ОБЪЯВЛЕНИЕ 8 страница

О ПЕРЕМЕНЕ ДУХОВНИКА нечего и помышлять. Но другой слаще говорит, и душа к нему льнёт. Тот, кто лучше говорит, пусть будет советником, а духовник – духовником. Не умею­щим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них близкие люди и в чем их упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недоче­ты.

Кто исповедуется у другого священника, сты­дясь своему духовнику открыть большой грех, тот СМЕРТНО согрешает. Вопрошающий духов­ника и не исполняющий его совета раздражает Бога. Беседуя с отцами и прося их о чем-либо, прилично выражать свое почтение к ним покло­нами. Тяжело тебе переносить замечания духов­ного отца? А подумал ты, каково ему делать их тебе? От всех других скрывай свои брани, потому что такою преступною откровенностью повредишь и себе и другим. Не может быть двух плотских отцов, также и в духовной жизни. Поэтому не ре­комендуется хождение за советами к различным старцам при имеющемся уже руководителе. Враг рода человеческого то вселяет в сердце недоверие к нему и принижает значение его советов, то раз­дувает в воображении его немощи, внушает нена­висть и даже презрение, то внушает, что нет пользы от откровения. Оптинские старцы говорили: «Если с верой будешь искать и принимать слова настав­ника, то и через грешника получишь пользу, а если с сомнением и испытанием, то и праведник не поможет». В разрешительной силе священника не нужно сомневаться, каков бы он ни был, лишь бы не состоял под запрещением архиерея. Исповедь не есть только беседа с духовником, рассказ о сво­их грехах, исповедь – это целый переворот в душе. Диавол не только простеца заставляет скры­вать на исповеди грехи, но и человека книжного, говоря ему, что он наедине может исповедать Богу грехи свои.

Нельзя перед одним отцом духовным исповедываться в одних грехах, перед другим – в дру­гих. Такая исповедь бывает недействительной; ре­шиться все грехи без утайки поведать священни­ку, и в них покаяться, и впредь их избегать.

Хотя прежние наши грехи при Таинстве испо­веди и прощаются, но мы несем за них Божию епитимию: терпим болезни, скорби, немощи, и всё, что Господь посылает нам к очищению грехов на­ших. Когда Господь прощает нам грехи наши, мы сами не должны прощать их себе, но всегда по­мнить о них, непрестанно возобновляя раскаяние в них. Неуместная или чрезмерная печаль о грехах оскорбляет Духа Божия.

Что значит искренне исповедаться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять. Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние.

Старец Варсонофий Оптинский говорил: «Вы знаете, какая у дьявола тактика? Он, ведая, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не пока­ялся. С этой целью он всячески умаляет степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важ­но», «Бог тебя простит», и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается, наконец, исповедать свой грех, то диавол старается всячески увеличить его тяжесть, внушая, что этот грех настолько ве­лик, что Бог никогда не простит его». Кто уклоня­ется от Святых Таинств Исповеди и Причащения, тотВРАГ САМОМУ СЕБЕ, ибо сам отвер­гает свое спасение.

Кто исповедуется, не имея истинного сожале­ния о том, что согрешил, и не чувствуя сокруше­ния в сердце своем, тот не получит от Бога про­щения в грехах своих. Объявляя духовнику одни душевные грехи, мало касаясь плотских, христиа­нин вредит себе, сам того не понимая. На челове­ка диавол особенно нападает тогда, когда видит что он находится в уединении, особенно когда он остается без совета и полагается только на свой разум. Вот чего требует Бог от христиан: поко­ряться Священному Писанию, исполнять делом прочитанное и веровать настоятелям и отцам ду­ховным. Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных старцев, или одного стар­ца – несколько раз, потому что самыйПЕРЫЙ ОТВЕТ идет от Господа, а второй – от рассужде­ния человека в старце. Покаяние нужно иметь не только при исповеди, но постоянно.ПОМНИвсегда того, кто напояет тебя добрым учением, и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это поможет тебе провести жизнь по воле Гос­пода.

