Историческая концепция Карамзина
Исторические взгляды Николая Михайловича Карамзина формировались, совершенствовались в соответствии со всем строем его жизни, с его одаренной, хорошо сбалансированной натурой и его колоссальной исторической интуицией, художественным писательским талантом, помогавшим ему проникать в суть эпохи и характеров исторических деятелей.
Раз уже встав на торную дорогу ученого, отдав всего себя истории России, Карамзин руководствовался великой целью — развернуть перед народом его собственную великую историю. Вот это понимание великой цели, большого общеполезного труда неуклонно руководило Н.М.Карамзиным на всем протяжении создания им своей "Истории". К этой мысли он возвращается на ее страницах неоднократно. И самый смысл его исторической концепции, выраженный в двенадцати томах "Истории" и "Записке о древней и новой России", в которых он достаточно полно изложил свой взгляд на исторический процесс, заключается в движении России из исторического небытия через тернии к вершинам организации государственного устройства и на основе этого к вершинам цивилизации, как их понимал Н.М.Карамзин.
Счет "от великого" виден и в его сентенции о том, что "за деньги не делается ничего великого", выраженной в "Записке"34. Да и вся "Записка" с ее концептуальной оценкой истории России, с ее страстной критикой современных Н.М.Карамзину несовершенств, а то и преступных нарушений в российском государственном устройстве, ярко свидетельствует о глубине гражданской заинтересованности историка в движении России по пути прогресса, опять же в его, Карамзина, понимании.
Н.М.Карамзин — этот убежденный монархист, сторонник самодержавной власти царя как гарантии процветания России, ее подданных, каждого человека в отдельности обрушивается с яростной критикой на существующие в стране пороки управления, которые удаляют страну от подлинного величия.
Воскурив фимиам Екатерине II, которая "очистила самодержавие от примесов тиранства", Н.М.Карамзин обрушивается на несовершенства ее правления — моральную распущенность общества, отсутствие основательности в государственных учреждениях, упадок правосудия, засилье иноземцев, взяточничество, "приводившее к тому, что открыто торговали правдою и чинами"35. Историк резко осуждает время Павла I, который "заставил ненавидеть злоупотребления самодержавия"36, и переходит к царствованию Александра I, который вместе со своими молодыми друзьями попытался, полсловам Н.М.Карамзина, поставить закон выше государя, отдать часть власти в руки Государственного Совета, Сената. Историк подвергает эту попытку нелицеприятной критике, полагая, что она нарушает основу основ России.
Замена коллегий министерствами, потеря сенатом своей былой роли, перемены в области просвещения и другие новшества, по мысли Н.М.Карамзина, оказались неподготовленными материально и организационно. С горечью он пишет о том, что "вообще новые законодатели России славятся наукою письмоводства более, нежели наукою государственною"40. Критикует он и стремление в выработке нового законодательства обязательно руководствоваться западными образцами — то кодексом Фридриха II, то кодексом Наполеона.
Резкой критике подвергает он финансовую политику правительства, расточительство казны, инфляцию, связанную с внешнеторговыми проблемами после заключения Тильзитского мира.
Н.М.Карамзин совершил подвиг одиночки, но это вовсе не значит, что он был в своем деле одинок. Во-первых, работа, которую он замыслил, имела под собой благодатную почву в виде предшествующих ей мировой историографии и российских исторических сочинений, во-вторых, все, кто чисто и искренне любил историю Отечества, кто был предан научному ее прочтению, на что собственно и претендовал Н.М.Карамзин, оказали ему моральную и материальную поддержку, сочувствие, искренне помогали ему.
И все же Н.М.Карамзин ни в чем не повторил своих предшественников. Он не повторил их прежде всего по своему замыслу, охвату проблемы. Его "История", хоть и не оконченная, оборванная болезнью и смертью историографа на событиях "междуцарствия", несчастьях России периода "смуты", обнимает практически две с лишним тысячи лет и начинается с первых древнейших упоминаний римских и греческих писателей о народах, обитавших на территории России. В сочетании же с "Запиской", которая пусть в сжатом, но концепционно законченном виде, доводит историю России до начала XIX века, Н.М.Карамзин дал возможность своему читателю представить себе весь путь страны в целом.
