

Задание 22

1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов.

2. Устав внутреннего водного транспорта.

 

Задача

Крючков по договору транспортной экспедиции, заключенному с предпринимателем Волковым, обязался перевезти его груз из Хаба­ровска в Краснодар по железной дороге с 19 по 30 июня. В договоре была указана стоимость перевозки груза в соответствии с тарифом. Волков выдал Крючкову требуемую сумму денег. При оформлении договора перевозки груза 20 июня выяснилось, что цена перевозки груза с этого дня повысилась на 20% и Крючков оплатил разницу из личных средств. После выполнения договора он потребовал от Вол­кова возвратить доплаченные им деньги. Но Волков отказался, мо­тивируя это тем, что доплата за перевозку была вызвана нерастороп­ностью Крючкова, т.е. ненадлежащим исполнением договора, повлек­шим дополнительные расходы.

Вопрос к задаче

Кто прав в этом споре: экспедитор - Крючков или клиент - Волков и почему?

Задание 23

1. Виды и содержание договоров между железной дорогой и ветвевладельцами.

2. Кодекс торгового мореплавания Украины.

 

Задача

Доскин заключил договор транспортной экспедиции с предпри­нимателем Кравцовым о перевозке 200 ящиков водки «Столичная» из Иркутска в Антверпен по железной дороге. В обязанности Доскина входило: получение груза у изготовителя и погрузки его в фургоны, выгрузка из фургонов и погрузка в вагоны на станции отправления : груза, выполнение таможенных формальностей, выгрузка из вагона в I пункте назначения, сдача груза получателю, уплата пошлины, обеспечение сохранности груза в пути следования. На российской границе, таможенник при проверке перевозимого груза обнаружил в одной из бутылок с водкой алмаз. В связи с этим фактом вся партия водки была задержана. Доскин подал в суд исковое заявление, в котором просил обязать Кравцова оплатить все услуги согласно договору в полном объеме. Кравцов на суде отсутствовал, поскольку в это время был за­держан в связи с обвинением в контрабанде алмазами. Его представитель ответил, что Кравцов согласен оплатить услуги Доскина лишь частично и только те, которые выполнены на территории России.

Вопрос к задаче

Какое решение должен принять суд?

Задание 24

1. Права, обязанность и ответственность, вытекающие из договоров между железной дорогой и ветвевладельцами. Претензии и иски.

2. Воздушный кодекс Украины. Структура, общая характеристика.

 

Задача

Предприниматель Рубашкин, сопровождавший вагоны с овечьими шкурами из Дагестана в Ростов, при прохождении поезда по терри­тории Чечни, после тяжелого ранения напавшими на поезд бандитами, был с него снят и положен в больницу. Там он пролежал несколько месяцев. Его представитель Каменев, обнаруживший значительную недостачу шкур при их приемке в Ростове, предъявил претензии к железной дороге и потребовал возместить стоимость пропавших шкур при бандитском нападении на поезд. Администрация железной дороги отказалась платить, ссылаясь на то, что при прохождении поездов через Чечню грузы пропадают постоянно и у нее нет возможности выставлять вооруженную охрану каждого поезда. Рубашкин, вышед­ший из больницы через 14 месяцев, подал иск к железной дороге с требованием возмещения стоимости похищенных шкур.

Вопросы к задаче

1. Должны ли быть удовлетворены требования представителя Рубаш-кина? А его самого?

2. Какой срок исковой давности по данным требованиям?

Задание 25

1. Рассмотрение претензий и исков на автотранспорте.

2. Закон Украины «О трубопроводном транспорте». Структура, общая характеристика.

 

Задача

Днепропетровским транспортным прокурором был заявлен иск в интересах государства в лице Днепропетровского государственного предприятия по перевозке грузов и пассажиров,которое является структурным подразделением Приднепровской железной дороги, к предприятию "АРГОН" о взыскании 200 грн. сбор за подачу и уборку вагонов.
Хозяйственным судом в иске было отказано из-за того, что истец не является стороной договора перевозки.

1. Определить субъективный состав договора перевозки грузов железной дорогой.
2. Дать аргументированную оценку решению суда.

 

1. Конституція України. — К., 1996.

2. Кримінальний кодекс України // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 25. — Ст. 131.

3. ЗАКОН УКРАЇНИ «Про особливості утворення публічного акціонерного товариства залізничного транспорту загального користування»

4. Кодекс України про адміністративні правопорушення // Відомості Верховної Ради України. — 1984. — Дод. до № 51. — Ст. 1122.

5. Кодекс торговельного мореплавства України // Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 47–52. — Ст. 349.

7. Конвенція про міжнародні правила попередження зіткнень суден на морі, 1972 р.

8. Конвенція про міжнародну цивільну авіацію, 1944 р.

9. Правила реєстрації аеродромів цивільної авіації: Затв. Наказом Міністерства транспорту України від 28 вересня 1994 р. № 506.

10. Повітряний кодекс України // Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 25. — Ст. 274.

11. Про дорожній рух: Закон України від 30 червня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 31. — Ст. 338.

12. Про транспорт: Закон України від 10 листопада 1994 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 51. — Ст. 446.

