Журналистская деятельность Карамзина. Основные черты «настоящего журнала».

Кафедра издательского дела и журналистики

 

история отечественной журналистики

контрольная работа

журналистская деятельность Н.М. Карамзина, основные черты «настоящего журнала»

 

  Выполнила: Сенникова Светлана студентка 712 группы Проверила: А.В. Лапко  
   

 

Хабаровск


Журналистская деятельность Карамзина. Основные черты «настоящего журнала».

 

Николая Михайловича Карамзина мы знаем не только как российского историка, писателя, создателя «Истории государства Российского», но и как журналиста.

В журналистику Карамзин вошел, участвуя в одном из новиковских изданий – журнале «Детское чтение для сердца и разума», который издавался в 1785–1788 годах. Там Карамзин выступал в качестве переводчика. Затем, в 1789–1790 годах, он провел восемнадцать месяцев за границей, посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию и по возвращении на родину вновь обратился к журналистскому труду.[1]

С января 1791 по декабрь 1792 г. Карамзин издавал «Московский журнал». Разносторонний талант Карамзина начал проявляться уже с первого номера «Московского журнала». Как журналист он сумел создать журнал, по облику и содержанию сопоставимый с европейскими образцами, которые его восхищали.

Карамзин ввел четкое дробление материалов по отделам, расположив их следующим порядком: «русские сочинения в стихах и прозе, разные небольшие иностранные сочинения в чистых переводах, критические рассматривания русских книг, известия о театральных пьесах, описания разных происшествий и анекдоты, а особенно из жизни славных новых писателей». Так были названы эти отделы в объявлении о выходе журнала и в таком виде они появлялись на страницах его книжек.[2]

Приглашая читателей к сотрудничеству, Карамзин предупреждал о том, что будет принимать «все хорошее и согласное» с планом его издания, «в который не входят только теологические, мистические, слишком ученые, педантические и сухие пьесы». На публикацию должно рассчитывать также лишь то, «что в благоустроенном государстве может быть напечатано с указного дозволения». Свой журнал Карамзин желал избавить от масонских материалов религиозно-нравоучительного свойства. А также журнал не станет касаться политических вопросов и ему будет не тесно в цензурных рамках.[3]

«Московский журнал» знаменовал собой стилистическую революцию: эмоциональная тонкость и нюансы, на каких строился сентиментализм, не могли бы быть достигнуты без той филигранной тщательности письма, которая впоследствии получила название «нового слога».

Важным нововведением в журнале Карамзина явились отделы библиографии и театральных рецензий. До него рецензии и отзывы о книгах и пьесах были редкими гостями в русских журналах, среди которых исключением являлись только «Санкт-Петербургские ученые ведомости» Н.И. Новикова, специальный библиографический журнал. Таким образом, «Московский журнал» оставил за собой видное место в истории русской литературной и театральной критики, ранними образцами которой были рецензии самого Карамзина.[4]

В «Московском журнале» Карамзин напечатал свою повесть «Бедная Лиза». Успех ее был огромным. Судьба Лизы заставляла проливать слезы – незамысловатая история крестьянской девушки, доверившей свое сердце красивому, но ничтожному человеку из «благородных», была близка и понятна многим. Тезис Карамзина «и крестьянки любить умеют» обращал внимание дворянских читателей на то, что подвластные им крестьяне, хотя и рабы, но люди. Напоминание это, данное к тому же в столь художественно-выразительной форме, было далеко не лишним, и гуманная идея произведения имела свою ценность.

В ноябрьском номере «Московских ведомостей» в 1801 году было напечатано следующее заявление Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов. Литература и политика составят две главные части его. Первая часть украсится всеми цветами новых произведений ума и чувства в Европе. Политические известия будут сообщены в некотором систематическом порядке и как можно скорее».

Идея создания журнала принадлежит не самому Карамзину, а Ивану Васильевичу Попову – одному из арендаторов Московской университетской типографии, который предложил Николаю Михайловичу взять на себя его редакцию. Тогда же была обговорена сумма оплаты Карамзину: 3000 рублей в год. Это был первый случай оплаты редакторского труда.

Приступая к работе над журналом «Вестник Европы», Карамзин понимал, что ничего подобного в его стране еще не выходило, журналов о политике раньше не выпускалось. Но у него были все шансы преуспеть в этом деле: во время своего путешествия по странам Европы, он своими глазами наблюдал за всем происходящим там, познакомился с выдающимися европейскими журналами и готов был начать нечто подобное в России. В то же время благодаря кружку Новикова он имел четкую жизненную установку и массу знакомых среди выдающихся дворян, которые позже помогали ему в издании «Вестника», а также определенный опыт работы в печатных органах. Помимо этого он уже был известным состоявшимся писателем.[5]

И так с 1802 года Карамзин издает журнал «Вестник Европы». В этом журнале Карамзин был одновременно издателем и главным автором «Вестника Европы».

Как и говорил Карамзин, журнал делился на две части: «Литература и смесь» и «Политика». Политика преобладала в журнале не только в виде европейских новостей, но и в открытых обсуждениях внутренних российских реформ. «Политика» сфокусировала его ранние разрозненные идеи и заметки по историческим, политическим и социальным вопросам, приведя их в стройную систему и положив начало его дальнейшей деятельности. При повествовании о политике Карамзин часто использовал и аналитические жанры журналистики, такие как, корреспонденция, комментарий, статья, письмо, обозрение, и художественно-публицистические: очерк, фельетон, история.

«Литература и смесь» завершила творчество Карамзина как поэта, переводчика, автора повестей и реформатора русского литературного языка.