Он не повторил их и по историко-философской направленности своего труда. Н.М.Карамзин писал поистине в переломное для России, да и всей Европы, время. И само его сочинение явилось ответом на вопросы, поставленные эпохой.
В первых фразах "Записки" он говорит об этом вполне определенно: "Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее. Одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее"42.
Те же мысли выражены им и в первых строках его "Истории"; "История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего"; история, па мнению Н.М.Карамзина, "представляя воображению ряд веков с их страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим, еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум и питают чувствительность"43.
То была эпоха, главным событием которой стала Великая французская революция, опрокинувшая устои феодализма и абсолютизма и открывшая дорогу новым буржуазным общественным отношениям. Развивающийся буржуазный уклад оказывал свое воздействие на все стороны русской жизни, в том числе и на духовную сферу. Просветительские взгляды Новикова, радикализм Радищева, зарождение будущей декабристской идеологии опосредовано отражали эти перемены, с одной стороны. С другой — обновленное заговором 1801 г. царское правительство во главе с интеллигентным монархом, потрясенным к тому же убийством отца, старалось, как это нередко бывает в начале всякого нового правления, несколькими либеральными шагами без коренной ломки системы успокоить умы, привести быстро ветшавшую самодержавную храмину в некоторое соответствие с социально-экономическими требованиями времени. Правительство подвергалось критике "слева" и "справа". И тем, и другим казалось, что жизнь меняется, но идет она вовсе "не туда" и лишь им суждено придать ей истинно верное направление.
Широко образованный, начитанный, объехавший пол-Европы Н.М.Карамзин оказался в водовороте всех этих новых европейских и русских тенденций. Он зорко вглядывался в жизнь, сопоставлял современные события с движением мировой истории, а современных ее героев с героями прошлыми, мучительно размышлял о происходящих делах, стремился, используя опыт истории, определить путь России в предстоящие годы. Это отразилось частично в его "Письмах русского путешественника", но в полной мере в "Истории Государства Российского".
Принявшись за свой монументальный труд, историк стремился осмыслить весь ход русской истории, осветить ее течение с позиций своего времени. И в этом смысле настоящее диктовало ему пути понимания прошлого, как прошлое приходило на помощь в осмыслении настоящего. Это была совершенно новая, концептуальная история, проблески которой лишь мелькали в сочинениях прежних историков.
Но было бы неверно думать, будто перед нами предстает заурядный "пропагандист", который пытается втиснуть свои идеи в прокрустово ложе истории, раздвинуть его, приспособить для своих идейных манипуляций. Это не так. Эпоха и его собственный талант ученого и художника, способного проникнуть в суть общественного явления, лишь продиктовали Н.М.Карамзину глубину, масштабы подходов к историческому прошлому, помогли увидеть ретроспекцию процесса. Инструмент же этого познания он вырабатывал, осмысливал в соответствии с уровнем достигнутых тогда исторических знаний и неутомимо его совершенствовал, создавал во многом заново и в этом смысле преподал будущим поколениям ученых подлинно исследовательский урок, который один способен оправдать историка, берущегося за ученое перо. Именно в этом смысле его историческое видение было актуальным, современным, он оценивал историю с высоты поставленных обществом задач и создавал инструментарий познания, соответствующий этим задачам.
А.С.Пушкин назвал Н.М.Карамзина "последним летописцем". Эта образная характеристика, данная гением, оказалась столь же блестящей, сколь и ошибочной. Она не являлась таковой лишь в том смысле, что Н.М.Карамзин был действительно "последним" по времени из тех деятелей науки, кто пытался воссоздать историю страны. Но автор "Истории" и "Записки" меньше всего может удостоиться звания архаического трудолюбивого хроникера.