13. Про трубопровідний транспорт: Закон України від 15 травня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 29. — Ст. 139.

14. Про залізничний транспорт. Закон України від 4 липня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 40. — Ст. 183.

15. Про функціонування єдиної транспортної системи України в особливий період: Закон України від 20 жовтня 1998 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 52. — Ст. 318.

16. Статут залізниць України

17. Про транзит вантажів. Закон України від 20 жовтня 1999 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 51. — Ст. 446.

18. Про перевезення небезпечних вантажів: Закон України від 6 квітня 2000 р. // Відомості Верхової Ради України. — 2000. — № 28. — Ст. 222.

19. Про автомобільний транспорт: Закон України від 5 квітня 2001 р. // Офіц. вісн. України. — 2001. — № 17. — Ст. 50.

20. Положення про Міністерство транспорту України: Затв. Указом Президента України від 11 травня 2000 р. № 678 // Офіц. вісн. України. — 2000. — № 20. — Ст. 28.

21. Положення про Державний департамент автомобільного транспорту: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 30 березня 2000 р. № 586 // Офіц. вісн. України. — 2000. — № 14. — С. 19.

22. Положення про Державний департамент авіаційного транспорту: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 29 березня 2000 р. № 573 // Офіц. вісн. України. — 2000. — № 13. — С. 76.

23. Положення про Державну адміністрацію залізничного транспорту: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 29 лютого 1996 р. № 262 // ЗП України. — 1996. — № 8. — Ст. 237.

24. Положення про Державний департамент морського і річкового транспорту: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 30 березня 2000 р. № 584 // Офіц. вісн. України. — 2000. — № 13. — С. 88.

25. Положення про Головну державну технічну інспекцію міського електротранспорту: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 6 лютого 1997 р. № 149 // Офіц. вісн. України. — 1997. — № 7. — С. 30.

26. Положення про національного повітряного перевізника: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 15 листопада 1996 р. № 1397 // Уряд. кур’єр. — 1997. — 11 січня.

27. Положення про службу безпеки дорожнього руху міністерств, інших центральних органів державної виконавчої влади, підприємств, їх об’єднань, установ і організацій: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 5 квітня 1994 р. № 227 // ЗП України.

— 1994. — № 8. — Ст. 195.

28. Положення про капітана морського торговельного порту України: Затв. Наказом Міністерства транспорту України від 18 жовтня 2000 р. № 573 // Офіц. вісн. України. — 2000. — № 45. — С. 323

29. Порядок і умови організації перевезень пасажирів та багажу автомобільним

транспортом: Затв. наказом Міністерства транспорту України від 21 січня 1998 р. № 21 // Офіц. вісн. України. — 1998. — № 17. — С. 253.

30. Правила перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні: Затв. наказом Міністерства транспорту України від 14 жовтня 997 р. № 363 // Офіц. вісн. України. — 1998. — № 8. — С. 283.

31. Правила проведення державного технічного огляду автомобілів, автобусів, мототранспорту та причепів: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 26 лютого 1993 р. № 141 // ЗП України. — 1993. — № 7. — Ст. 145.

32. Правила технічної експлуатації залізниць України: Затв. Наказом Міністерства транспорту України від 20 грудня 1996 р. № 411 // Офіц. вісн. України. — 1997. — Число 8. — Том 2. — С. 212.

33. Правила перевезень пасажирів, багажу, вантажобагажу та пошти залізничним транспортом України: Затв. наказом Міністерства транспорту України від 28 липня 1998 р. № 297 // Офіц. вісн. України. — 1998. — № 40. — С. 157.

34. Статут автомобільного транспорту УРСР // ЗП УРСР. — 1969. — № 7. — Ст. 89.

35. Статут залізниць України // Офіц. вісн. України. — 1998. — № 14. — Ст. 150.

36. Тимчасові правила контролю з метою забезпечення безпеки цивільної авіації: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 2 серпня 1995 р. № 592 // ЗП України. — 1995. — № 11. — Ст. 263.

37. Методичні вказівки і завдання до самостійної роботи з дисципліни «Транспортне право» (для студентів транспортного напряму навчання). Луганськ: СНУ ім. В.Даля. Свідоцтво про публікацію електронного навчально-методичного видання. Електронний носій. Реєстраційний номер 3798. - 2009. – 43 с.

38. Методичні вказівки для підготовки до семінарських занять з дисципліни «Правознавство» (для студентів денного відділення неюридичних спеціальностей). Луганськ: СНУ ім. В.Даля. Свідоцтво про публікацію електронного навчально-методичного видання. Електронний носій. Реєстраційний номер 3840. - 2009. – 16 с.

39. Навчально-методичний комплекс дистанційного курсу дисципліни «Транспортне право» для студентів напряму підготовки 6.030401 «Право», 6.070106 «Автомобільний транспорт», 6.070101 «Транспортні технології». Луганськ: СНУ ім. В.Даля. Довідка сертифікат про реєстрацію навчально-методичного комплексу дистанційного курсу дисципліни Електронний носій. Реєстраційний номер ЮР-50-25-12. - 2012.

 

Рекомендована література

Базова