В разделе «Литература и смесь» печатались Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, М. М. Херасков, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Д. В. Давыдов – вокруг Карамзина собрался весь цвет литературы конца XVIII века.

Все литераторы, участвовавшие в издании «Вестника», были близкими друзьями Николая Михайловича и были родственны ему по духу, были карамзинистами. Основой общественной и литературной концепции карамзинистов была вера в прогресс: нравственное улучшение человека, политическое улучшение государства, успехи разума и прогресс литературы составляли для них разные грани единого понятия цивилизации. Отношение к ней было положительным. Литература мыслилась как существенная составная часть этого поступательного развития, и успехи ее не отделялись от общих успехов просвещения.

И сам Карамзин активно печатался в своём журнале. Он последовательно излагал аудитории свои взгляды. Стал автором статей «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств», «О любви к отечеству и народной гордости» и некоторых других, которые в эпоху галломании и стеснения говорить на родом языке преподавали урок патриотизма соотечественникам. Мысль Карамзина была проста: «Должно приучить россиян к уважению собственного».

Из своих произведений в «Вестнике» он опубликовал повести «Марфа Посадница», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь». Помимо этого он переводил статьи зарубежных журналов и газет, а так же писал всевозможные послания: «Письмо к издателю», «История слез», «Письмо госпожи Жанлис из Швейцарии», «Великодушное дело Тверского Дворянина», «Забавные Шотландские Графы» и т.д. «Вестник Европы» предоставлял русской публике широкое разнообразие предметов для чтения. Периодика XVIII в. не являлась долговременной, а журнальные рубрики, такие как критика, политика и т.д. не были строго разграничены, поэтому издание «Вестника» следует признать новым этапом в истории русской журналистики. Издатель был вынужден допечатывать журнал с первого номера. И как журналист, и как писатель Карамзин был профессионалом и умел обеспечивать себе широкую аудиторию. Его журнал был очень популярным с первого выпуска. «Вестник Европы» выходил дважды в месяц в течение двух лет под руководством Карамзина.[6]

Работая над журналом, Карамзин не отходил от изначально поставленных целей. Он оповещал читателей о главных событиях внешней и внутренней политики, о новых произведениях литературы отечественной и заграничной. В своём журнале он поднимает наиболее животрепещущие темы: французская революция, новый император в России, Бонапарт, крестьянский вопрос, проблема просвещения, галломания, французская мода.

«Вестник Европы» Карамзина стал важной вехой в истории российской журналистики. Сам Карамзин стоит у истоков отечественной журналистики не только потому, что его журнал стал значимым явлением, но еще и потому, что он был одним из учеников и участников кружка Николая Ивановича Новикова, который является знаковой фигурой литературы и публицистики XVIII века. «Вестник Европы» занял исключительное место в истории русской журналистики как первый «толстый журнал», и его значимость была сразу же признана современниками Карамзина. Вначале журнал вышел тиражом 600 экземпляров, но имел такой успех, что первый номер пришлось перепечатать, а ежемесячный тираж довести до 1200 экземпляров.[7]

Благодаря своей популярности в годы редакторской работы Карамзина, журнал «Вестник Европы» не был закрыт и издавался вплоть до 1918 года с переменным успехом. Мало того, существует современное издание «Вестник Европы», авторы которого позиционируют журнал как преемник идей основателя, Карамзина. Таким образом, дело писателя не просто пережило его самого, оно пережило два века и два режима.

 

Использованные источники:

1. Журналистика / Русская журналистика последней четверти XVIII века./ Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина.//(http://jyrnalistedu.ru/gos-2/78-russkaya-zhurnalistika-poslednej-chetverti-xviii-veka-redaktorsko.html)

2. «Московский журнал» //(http://www.textfighter.org/text3/03_karamzin_zhurnal_karamzina_14.php)

3. Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала "Вестник Европы" Н.М. Карамзина // (http://xreferat.ru/27/561-1-analiz-sostoyaniya-russkoiy-zhurnalistiki-xix-veka-na-primere-zhurnala-vestnik-evropy-n-m-karamzina.html)

4. «Вестник Европы» Н.М.Карамзина. 1802–1803// (http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/6/kross.html)

 


[1] Журналистика /Русская журналистика последней четверти XVIII века./ Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. //(http://jyrnalistedu.ru/gos-2/78-russkaya-zhurnalistika-poslednej-chetverti-xviii-veka-redaktorsko.html)

 

[2] Журналистика /Русская журналистика последней четверти XVIII века./ Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. //(http://jyrnalistedu.ru/gos-2/78-russkaya-zhurnalistika-poslednej-chetverti-xviii-veka-redaktorsko.html)

 

[3] «Московский журнал» //( http://www.textfighter.org/text3/03_karamzin_zhurnal_karamzina_14.php)

[4] Журналистика /Русская журналистика последней четверти XVIII века./ Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. //(http://jyrnalistedu.ru/gos-2/78-russkaya-zhurnalistika-poslednej-chetverti-xviii-veka-redaktorsko.html)

[5] Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала "Вестник Европы" Н.М. Карамзина// (http://xreferat.ru/27/561-1-analiz-sostoyaniya-russkoiy-zhurnalistiki-xix-veka-na-primere-zhurnala-vestnik-evropy-n-m-karamzina.html)

 

[6] Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала "Вестник Европы" Н.М. Карамзина// (http://xreferat.ru/27/561-1-analiz-sostoyaniya-russkoiy-zhurnalistiki-xix-veka-na-primere-zhurnala-vestnik-evropy-n-m-karamzina.html)

[7] «Вестник Европы» Н.М.Карамзина. 1802–1803// (http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/6/kross.html)