Н.М.Карамзин и сам протестует против отождествления его с летописцем: "Читатель заметит, что описываю деяния не врознь (курсив автора — А.С.), по годам и дням, но совокупляю их для удобнейшего впечатления в памяти. Историк не Летописец: последний смотрит единственно на время, а первый на свойство и связь деяний; может ошибиться в распределении мест, но должен всему указать свое место"44. Итак, не повременное описание событий интересует его прежде всего, а их "свойство и связь". И в этом смысле Н.М.Карамзина следовало бы назвать не "последним летописцем", а первым действительно подлинным исследователем истории своего Отечества. Он и сам внимательно растолковывает читателю, что понимает под словами "свойство и связь", По существу, эта целая научная программа, к которой порой не мешает приглядеться повнимательнее и тем, кто сегодня претендует на высокое звание историка своего народа. Конечно, мы не найдем в ней тех методологических высот, которые пришли в мир вместе с открытиями в области обществоведения второй половины XIX — начала XX вв. Тем более удивительно, что в начале XIX в. Н.М.Карамзин, опираясь на достигнутый к тому времени мировой научный потенциал, много размышляя над опытом прошлого, руководствуясь своей колоссальной исследовательской и художественной интуицией, сформулировал ряд исследовательских принципов, которые являются порой нерешенными для историка и в нынешнее время.
На первый план Н.М.Карамзин безусловно выставляет любовь к Отечеству, но вряд ли его можно заподозрить в квасном патриотизме — не тот это был интеллект, не тот художественный вкус. Эту любовь он понимает как обостренный интерес к истории своего народа, являющейся частью всемирной истории, как трепетное переживание за все взлеты и падения, ниспосланные России. Он не противопоставляет эту любовь интересу к истории других народов и государств.Напротив, они дополняют и обогащают друг друга. "Если всякая история, — пишет он, — даже и неискусно писанная, бывает приятна, как говорит Плиний, тем более отечественная... Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть греки, римляне пленяют воображение; они принадлежат к семейству рода человеческого, и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона"; для историка, — уверен Н.М.Карамзин, — "любовь к отечеству дает его кисти жар, силу, прелесть. Где нет любви, нет и души".
Другим его принципом является следование правде истории, как бы горька она не была. "История не роман и мир не сад, где все должно быть приятно, — замечает Н.М.Карамзин, — она изображает действительный мир". Что порой мы видим в истории? — вопрошает автор. — "Междоусобие греческих городов", "Толпы злодействуют, режутся за честь Афин или Спарты как у нас за честь Мо-номахова или Олегова Дома". Здесь и "кровавый пир неистовых римлян", и "чудовище тиранства", "ошибки и разбои" — и все это вовсе не является лишь неприятной привилегией западной истории. Нечто подобное читаем мы и на скрижалях нашего Отечества. "Трудные страницы" есть в истории каждого народа — такова мысль Н.М.Карамзина.
Чрезвычайно важен такой исследовательский принцип историка, как стремление постигнуть события изнутри, взглянуть на них не с высоты веков, не взирать на них с отрешенным превосходством потомков, а видеть глазами современника. "Мы должны сами видеть действия и действующих: тогда знаем Историю", — пишет Н.М.Карамзин.
Н.М.Карамзин понимает ограниченные возможности историка в деле постижения исторической истины, так как в истории, "как в деле человеческом, бывает прямее лжи; однако и характер истины всегда более или менее сохраняется; и сего довольно для нас, чтобы составить себе общее понятие о людях и деяниях". Историк может и должен творить из того материала, который у него есть, он не может произвести "золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать прав великого".
Так самокритично и достаточно скромно оценивает он свои исследовательские возможности, полагая, что главное для историка — это верно схватить "общее понятие" и, если материал позволяет дорисовать остальное, изобразив "что есть или было, а не что быть могло". Научная четкость и добросовестность — лейтмотив, который постоянно беспокойно звучит на всем протяжении карамзинской "Истории".
Н.М.Карамзин провозгласил одним из своих принципов создание истории общества в целом, описание всего того, что входит "в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность", причем стремился "переданное нам веками соединить в систему, ясную стройным сближением час" тей"45. Этот комплексный подход к истории, пронизанный понятием единства исторического процесса, выявлением причинно-следственных связей событий, составляет сердцевину исторической концепции Н.М.Карамзина.
