Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС)
Автор Б.А. Федорищин
Т.А. Ратанова Н.Ф., Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. Москва МПСИ 2000
Тест-опросник позволяют обнаружить коммуникативные способности, изучить склонность к организаторской деятельности, самокритичность, общительность.
Тест используется как для диагностики подростков, так и взрослых.
Используется в работе школьного психолога, при профконсультировании.
Данный опросник выявляет способности, нужные в работе будущего педагога — учителя, воспитателя и вообще в профессии типа «человек—человек». Он оказался и весьма полезным для выяснения школьников-лидеров.
■ 20 вопросов позволяют обнаружить коммуникативные способности: стремится ли абитуриент или ученик к общению, что он предпочитает — одиночество или круг друзей, быстро ли адаптируется в новом коллективе: как устанавливает контакты с незнакомыми людьми.
■ 20 вопросов (с 20 по 40) позволяют изучить склонность к организаторской деятельности, самокритичность, общительность.
Для проведения исследования необходимо подготовить опросник КОС и лист ответов. Исследование может проводится как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки и зачитывают инструкцию:
«Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+», если ваш ответ отрицателен (Вы не согласны), поставьте «-»».
Ответы испытуемые дают в форме «да» или «нет», обращая внимание на первые слова вопросов.
1. Много ли у вас друзей, с которыми постоянно общаетесь?
2. Часто ли удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей?
4. Всегда ли вам тяжело ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?
5. Стремитесь ли вы к установлению новых знакомств?
6. Нравится ли заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
8. Если возникли препятствия в осуществлении каких-либо намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли придумывать и организовывать со своими товарищами разные игры и развлечения?
11. Трудно ли вы вовлекаетесь в новые компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые надо было выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли добиваться того, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения своих обещаний и обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что обычно вы плохо ориентируетесь в незнакомой для себя обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести
оживление в малознакомую компанию?
30. Стремитесь ли ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
31. Принимаете ли участие в общественной работе в школе?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33. Чувствуете ли себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой аудиторией?
36. Часто ли опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
39. Часто ли оказываетесь в центре внимания товарищей?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Ф.И.О. | Бланк ответов | ||
Факультет вуза | или школа__ Возраст или класс_ | Дата___ | |
№ п/п Да Нет | № п/п Да Нет | № П/п Да Нет | № п/п Да Нет |
Коэффициент коммуникативных способностей = Коэффициент организаторских способностей = |
Для получения количественных данных используются ключи идеальных ответов на вопросы, отражающих ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности испытуемого.
Ключи
Коммуникативные способности Организаторские способности
1+ | 11- | 21+ | 31- | 2+ | 12- | 22+ | 32- |
3- | 13+ | 23- | 33+ | 4- | 14+ | 24- | 34+ |
5+ | 15- | 25+ | 35- | 6+ | 16- | 26+ | 36- |
7- | 17+ | 27- | 37+ | 8- | 18+ | 28- | 38+ |
9+ | 19- | 29+ | 39- | 10+ | 20- | 30+ | 40- |
Обработка результатов
При обработке ответы, которые даны испытуемым в соответствии с ключами, суммируются. Затем находится оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих ответов с ключами по каждому разделу к числу идеальных совпадений ответов с ключами (20>:
где К — оценочный коэффициент; X — количество совпадающих с ключом ответов.
Шкалы оценок
Коммуникативных способностей | Организаторских способностей | |||||||
К | оцен-ка | уровень проявления коммуникативных способностей | К | оценка | уровень проявления организаторских способностей | |||
0,10—0 | НИЗКИЙ | 20—0 | НИЗКИЙ | |||||
0,46-0 | ниже среднего | 55-0 | ниже среднего | |||||
0,56—0 | средний | 66-0 | средний | |||||
0,66-0 | высокий | 71-0 | высокий | |||||
0,76—1 | очень высокий | 81-1 | очень высокий |
Оценка и интерпретация результатов
Полученные по тесту показатели могут варьировать от 0 до 1. Показатели К, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских способностей, близкие же к 0 — о низком уровне. Оценочный коэффициент K — это первичная количественная характеристика испытуемого. Для качественной стандартизации результатов испытания применяются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей К соответствует определенная оценка. Например, ученица X данного класса набрала по коммуникативным способностям 17 баллов и16 баллов по организаторским. ' Вычислим коэффициенты этих способностей:
Теперь эти результаты необходимо сравнить со шкалами оценок тех и других способностей. Наша испытуемая получила оценку 5 по коммуникативным способностям и 4 по организаторским. Подтвердила правильность своего выбора, самоутвердилась и загорелась желанием еще больше совершенствоваться, добиться преодоления некоторой робости в публичных выступлениях.
А если результаты тестирования оказались невысокими, а желание быть учителем велико? Тест в таком случае диагностирует то, чего недостает, что надо приобретать (путем самообразования, с помощью учителя). Тест — не конечная инстанция, а помощник учителю—психологу—педагогу.