Формирование русского консерватизма
Первая половина XIX века в России – период становления консерватизма.
Федоров: «певец империи и свободы» (о Пушкине) – связывал его творчество «с основным и мощным потоком русской мысли»; «это течение – от Карамзина к Погодину – легко забывается за блестящей вспышкой 20-х гг. А между тем национально-консервативное движение было, несомненно, и более глубоким и органически выросшим».
Условия формирования:
- события русской жизни 2 половины 18 – начала 19 века были обусловлены высокой степенью интенсивности и динамичность процессов экономического и политического взаимоотношения Европы и России.
Своеобразие: Пыпин (80-е гг. XIX в.) «влияние европейских идей на новую русскую историю, теперь особенно глубоко подействовало на умы и в первый раз сообщило им политические стремления».
Необходимо учитывать развитие России в контексте мирового процесса модернизации, поскольку причины возникновения первых зачатков русского консерватизма можно видеть в некоторых особенностях частичной модернизации российского общества - второй эшелон развития (Пантин, Плимак, Хорос) .
- проблема влияния Запада (европеизация) - в духовной жизни важное место занимает идея народности (за 50 лет до Уварова): 1. Реакция на антирусские настроения на Западе; 2. Культурно-философское явление – требование создания национальной русской науки и отказа от преклонения перед западными образцами («духовная самостоятельность»).
Оценки влияния Запада:
1. складывание двух враждебных укладов жизни (Киреевский, Герцен)
2. Зеньковский - двойственное отношение к Западу: 1. Восприятие ценности внешней культуры, духа Свободы и Просвещения, технического прогресса; 2. Восприятие духовной жизни Запада, традиции религиозного отношения (масоны).
Если в XVIII в. для большинства образованных людей вопрос об историческом развитии России решался как вопрос о постепенном, с запозданием, движении России по единой универсальной дороге прошресса, то к началу XIX в. эти идеи были скомпрометированы ВФР.
Карамзин: «Мелодор к Филарету, Филарет к Мелодору»: «Конец нашего века почитали мы концом бедствий человеческих и думали, что в нем найдут важное, общее соединение теории с практикою, умозрения с деятельностью … Где теперь сия утешительная система? Она разрушилась в самом основании! Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!»
ВФР – поворотный пункт в русском сознании, который поставил под сомнение сами основы европейской жизни и вызвал вопросы о смысле достигнутого Европой.
Соловьев Э.Г. «В лице Карамзина мы видим яркого представителя тех кругов российского дворянства, которые от … заимствования европейского опыта перешли к напряженной рефлексии об исторических судьбах родной страны. ФР, несомненно, стимулировала этот процесс и ввела его в консервативное русло».