Необычайно высоко ценил Н.М.Карамзин добросовестность в подходе к историческому материалу. Его примечания — это, по признанию самого же автора, «тягостная жертва" достоверности.
И, наконец, нельзя не сказать о том, что в своей "Истории" Н.М.Карамзин поставил и проблему художественного воплощения истории страны. Художественная манера письма была выбрана историком не случайно, и дело здесь не в том, что его литературный талант явно предрасполагал к этому. Художественность изложения, как непременный закон исторического повествования, была сознательно прокламирована историком, считавшим, что "видеть действия и действующих", стремиться к тому, чтобы исторические лица жили в памяти "не одним сухим именем, но с некоторою нравственною физиогномиею"46, — это значит знать и чувствовать историю.
Движущей силой исторического процесса он посчитал власть, государство, которое, с одной стороны, сосредоточивает в себе разнообразные усилия общества, а с другой — само является мощным стимулом общественного движения. И весь русский исторический процесс, по Карамзину, явился по существу борьбой начал самодержавных с иными проявлениями властвования — народоправством, олигархическим или аристократическим правлением, удельными тенденциями. Становление сначала единовластия, а затем самодержавия стало тем стержнем, на который, по мнению историка, нанизывалась вся общественная жизнь России.
Вся история России делится, по его мнению, на "древнейшую" (от Рюрика до Ивана III), "среднюю" (от Ивана III до Петра I) и "новую" (от Петра I до Александра I). Основной чертой первого периода была система уделов, второй — единовластие и третьей — "изменение гражданских обычаев".
В чем же причина столь большой стойкости "государственного" подхода к истории? Она очень проста и заключается в том, что именно в политической сфере, как наиболее ярко выражающей социально-экономические, материальные интересы людей, классов, сословий, сублимируется сам исторический процесс. На поверхности остается проблема власти, отражающая эти материальные интересы.
Карамзин абсолютно верно уловил, внешнюю, поверхностную канву событий. Он убедительно определил, что в те периоды своей истории, когда Россия опиралась на крепкую центральную власть, она добивалась больших успехов как в организации внутренней жизни, так и в сфере внешнеполитической. Разрушение единовластия приводило к анархии, междоусобиям, кровопролитной борьбе, губящей народные силы, а в сфере внешней — к поражениям и потере независимости; и лишь новое возрождение единовластия приносило спасение стране. Из европейских стран, пожалуй, ни одна другая не пережила столь длительной, столь чудовищной удельной междоусобицы, которая закончилась потерей Россией независимости, установлением двухсот сорокалетнего иноплеменного ига и еще двухсотлетнего периода постоянного давления со стороны Польско-Литовского государства на Западе, постоянных набегов враждебных казанских правителей и крымцев на южные и юго-восточные рубежи страны. Эти события, определившие на сотни лет ход развития России, поражали воображение любого исследователя, который прикасался к ним. Поразили они своей связанностью с проблемой единой государственности и Н.М.Карамзина. Народная беда слишком долго давила на сознание России и это нашло опосредованное выражение в концепции Н.М.Карамзина, для которого, как мы уже видели, любовь к Отечеству со всеми его взлетами и падениями, успехами и неудачами, радостями и трагедиями была священна.
А вот и общий итог, который подводит Н.М.Карамзин: "Что кроме единовластия неограниченного может в сей махине производить единство действий?". "Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась самодержавием"47.
По существу, линию борьбы двух начал в истории России — централизаторской и децентрализаторской — он провел блестяще, ярко персонифицировал ее, придал ей художественно-психологическую окраску, чем сделал ее еще более жизненной, реальной. Отрицать эту линию лишь потому, что за ней не видится иных, более глубинных оснований, пожалуй, вряд ли целесообразно. И это богатство палитры политической истории страны возвращается к нам вместе с "Историей" Н.М.Карамзина.