Если возникло у тебя дурное чувство к старцу, – знай, что наставник для тебя ПОЛЕЗЕН, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей», «Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: “это не грех”, тот — сообщник грабителям» – Пр. 17:25, 28:24. Мо­жет быть, старец сбивает у тебя горделивое чув­ство или ещё какой-нибудь недостаток, а тебе по самолюбию, и врагу это неприятно – вот и подни­мается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу. Забудь её. «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей», «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17, «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» – Евр. 12:7-9.

О тех грехах, которых ты при всем своем жела­нии не можешь вспомнить, не беспокойся, что они тебе не простятся. Ты только имей искреннюю решимость во всём покаяться и со слезами проси Господа простить тебе все твои грехи, которые помнишь и не помнишь. Отсутствие сокрушения выражается в том, что человек открывает свои грехи как бы с некоторым бесстыдством, говорит о них, как об обыкновенных, безразличных делах, изви­няет свои поступки или слагает свою вину на дру­гих. Откровение имеет великую силу и важность. Даже тогда, когда кажется, что нечего и откры­вать, приди, прими благословение, и скажи, что открывать ничего не имеешь. Быть может, враг уже хотел что-нибудь подстроить тебе, а этими словами всё разрушено. Грехи исповеданные и нами осознанные снова открывать не следует. Свя­тым Причастием подается благодать в борьбе с врагом и для укрепления в добре. «Ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» – Сир.3:2.

Духовный отец, как столп, только указывает путь, идти надо самому. Если духовный отец будет ука­зывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа». («Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», стр.70).

Отделяющиеся от Церкви, меняющие отца сво­его духовного, уходящие оттуда, где духовно роди­лись, приняли правильное крещение, где прича­щались – ...и всё бросить, всё похулить своим ухо­дом; и начать рассказывать о мнимых грехах и явных недостатках своих отцов –этим совершается грех ХАМА (Быт.9:20-27). Хам же только не при­крыл наготу своего отца, и все его потомки так и остались черными (Африканский континент) до сего дня. Сколь тягчайший грех совершают духов­ные авантюристы, изменники, хулители Истины, когда отвергают всё бывшее, раздевают отцов сво­их, хулят каноны церкви, считая их не богодан­ными. «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?»,«Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение» – Евр. 10:29, 6:4-8.

Грехи родителей, предков, если в них не прине­сено покаяние, тяготеют и над потомками. Вот почему сын царицы Евдоксии, гонительницы Иоан­на Златоуста, Феодосий младший просил в пись­менном виде прощения у святителя через 32 года. Это же было и у царя Алексея Михайловича перед мощами митр. Филиппа за грех убийства и лютость Иоан­на Грозного.

«Кругом измена, трусость, обман» – записал в своем дневнике в день отречения 2 марта 1917 г. от престола св. муч. царь Николай II. Мы правнуки тех, кто предал и убил своего помазанника Божия.

Нет соборного, всероссийского покаяния за скорбь и убийство царя Николая II, и этими гре­хами исполнена земля русская, Церковь, семьи. Нераскаянный грех все ещё ядовито расползается и в потомках. «Мы изменили и солгали пред Гос­подом, и отступили от Бога нашего; говорили кле­вету и ИЗМЕНУ, зачинали и рождали из сердца лживые слова» – Ис. 59:13-16, «злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям» – Рим. 1:30, Принимавшие крещение обещались быть в послушании отца и наставника, быть членом именно Православной Церкви, не связанной ни экуменизмом, ни предательством и сотрудничеством с безбожниками (1927 г.). «Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук» – Пс. 77:57, «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь» – Иер. 3:20, «Господу они изменили, потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом», «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» Ос. 5:7, 6:7. Эти люди изменили Богу. «Они изменники предо Мною» – Иез. 2:3, и стали шептать злые слова и изменять лице своё коварно. «Беседа благочестивого — всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна» – Сир. 12:18, 27:11. «И всё это уже было под солнцем» – Еккл. 1:9. Духовные пираты стара­ются и других увлечь за собою в погибель; идут даже к извечным врагам, к римокатоликам и сек­тантам. О, горе лютое и грех тяжкий!«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» – Иоан. 13:18. Некогда Авессалом поднялся на отца и смутил многих, но погиб и рассеялись враги (2 Цар. 15:6, 18:10).

Мф. 10:21: «восстанут дети на родителей» – при­знак кончины века. И «Закон отцов наших дове­ден до ничтожества» – 3 Езд. 4:23. Потерявшие страх Божий отщепенцы всегда обвиняют других. Вот только несколько примеров из истории Церкви.