В нашем сознании, как уже отмечалось, давно и прочно сложился образ Карамзина как ярого монархиста, безоговорочного сторонника самодержавия, человека, ратующего, как говорилось в эпиграмме того времени (с удовольствием повторяемой и ныне) за "необходимость самовластья и прелести кнута" (хотя, как это показывают последние изыскания, А.С.Пушкин, кому приписывается эта эпиграмма, вовсе не считал Карамзина поборником крепостничества49). Говорилось также и о том, что любовь к Отечеству для него означала прежде всего любовь к самодержавию, что он не сумел быть настоящим патриотом, поскольку отказывал своему народу в свободе и вольности.
Мне представляется, что подобного рода оценки являются одним из тех многочисленных, не подкрепленных научно стереотипов, одним из тех "идеологизмов", на которых так долго и бездумно зиждилась наша общественная мысль.
Самодержавие было для Н.М.Карамзина не примитивным пониманием власти, предназначенной к тому, чтобы "тащить и не пущать", подавлять "холопов" и поддерживать дворянство, а являлось олицетворением высокой человеческой идеи порядка, безопасности подданных, их благоденствия, гарантом раскрытия всех лучших человеческих качеств гражданских и личных. В лучших традициях просветительства, в духе просвещенного абсолютизма он рисовал себе идеальный образ такого правления, которое едва ли когда-либо и где-либо было вообще возможно. Его самодержавие — это прекрасная утопия дворянского интеллигента, которая сама же вдребезги разбивалась о жестокость прошлой истории страны и реальной современной ему жизни.
Прежде всего, самодержавие для Н.М.Карамзина — это высший арбитр общества, сила, равнодействующая между тенденциями народоправства, аристократии, между различными сословиями. Основная цель сильного правления — это создание условий для максимального раскрытия человеческих способностей — землепашца, писателя, ученого; именно такое состояние общества и ведет к истинному прогрессу не только отдельные народы, но и все человечество50. Это возможно лишь в том случае, если в обществе правит свой бал просвещение, если монарх ведет народ в этом направлении. Особенно важной задачей самодержавия Н.М.Карамзин считал подавление олигархии, чье "мучительство" для России было "самым опасным и самым несносным". "Легче укрыться от одного, — писал он, нисколько не идеализируя реальную монархическую власть, — нежели от двадцати гонителей"51.
Особое значение придает Н.М.Карамзин выполнению монархом своих высоких обязанностей по руководству страной; главная же его обязанность — "блюсти народное счастье", а где обязанность, там и закон, "самодержавие не есть отсутствие законов". "Государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности"52. Не личностные свойства самодержца заботят историка, а выражение им государственных предначертаний. Самодержавие в этом смысле для Н.М.Карамзина — "образ Отечества", поскольку в нем соединяются все власти, просвещение же — основа благоденствия Отечества.
Защищая идею самодержавия в ее гуманистическом и просвещенном выражении, ратуя за идеал, Н.М.Карамзин не щадил реальных носителей этой идеи. Он обличал Ярослава Мудрого за введение системы уделов, не оставлял камня на камне от мелких владетельных себялюбцев "удельного" периода. Он откровенно писал о коварстве, жестокости, завистливости Юрия Долгорукого, не щадил первых московских князей, в частности сына Александра Невского Юрия Александровича, за "подлые интриги" в Орде. Достается от него и любимому герою — Дмитрию Донскому. Он упрекает его в малодушии, проявленном в отражении набега Тохтамыша в 1382 г. Говоря о личных качествах властителя, он в применении к Дмитрию Донскому позволяет себе высказать следующую реплику: "Но добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию государства, не суть добродетели"53. Высоко ставя государственные способности Ивана III, он тем не менее обличает его малодушие в период борьбы с Ахматом, в частности отправление великокняжеской семьи на север страны, где свита Софьи Витовтовны измывалась над поселянами54.
Откровенно пишет он о жестокости Ивана III, который бросил в темницу своего внука Дмитрия, где тот и умер уже во времена Василия III. Несчастный Дмитрий, по словам Н.М.Карамзина, стал "одною из умилительных жертв лютой политики", а ведь эта политика и была направлена к утверждению "единовластия"55. И это говорится не о каких-то неведомых правителях, а о столпах России — Иване III и Василии III.
На примере Ивана Грозного историк показывает, каким не должен быть монарх. Описание его царствования после смерти Анастасии — это по существу страшный мартиролог, бесконечная цепь злодейств против всех слоев русского общества, описание каких-то монстров. "Тирания есть только злоупотребление самодержавия"56, — убеждает он. А ведь речь шла о ярком представителе рюрикова дома, много сделавшего для утверждения самодержавной власти, столь милой сердцу Н.М.Карамзина. И не случайно петербургский митрополит Филарет, побывав на публичном чтении в Российской Академии наук отрывков из "Истории", посвященных времени Ивана Грозного, заявил, что ему тяжело видеть "мрачные черты", которые историк "положил" "на имя русского царя"57.
Уничижительная характеристика дается Карамзиным и Борису Годунову, принесшему в жертву своему честолюбию государственные интересы, и Шуйскому. А попутно ярко, образно, сочно рисует он язвы самодержавного правления, деспотический произвол, фаворитизм, злоупотребления царской администрации, карьеризм, нарождающуюся бюрократию и убийственные для России последствия этого процесса, роскошь власть имущих.
Петра I Н.М.Карамзин оценивает весьма противоречиво. С одной стороны, это государь, много сделавший для величия России, укрепления в ней самодержавия, а с другой — он пошел на такое "совершенное присвоение обычаев европейских, которое нанесло стране огромный ущерб. Страсть к новому в его действиях преступила все границы"58. Все русское, особенное было искоренено, "высшие отделились от низших" (поразительно это наблюдение, носящее социальный характер). "Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России, — виною Петр"59.
Как известно, своей "Истории" Н.М.Карамзин предпослал "посвящение" Александру I, которое как в прошлом, так и теперь вызывает удивление читателей верноподданнической риторикой. В конце этого памятника придворного лицедейства, которое, возможно, и освободило "Историю" от цензуры и подарило ей гриф царя, Н.М.Карамзин даже заявляет: "История народа принадлежит царю".
В свое время историк М.П.Погодин назвал "Посвящение" "под-носительным". Но даже здесь Н.М.Карамзин ухитрился дать свою оценку царствованию и порекомендовать Александру I шаги в духе концепции просвещенного абсолютизма. Отметив, что с победой над Наполеоном в России наступила "новая эпоха", во что верило тогда большинство думающего общества, Н.М.Карамзин далее подчеркивает, что мир государю необходим, чтобы "властвовать для пользы людей, для успехов нравственности, добродетели, Наук, Искусств гражданских, благосостояния государственного и частного". Программа начертана; вновь Н.М.Карамзин возвращается к своей излюбленной, но, увы, утопической идее о самодержавии как власти, существующей ради процветания общества и благоденствия человека.
Отечественная история под пером Н.М.Карамзина движется вместе с историей Европы и Азии, они неотделимы друг от друга. Он подробно рассказывает, используя восточные источники, о создании державы Чингисхана и начале его военных предприятий; а переходя к нашествию татаро-монголов на русские земли, знакомит читателя не только с их внутренним положением, но и состоянием западных границ — отношением Руси с Венгрией, Швецией, Орденом, Литвой.
Читатель знакомится с открытием Америки, историей "раскола Лютерова", изобретением книгопечатания, другими примечательными событиями мировой истории. С каждым периодом нарастает сложность и многослойность отечественной истории в изложении Н.М.Карамзина, включаются все новые и новые линии, обусловленные развитием страны, событиями, происходящими в сопредельных странах.
Органической составной частью отечественной истории является у Н.М.Карамзина народ. Конечно, он не стоит на авансцене истории как великие князья, цари, знаменитые полководцы, церковные иерархи, но его незримое присутствие ощущается всюду. Это присутствие народа в истории, кажется, было заложено в повествовании еще автором нашей знаменитой летописи "Повести временных лет" и с тех пор эта традиция, обогащаясь, шла из летописи в летопись, из одного исторического труда в другой.