Савва Освященный, 5 декабря, стр. 133:

«В сие вре­мя явились в лавре некоторые иноки, развращён­ные плотоугодники, Духа не имеющие, которые издавна несправедливо обвиняли святого иВСЯ­ЧЕСКИ его огорчали. Так часто среди пшени­цы вырастают плевелы. Сии развращенные бра­тия, лучше сказать лжебратия, замыслили зло на святого, пошли жаловаться на Савву к патриарху: ”Это –ГРУБЫЙ, неумелый человек, не может руководить нами, не может по своей грубости и невежеству“. – И услышали в ответ: ”Если Савва мог собрать вас в том месте, то тем более он мо­жет, с помощью Божией и пасти вас“. Таких зло­деев было сорок человек. Савва удалился от них, думая, что они утихнут. Но когда он возвратился, то их стало ещё больше, всего человек до шести­десяти. Он оплакивал их, какПОГИБШИХ.Они решили открыть новую общину – монастырь. И снова пошли жаловаться патриарху. Патриарх же опять сказал: ”Приимите своего отца радушно и с должною честию и повинуйтесь ему во всем, так как не вы избрали его, а он вас собрал. Если же некоторые из вас, гордые и непокорные, не захотят смиряться и покоряться ему, тем мы пове­леваем тотчас выйти из лавры: не подобает сему отцу не занимать своего места“. ”Когда сие по­слание было прочтено в лавре посреди церкви и, враги Саввы, ослепленные злобой, подняли крик и смятение, бранили, злословили. Другие, взяв свои одежды и вещи, собирались уйти из лавры, а не­которые, схватив топоры и ломы, устремились к келии, которую построил сам преподобный Сав­ва, в неистовстве разорили её до основания, по­бросав дерево и камень вниз, в поток. Но и в другом монастыре этих лиходеев не приняли, и они решили совершенно отдельно строиться, но все пошло прахом, они погибли“. А Савва пред­сказал: ”Вот наступают дни, в которые жители сего места (отошедшие)ОТПАДУТ от правой веры и сии в гордости возмечтают о себе, но дерзость их разрушится, и величие их внезапно падет, и они будут изгнаны“.Слова отошедших были ”как яд змеиный в их устах, как болезненная язва под языком“. ”В чис­ле их первым был палестинец Нонн, который ка­зался истинным христианином, с виду благочес­тивым, внутри же полон был языческих и иудейс­ких лжеучений и пагубных ересей. Препод. Савва скорбел весьма о них, что отступали они с правого пути, с великим прискорбием переносил их близ­кое присутствие». «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы», «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – 1 Kop. 10:6.

Ещё пример: св. Иоанн Златоуст, 13 ноября, стр. 333. Когда читаешь об отделившихся от Златоуста, о их хулениях, то так и хочется воскликнуть: как ваши имена, и где вы теперь? А златословный учитель пребывает пред Престолом Троицы:

Враги стали порицать святого, укоряя его за немилосердие. Среди недовольных святым угод­ником Божиим находилось немало и клириков, живших порочно, т. к. он изобличал их лукавые дела и отлучал иных от Церкви: особенно враги были раздражены поступком диакона Серапиона, кото­рый благоверно служил при патриархе и, живя благочестиво, однажды в присутствии всех клири­ков сказал Иоанну Златоусту: «Владыко, ты не испра­вишь сих, если не разгонишь всех их одним жез­лом», и стали возводить на святого всякие хулы. Не одна царица враждовала против святого, но многие другие, жившие нечестиво... Златоуст, бу­дучи пылким, произнес речь против жестокостей женщин. Царица всё это применила к себе... С горечью увидел св. Иоанн Златоуст, что его осуди­ли, злоба врагов удалась, и простодушно удивлял­ся, как это случилось; и на соборе осудили пра­ведника, сослали, и погиб он от их лютости.