Народ виден и слышен в описаниях сельской жизни, ремесла; историк доносит до своего читателя картины тяжкого труда пахаря и ремесленника, ратного подвига простых людей в многочисленных войнах. Народ виден на крепостных стенах во время обороны русских городов от иноземных захватчиков и в период междоусобных схваток русских князей. Его грозный голос слышен во время многочисленных бунтов со времен еще Киевской Руси. Н.М.Карамзин практически не обходит ни одного крупного народного выступления древности. Все чаще его перо обращается к страницам, описывающим народные волнения в период строительства Московского царства и его дальнейшего укрепления в XVI в. "Москва волновалась", начинался "ропот народный" — этот рефрен весьма постоянен в "Истории", посвященной периоду создания Русского централизованного государства. Мы не можем отказаться от мысли, что вся большая политика царского дворца, интриги бояр, борьба старинных княжеских и боярских кланов проходила на фоне неустанной активности народных масс, их заинтересованности в том или ином политическом предприятии.
И этому же народу, как мастерски показывает Н.М.Карамзин, нередко приходится платить дорогую цену за проявление тех или иных политических симпатий и антипатий. Народная кровь льется рекой на страницах "Истории государства российского".
Создавая "Историю", Н.М.Карамзин окидывал мысленным взором не только все движение российского общества, но и постоянно держал в уме историю России, как часть европейской и общемировой истории. Это не был искусственный европеизм западника или дань сравнительно-историческому методу изложения. Для него вся история континента — и шире: вся история Евразии — была единым целым, лишь проявляющимся в специфике отдельных стран. Это был и политический подход зрелого, глубокого ума, свободного как от тенденций прозападного нигилизма, так и русофильского изоляционализма.
Само появление на Востоке Европы крупного восточнославянского государства Н.М.Карамзин рассматривает как закономерное явление, последовавшее за падением Римской империи и возникновением на ее обломках новых государств. Россия, пишет он, вошла в "общую систему" европейских народов после того, как Рим "ослабел в неге и пал, сокрушенный мышцею варваров северных"65. До середины XI в., по мнению историка, Русь ни в чем "не уступала в силе и гражданском образовании первейшим европейским державам..., имея тот же характер, те же законы, обычаи, уставы государственные..., явилась в новой политической системе Европы с существенными правами на знаменитость и с важною выгодою быть под влиянием Греции, единственной державы, неиспровер-женной варварами"66.
То, к чему мы медленно с большими колебаниями, дискуссиями, всплесками нигилизма подошли лишь в самое последнее время, Н.М.Карамзин пытался обосновать уже в начале XIX в.
С общеевропейских позиций оценивает Н.М.Карамзин и наступление периода феодальной раздробленности. Распадение на уделы, — пишет он, — "общая язва" тогдашнего времени, характерная для всей Европы67. Именно здесь началось отставание России от Запада. В ходе "разделения" и "междоусобных войн" "мы стояли или двигались медленно, когда Европа стремилась к просвещению". Россия испытала удар татаро-монгольских орд, который "ниспроверг" ее. Когда Запад, расставшись с "рабством", развивал просвещение, открывал университеты, Россия "напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть"68.
Дальнейшая централизация Русского государства при Иване III оценивается им так же, как проявление общеевропейских тенденций: Иван III явился тогда, когда "новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе". Вместе с Иваном III, по его мнению, Россия снова вступила в сонм европейских держав, из которого она была выбита татаро-монгольским нашествием69. Возвращение России к Европе активно продолжалось в XVII в., но особенно бурно при Петре I.
Даже в личных характеристиках, полагая, что в течение веков "люди в главных свойствах не изменились"70, он стремится найти общие образцы. Ивана IV Н.М.Карамзин сравнивает с Калигулой, Нероном, Людовиком XI, Годунов напоминает ему умом Кромвеля.
Так представлял себе Н.М.Карамзин общую связь России с европейской историей.