Говорят: было бы у вас всё хорошо, от вас бы не уходили люди. Говорящие так показывают, что они не знают ни жития святых, ни содержания Биб­лии. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» – Иоан. 6:66, показывает, что даже от Иисуса Христа отошли хотевшие провозгласить Его Ца­рем, когда слова Спасителя не могли вместиться в них, ищущих выгод земных, сытости плотской. Отчего блудный сын ушёл из дома? (Лук. 15 гл.) Чего ему там не хватало? Вероятно, что и товари­щам он сумел объяснить, отчего он ушёл от отца, и ему поверили и похвалили его здравость сужде­ния и приобретённую им свободу. Теперь у коры­та рядом со свиньями нет над ним диктата, он «свободен» умереть.

Грех Хама, преступление ха­митов несмываемо, угрожает и непочитающим своих отцов. «Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» – Пр. 2:8, «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен», «Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется» 17:21, «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей» – Притч. 30:11, и прокляты такие дети пред Богом, рабы рабов будут и пойдут к рабам рабов, и воро­ны выклюют глаза хама, насмехающегося над от­цом. Духовное родство выше плотского, так и духовный отец выше земного, плотского.

«Нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного порядка. В какой мере воп­росы объединения церквей, экуменические конг­рессы и т.д. Могут эти вопросы представлять интерес дляМА­СОНСТВА?.. Это близко интересует масонство и является сродной масонству». (Издание ВСЦ. Париж. N 3, сент.1946 «Объединение церквей») Участие в экуменизме – грех, в котором необходимо исповедаться.

«Простому, здравомыслящему православному человеку не может прийти на мысль причаститься в протестантском илиКАТОЛИЧЕСКОМ ко­стеле, и это потому, что всем своим существом, органически, он знает внутренним безошибочным знанием, что нет Святого ПричастияНИГДЕ,кроме как в Православной Церкви Христовой... Совсем забыто святоотеческое изречение, что «причастиееретиков есть пища бесов» Митр. Ви­талий (С.Рос. 26.9.96).

Нет ничего страшнее, как потерять веру православную и впасть в веру католическую, в ересь сек­тантства. Авва Агафон (2 марта)согласился с любым обви­нением кроме обвинения в ереси. Евтихий патриарх (6 апреля): еретика следует анафематствовать и после его смерти. Косма скопец (3 августа) заговорил и в могиле: не прикасайся, ибо ты еретик, хотя и по­хоронен как православный епископ, но тайно ты держался ереси... На ересь и раньше смотрели не­которые, как на благочестие. Александр (25 января): народ ересь принимал за истину, а еретиков почитал как истинных христиан. Киприан (31 августа): у еретиков нет спасения. Екатерина (25 ноября): С еретиками нельзя ни молиться, ни беседовать, соглашаясь с ними, с их бесовским учением. Антоний (17 января): я никогда не беседовалДРУЖЕСКИс еретиками. Св. Поликарп (23 февраля) Маркиону еретику: ты первородный сын дьявола. Апостол Иоанн оказался в бане вместе с еретиком Ахиритом, не зная о том. «Бежим отсюда, чтобы не погибнуть вместе с еретиком», – сказал он ученику своему. Семей злословил царя Давида, назы­вая его беззаконником. И за терпение псалмопев­ца Бог вознаградил его (2 Цар. 16:7-13).

Сисой Великий (6 июля), стр. 118:

«Был у сего пре­подобного отца ученик Аполлос. По силе вражье­го коварства в числе прочих пожеланий и искуше­ний у него явилось желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образе святи­телей, хиротонисавшие его во епископа. Не по­слушав Сисоя, чтобы не добиваться этого, Апол­лос тайно бежал в город, но дорогой встретил его бес. Имея звериное подобие, бес в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распрос­траняя смрад, бес являл перед глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего даже невозможно пе­редать на письме. Кинувшись Аполлосу на шею, бес обнимал его руками и часто целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил ему: «Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои жела­ния... доведу до конца твои желания» Призвав имя отца Сисоя, увидел, что бес, отступив от него, пре­образился в красивую женщину и сказал ему: по­дойди, удовлетвори своему желанию. Я обещаюсь сделать тебя священником и епископом».

Урок всем покидающим, меняющим своих духовных отцов. Как страшно мирно беседовать с еретиками и соглашаться с ними и, тем более, рассказывать врагам Церкви о своих отцах духовных худое.

Паисий Великий (19 июня), стр. 436:

Один ученик свя­того на пути беседовал с евреем, который «увидев про­стоту его, начал изливать скверным своим языком яд. И сказал еврей, что Христос ещё не пришёл, а придет. Инок же по своей умственной слабости и простоте сердечной, внимал, как истине, и даже раз промолвил: «Может быть, и правда, что ты говоришь». Паисий сказал ему после, что этими словами ученик отвергся Христа, лишился благо­датиКРЕЩЕНИЯ, перестал быть христиани­ном, «теперь иди и оплакивай, как хочешь, ибо нет тебе места со мною, но твое имя написано с отвергшимися Христа, – с ними ты и примешь ад и муки». После долгих молитв, из уст ученика вышел бес в виде дыма темного, стр.443.

«Среди учеников преподобного был некий старец, который имел совершенноМИРСКИЕ обычаи и нравы; слу­шал Паисия и..ПОНОСИЛ слова святого, по­зволял себе и ругаться над беседами святого Паи­сия, говоря при этом одну только растлевающую и хульную ложь. По молитвам Паисия и просьбе лживого инока, из уст хульника вышел злой дух».

Мартин епископ (12 октября), стр. 297:

«Среди духовенства в монастыре был один молодой человек, по имени Брикций, который происходил из самого низкого звания, но которого Мартин приютил, воспитал и возвёл в сан диакона. Возбуждаемый злыми духа­ми, Брикций стал страшно поносить своего не­злобивого учителя и в глаза, и за глаза. Святой муж старался образумить его кроткими наставлениями, но это не действовало на безумца, и он продолжал изрыгать ещё большие хулы и потом убежал и встречному назвал Мартина обманщиком. «Поче­му ты меня назвал обманщиком?» – «Я никогда не называл тебя так». – После того с Брикцием сдела­лись припадкиБЕШЕНСТВА, и, однажды, ког­да Мартин сидел на скамье перед своей кельей, Брикций набросился на него с яростными руга­тельствами, причем на соседних скалах ему вид­нелись два демона, поощряющие его к безумству».

Истинный отец есть тот, через которого душа об­ратилась, питалась духовными беседами, или от кого приняла крещение и где исповедывалась; «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» – 1 Кор. 4:15, и до самой смерти дети духовные не имеют права осуждать, раздевать отца, чтобы не сделатьсяХАМАМИ, проклятыми Богом. Кто же дерзнул на это, тот давно перелез через ограду закона Божественного, морального и идёт к поги­бели. «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно» – 3 Иоан. 9-12, «есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей», «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17. Это гордые Диотрефы, строители Вавилонской башни разделения и гордыни. Разве патр. Тихон давал повод Введенскому А.И. (названному митр. Виталием у обнов­ленцев), Красницкому и др. обновленцам-отступ­никам повод хулить себя, отделяться от церкви? «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» – 1 Иоан. 2:13.

Убив брата Авеля, Каин скитался и дрожал всю жизнь. Этот страх на всех духовных убийцах – так сделанный грех Адама заставил скрываться, бежать от лица Отца. И дух безбожия срывает, как незре­лые смоквы бывших в Церкви.

Отступники от Церкви Христовой всегда гово­рят о любви, которой они не нашли в Церкви, и о том, как много любви там, где они теперь – вне Церкви православной. Говорят ещё более о мире, которого не обрели в Церкви; а на самом деле сами-то и не явили любовь, мирность. «Не нужно ос­тавлять падших, хотя бы мы наперед знали, что они не послушают нас» Иоанн Златоуст.

Почему Иуда стал предателем? Путём анализа Иуда пришёл к выводу, что он ошибся в Иисусе из Назарета, что Он не Тот обещанный пророками Мессия, а Об­манщик, а значит и сам Иуда оказывается не на той стороне; что Христос предал мечты Иуды о Царстве Израиля, – и предательством ответил на предательство. И только увидев Христа на Голгофе, вновь осознал, что первое его решение следовать за Христом было истинное, а уход от Истины по­грузил его во мрак. И удавился от ужаса содеянно­го предательства.

«От истины отвратят слух и обратятся к басням». 2 Тим. 4:4, «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия». 2 Петр. 1:16), сворачи­вают с прямого пути исповедания своего греха на путь тайных сборищ, ропота, клеветы. Уходя от законных собраний церковных, раздевают Мать – Церковь, ибо Церковь, по слову Златоуста, одева­ется людьми, как листьями. И сей грех страшнее греха Хама, только лишь не прикрывшего наготу отца своего.