В нашей историографии уже неоднократно отмечалось, что Н.М.Карамзин не только использовал великолепный для своего времени корпус источников, но и то, что многие из исторических материалов он открыл сам благодаря своей работе в архивах, с рукописями, которые ему присылались для работы друзьями и доброхотами. Так он впервые ввел в научный оборот Лаврентьевскую и Троицкую летописи, Судебник 1497 г., сочинения Кирилла Туровского, Даниила Заточника, многие актовые, дипломатические материалы. Он широко использовал греческие хроники, сообщения восточных авторов, данные западных анналов, отечественную и зарубежную мемуарную и эпистолярную литературу. Его "История" стала поистине русской источниковедческой энциклопедией, она означала серьезный шаг вперед в освоении исследовательской документальной базы, указывала на спорные места, еще имеющиеся лакуны, звала ученых к дальнейшему продвижению в этой области.
Иногда историка упрекали в потребительском подходе к источнику, иногда — в "текстологических лукавствах", выдвигали против него принцип строгого следования тексту источника, проверки его на достоверность. Несомненно, что Н.М.Карамзин понимал эти проблемы не хуже своих критиков. Действительно, порой он опирался на недостаточно проверенные критикой данные, скажем, хронику Стрыйковского, Никоновскую летопись, ряд сообщений Иордана. Его можно упрекнуть и за некоторую увлеченность определенным видом источников. Так, рисуя тиранию Ивана Грозного, его злодейства, историк в основном оперировал иностранными сообщениями, данными А.Курбского, тенденциозность которых во многом очевидна.
Что касается потребительского подхода, то трудно было бы ожидать от сочинения, рассчитанного на массового читателя, иного. "История" Н.М.Карамзина, как и "История" С.М.Соловьева, является трудом столь же научным, сколь и популярным — редкое, увы, сочетание в отечественной историографии. Вместе с тем Н.М.Карамзин прекрасно понимал научную значимость источника, необходимость критического к нему подхода. Можно привести в качестве примера его отношение к так называемой Иоакимовской летописи. По существу он ее дезавуировал, перенес спор по поводу ее достоверности в "Примечания", высказался против того, чтобы использовать ее данные. Также он поступил и в иных случаях. С другой стороны, ряд источников он принимал как достоверные и только позднейшая критика выявила их несостоятельность.
Но не во всём историк предвосхитил свой век: он был сыном времени и по общей дворянской настроенности своей идеологии, хотя и облагороженной просветительскими идеями, и по общему провиденциалистскому подходу к истории, несмотря на стремление выявить ее житейские закономерности, по порой наивным, чисто идеалистическим оценкам роли той или иной личности в истории.
Его провиденциализм ощущается в оценке крупных исторических поворотов. Он искренне верит в то, что явление Лжедмитрия I в истории России было рукой Провидения, покаравшего Бориса Годунова за его ужасный грех — организацию убийства царевича Дмитрия. Н.М.Карамзин ни минуты не сомневался в том, что именно Годунов был истинным виновником гибели царевича и его система доказательств не может быть сброшена со счетов. Во всяком случае, А.С.Пушкина она, кажется, убедила полностью, а историческое чутье нашего великого поэта было развито чрезвычайно. Столь же провиденциалистский подход чувствуется и в оценке роли Москвы в деле объединения русских земель и организации борьбы с Золотой Ордой. "Власть Провидения" постоянно присутствует на страницах "Истории", придавая причудливые очертания во многом исторически точным, стихийно правильно понятым историком процессам развития страны.
Н.М.Карамзин мастерски рисует психологическую обусловленность поступков тех или иных исторических деятелей. Он показывает метания Олега Рязанского накануне Куликовской битвы, его страх перед Мамаем и ненависть к Москве, подминающей под себя одно русское княжество за другим. Он много размышляет над характером Ивана III, который "не будучи тираном подобно своему внуку", тем не менее имел в натуре природную жестокость, "умеряемую в нем силою разума"71.
Н.М.Карамзин очень тонко уловил психологический поворот в настроениях Ивана IV после болезни и заминки с присягой со стороны группы бояр на верность его сыну Дмитрию, но особенно после смерти царицы Анастасии; внимательно оценил роль царского окружения в различного рода влияниях на молодого Ивана IV.
Пожалуй, единственный среди историков он выявил психологические повороты в различные этапы жизни Бориса Годунова и попытался трактовать его политику, в значительной степени исходящей из этих поворотов.