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» VI Всел. 80, Гангр. 5, Анк. 2.

Но как бы далеко ты ни ушёл от Бога и Церкви, уде­сятери решимость вернуться «Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте её в десять раз, чтобы обратиться и искать Его» Вар. 4:28). «Не будем самолюбивы, ибо отСАМОЛЮБИЯ, как вет­ви, произрастают все пороки»Исихий.

«Забве­ние, леность и нерадение рождаются от сластолю­бивой и покойной жизни, от привязанности к славе и развлечению. А первоначальная причины и са­мая негодная мать всего этого – самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная привержен­ность к телу» Ефрем Сирин.

«Кто утверждается на собственном разуме и живет поСВОЕЙ ВОЛЕ,тот привлекает к себе толпы бесов» Авва Исаия.

«Ничто не приводит так скоро к невидимой гибе­ли, какСАМОМНЕНИЕ и самоугодие» Петр Дамаскин.

«Самомнение – это наша немощь ду­ховная, весьма трудно замечаемая и осознаваемая, более всего в нас противна Богу, как первое исча­дие нашейСАМОСТИ и самолюбия и источ­ник, корень и причина всех наших падений и не­потребств. Она затворяет ту дверь в уме или духе, только через которую обыкновенно входит в нас благодать Божия, не давая благодати войти внутрь и обитать в человеке» Никодим Святогорец.

Отступники отПРАВОСЛАВИЯ, впадая в ересь ересей – в экуменизм, в католическую схизму считают себя находящимися в Церкви.

«Крайнее окаменение, омертвение и нечувстви­тельность заключается в том, что кто-либо имеет большую смертельную рану, но не ощущает бо­лезни. Последнее же безумие заключается в том, чтобы падать в яму, в пропасть и не знать этого своего падения, не смотреть на него и не боять­ся. Это похоже на пьяницу, который не понима­ет, что с ним делается. «[И скажешь:] ”били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же“» – Пр. 23:35. Если кто спро­сит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть си­дит этот духовный слепец при пути православ­ной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: ”Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня“» Димитрий Ростовский.

«Истина Хрис­това им темна, а противное этой истине – ложь им кажется ясной: тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: ”Неужели и мы слепы?“ – Иоан.9:40. Нечего скры­вать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и неведения света лежит на них» Феофан Затворник.

«Любая рассеянность и по­груженность во многие заботы непременно со­единены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою» Брянчанинов.

«...Они оставляют свое сердце следоватьСОБСТВЕННОИ ВОЛЕ и воле диавола, кото­рый, видя, что они сошли с правого пути, не толь­ко не мешает им подвизаться в этих телесных под­вигах, но укрепляет их в их суетных помыслах. Испытывая при этом некоторые духовные состо­яния и утешения, эти подвижники считают, что возвысились уже до состояния чинов ангельских и чувствуют в себе как бы присутствие Самого Бога. Они находятся в великой опасности. Имея внутреннее око, то есть ум свой, помраченным, они смотрят ими на самих себя, и смотрят не­верно... После этого уже нет возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме осо­бого Божия воздействия» Никодим Святогорец.

«Вся­кий человек более или менее склонен кПРЕ­ЛЕСТИ, потому что самая чистая природа че­ловеческая имеет в себе нечто горделивое. Уже нет никакой способности к духовному преуспея­нию в зараженных«МНЕНИЯМИ», они уничтожили эту способность, принеся на алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения. Одержимые «мнением» по большой ча­сти преданы сладострастию, не смотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном право­славном подвижничестве»Игнатий Брянчанинов.

«Ник­то пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: ”истребит Гос­подь все уста льстивые, язык велеречивый“ – Пс. 11:4» Феодор Студит. «Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя на показ» Василий Великий. «Оставив легкое бремя, то есть самоукорение, мы возложили на себя тяжелое самооправ­дание» Иоанн Колов. «Лучше всегда себя везде признавать виновным. Такое смиренное призна­ние делает человека угодным Богу и людям. Хотя перед людьми мы можем быть не виноваты, но перед Богом всегда виноваты» Тихон Задонский.